Сергей Поленов
Люди, назначаемые арбитражным судом конкурсными управляющими фирм, объявляемых банкротами, занимаются зачастую ерундой, – с тем, вероятно, чтобы потянуть время и подольше посидеть на зарплате на этих должностях.

В ульяновском ЖКХ много разных управляющих организаций – полупрозрачных, полумутных и совсем мутных. Вот таким совсем мутным, на мой взгляд, было ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» (ЖЭК), созданное одним из городских коммунальных чиновников советской еще поры. Знаю дома, собрания собственников которых никогда не голосовали за избрание этой компании в качестве управляющей, но однажды выяснялось, что они находится-таки в ее ведении. Узнать, каким образом это произошло, было делом безнадежным. В целом ряде домов уловку провернули, похоже, через создание ТСЖ – в частности, ТСЖ «Мегаполис», в котором хозяйствовали те же фактически люди, что и в ООО «ЖЭК». Как возникли это и ему подобные ТСЖ, тоже неизвестно, поскольку жильцы никаких заявлений о вступлении в них не писали, и ТСЖ были, следовательно, незаконными. Но заключали, видимо, договоры с тем же «ЖЭКом», передавая ему жильцов как крепостных.

В 2012-2013-х годах «Мегаполис» и «ЖЭК» устроили чехарду с платежами за отопление. Общедомовые счетчики были установлены еще в 2009-2011 годах, но их показания при начислениях платы не использовались, счета выставлялись по нормативу. Можно предположить почему – в домах было холодно, счетчики накручивали меньше, чем получалось по нормативу, и делалось так, как было выгодно УК, а не жильцам. В декабре же 2012-го вдруг начали жарганить, и «нагревать» жильцов на разнице между прибором учета и нормативом управленцам стало невыгодно, так что за декабрь счета были резко выставлены уже по показаниям счетчиков. Позже в суде выяснилось, что в Волжскую ТГК ЖЭК передавала показания и за октябрь-ноябрь, но жильцам начисляла по нормативу. Суд признал это нарушением закона, и на УК был наложен штраф. Потом состоялись уже уголовные процессы, где управленцев обвинили в уводе собираемых с жильцов денег в подставные фирмы (на таковую, кстати говоря, сильно смахивала и «ЖЭК»), несколько человек были приговорены к разным срокам лишения свободы, а часть замешанных в махинациях фирм, таких, как ТСЖ «Мегаполис», ликвидировали.

Нынешней осенью ООО «ЖЭК» подало голос: жильцам домов, которые в 2012-2013 годах мучились под его управлением, стали приходить так называемые претензии с указанием задолженностей и требованием их погасить. В противном случае угрожают взыскать долги через суд. Под претензиями – подпись конкурсного управляющего, некоего Валерия Жидко, причем из Димитровграда. И вот то, что делает этот Жидко, мы и назвали ерундой. Во-первых, основанием для оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктом 2 статьи 155 Жилищного кодекса является не претензия, уведомление, предупреждение или извещение, а исключительно платежный документ, но, как говорят жильцы «жэковских» домов, ни сам «ЖЭК», ни его альтер-эго ТСЖ «Мегаполис» никаких документов жильцам не предоставляли, и они, жильцы, были вправе в принципе не платить. Во-вторых, Жидко шлет свои претензии и в дома, которые уже по четыре-пять лет находятся в управлении других управляющих организаций. Между тем в соответствии с п.1 ст.196 и ст.200 главы 12 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности по таким спорам составляет три года, и даже если какие-то долги перед ООО «ЖЭК» у жильцов были бы, срок давности по ним уже почти дважды истек.

Это юридически значимый факт, которым суды, куда грозит обратиться Жидко, руководствуются при рассмотрении подобных исков, и который является основанием к вынесению судами решений об отказе в таких исках. Для чего ответчику достаточно лишь заявить в суде об истечении срока давности (п.2, ст.199 Гражданского кодекса). Если Валерий Жидко не в курсе вышеприведенных правовых норм, непонятно, что он делает тогда в конкурсных управляющих, в которые, по логике, суд должен назначать юридически образованных людей. Да и вообще – не с того он начал, бросившись искать блох с истекшим сроком давности. Не эти блохи доводят фирмы до банкротства, не они довели до него и ООО «ЖЭК». Жидко бы выяснить, в какие конторы были выведены средства уже «ЖЭКом», по факту чего тоже был уголовный процесс, и вернуть эти средства. Установить, насколько легитимной была деятельность ООО «ЖЭК» по управлению домами, которые его не выбирали, и, если эта деятельность была незаконной, вернуть жильцам деньги, уплаченные ими за такое управление. Разобраться в махинациях с показаниями приборов учета при начислении платы за отопление в отопительных сезонах 2011-2012 и 2012-2013 и вернуть жильцам то, что с них было взято неправомерно, а это солидные суммы. Вернуть деньги, уплаченные людьми за ОДН, которые потом были отменены судом, но перерасчета в «жэковских» домах, насколько это известно, не делалось. Но легче всего, конечно, сидеть где-нибудь в Димитровграде и строчить малявы о долгах, даже не разобравшись, были ли такие долги, насколько обоснованны они были, если были, когда они накопились и как соотносится требование их оплаты со сроком исковой давности. И так далее. Иначе определение судами периода конкурсного управления теряет всякий смысл, прокорм же конкурсных управляющих таким смыслом явно не является. Это не конкурсное управление, а его профанация.