Виталий Ахмеров
В Ульяновской области коммерсанты конкурируют с государством за штрафы с водителей.


Собираемые штрафы — лакомый кусок для бизнеса, поэтому компании готовы ставить системы фотовидеофиксации за свой счет.

В проекте областного бюджета на 2018 год заложено 686 миллионов рублей на субсидирование автономной некоммерческой организации «Цивилизация», учрежденной региональными и муниципальными властями для создания системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения и весогабаритного контроля. Предполагается, что выделенные из казны деньги пойдут на оплату услуг коммерческих организаций, которые оборудуют дороги 198 рубежами контроля (где-то это стационарные и мобильные камеры, где-то — датчики веса), а также возьмут на себя функции по их обслуживанию.

По словам первого зампреда областного правительства Андрея Тюрина, это нужно в первую очередь для повышения уровня безопасности дорожного движения, а также сохранности дорог.

— Практика показала, что наличие на дорогах камер дисциплинирует водителей и позволяет добиваться значительного снижения количества ДТП, а также числа пострадавших и погибших в них людей, — отметил Тюрин. — Что касается весогабаритного контроля, то федеральная система «Платон» принесла Ульяновской области немало проблем, потому что большегрузный транспорт стал стремиться объехать ее по региональным трассам, в связи с чем они быстрее приходят в негодность. Собственная система весогабаритного контроля на наших дорогах позволит прекратить такую практику.

Помимо повышения дорожной безопасности, система фотовидеофиксации нарушений приносит в бюджет неплохие доходы.

— Используя статистику, мы рассчитали, что, затратив 686 миллионов рублей на эту систему, привлечем в бюджет приблизительно 1,2 миллиарда в виде штрафов. Разница в 500 с лишним миллионов станет чистым доходом казны, который можно будет направить на исполнение социальных обязательств, — продолжает Тюрин.

Однако некоторые представители общественности чиновникам не доверяют. Их смущает организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации, выбранная для оператора, которому доверят бюджетные деньги.

— На автономные некоммерческие организации не распространяется 44-й Федеральный закон, регулирующий госзакупки, а потому расходы АНО «Цивилизация» не будут достаточно прозрачными, доступными для контроля, — опасается член региональной Общественной палаты Елена Малышева.

Добавляет пикантности и тот факт, что в наблюдательный совет АНО «Цивилизация», помимо чиновников, вошел владелец известной в регионе телекоммуникационной компании, специализирующейся на обслуживании систем видеонаблюдения, а юридический адрес АНО странным образом совпал с адресом этой самой компании.

Свой вариант создания системы фото-видеофиксации нарушений ПДД предложила еще одна ульяновская IT-компания. По мнению ее директора по внешним связям Дениса Ефремова, более эффективной могла бы стать модель частно-государственного партнерства, при которой все затраты на установку и обслуживание камер и датчиков веса возьмет на себя частная компания, а затем она сторицей вернет свои инвестиции за счет большей части получаемых от системы штрафов. При такой модели, считают специалисты фирмы, не останется внакладе и бюджет, который «при нулевых затратах получит порядка миллиарда рублей прибыли за 10 лет». Соответствующее предложение компания направила в региональный минфин.

Впрочем, по мнению министра промышленности, дорожного хозяйства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Дмитрия Вавилина, говоря о «нулевых» затратах бюджета, частники несколько лукавят.

— Согласно Бюджетному кодексу, штрафы нарушителей ПДД в полном объеме поступают в бюджет, поэтому возвращать инвестиции в рамках такого частно-государственного партнерства все равно придется из казны, — пояснил Вавилин.

Как заверил «РГ» руководитель АНО «Цивилизация» Вадим Зуйков, альтернативное предложение в конечном счете обойдется государству на 40 процентов дороже той модели, что уже выбрана для реализации и прописана в проекте бюджета, принятого в первом чтении. Второе чтение запланировано на ноябрь.