В Ульяновской области оспаривают право фиксировать дорожные нарушения.
В Ульяновской области развернулась ожесточенная борьба между компаниями, желающими заработать на эксплуатации камер, фиксирующих нарушения ПДД. «Проф-ИТ групп», принадлежащая владельцу УАЗа Вадиму Швецову, намеревалась реализовать в регионе проект концессии, в рамках которого компания получала бы 90% от всех штрафов в обмен на установку и обслуживание камер. Но чиновники посчитали, что это слишком дорого для бюджета, и решили создать собственную структуру для установки комплексов, которая будет получать из бюджета 52% от штрафов. «Проф-ИТ групп» пожаловалась в связи с этим в ФАС.

На данный момент в Ульяновской области работает 89 «рубежей» фотовидеофиксации нарушений ПДД (в составе каждого из них может быть несколько камер). 22 из них находится в собственности региональных властей, остальные приборы принадлежат казанской компании «Автодория» и пензенскому ООО РКС: они по контракту передают в ГИБДД информацию и фотографии для формирования «писем счастья».

«Проф-ИТ групп», владельцем которой является собственник завода УАЗа Вадим Швецов, некоторое время назад заявила о готовности расширить сеть камер за свой счет в рамках концессии, взяв на себя также обслуживание приборов. Предполагалось, что компания инвестирует в систему фотовидеофиксации в общей сложности 2,9 млрд руб. Концессия предлагалась на десять лет, а возврат инвестиций — за счет 90% от собираемых штрафов. Таким образом компания получила бы в общей сложности 3,767 млрд руб., а доход бюджета о штрафов составил бы при этом 471 млн руб. После окончания концессии оборудование должно перейти в собственность региона.

ООО «Проф-ИТ групп» было создано в 2007 году, зарегистрировано в Ульяновске, ранее 100% компании принадлежало ОАО «АЗ, с октября 2014 года 99% — собственность ООО «Эрфикс», полным собственником которого является Вадим Швецов, гендиректор ПАО «Соллерс» и ООО УАЗ. По словам регионального директора по внешним связям «Проф-ИТ групп» Дениса Ефремова, компания уже имеет успешный опыт реализации проектов по фотовидеофиксации в Московской, Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Предложение «Проф-ИТ групп» было направлено в региональную комиссию по концессиям, однако чиновники принимать его отказались. Региональный министр развития конкуренции и экономики Рустем Давлятшин пояснил “Ъ”, что «причина отказа “Профит-ИТ групп” в непроработанности предложения»: «90% — это слишком дорого для бюджета». Денис Ефремов считает, в свою очередь, что «это отговорка»: «Чиновники просто не хотят использовать эту форму ГЧП».

Вместо этого проект по расширению сети камер правительство Ульяновской области поручило АНО «Цивилизация», зарегистрированному в июне (учредителями выступают региональные Минстройтранс, Минэкономики и администрация Ульяновска). На деятельность организации для расширение сети фотовидеофиксации уже заложены субсидии на 2017 год — 540 тыс. руб. из областного бюджета и 2,6 млн руб. из бюджета Ульяновска. Проектом облбюджета на 2018–2020 годы установлено предоставление ей субсидий по 687 млн руб. в год. В общей сложности планируется поставить 200 новых камер, кроме того, АНО будет заниматься модернизацией и обслуживанием оборудования. По словам руководителя «Цивилизации» Вадима Зуйкова, штрафы, полученные с помощью комплексов, будут идти напрямую в бюджет, но 52% из этой суммы будут возвращаться для оплаты услуг «Цивилизации». При этом, пояснил “Ъ” господин Зуйков, АНО будет выступать, по сути, в роли «проектного офиса», закупая услуги, софт и оборудование. «Цивилизация» планирует привлечь более 2 млрд руб. частных инвестиций в рамках данного проекта, говорит он.

«Профит-ИТ групп» не согласилась с решением комиссии по концессиям, а также с решением передать весь проект «Цивилизации». Компания, по данным “Ъ”, направила жалобу в ФАС, документ при этом подписали еще несколько московских компаний, собиравшихся участвовать в конкурсе на получение будущей концессии. «Передача функций по внедрению системы интеллектуального видеонаблюдения организации, созданной в форме АНО, несет в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства и ограничения конкуренции»,— говорится в совместном заявлении. Они ссылаются на ст. 16 закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются соглашения между органами власти и хозсубъектами, если они могут привести к ограничению конкуренции. В компаниях говорят так: «Цивилизация», как АНО, вправе заключать договоры с поставщиками и подрядчиками без проведения конкурсов компании, это является признаком ограничения конкуренции. Также заявители опасаются, что «преимущественным» доступом к участию в закупках через «Цивилизацию» могут стать компании, находящиеся по одному юридическому адресу с АНО и «аффилированные» с крупным ульяновским предпринимателем Юрием Коротиным (он же назначен представителем Ульяновска в наблюдательном совете «Цивилизации»)». В связи с этим компании просят ФАС провести проверку, не допустив «ограничения конкуренции и возможного сговора», а также приостановить действие «Цивилизации».

Министр Рустем Давлятшин, комментируя опасения компаний, заявил: «Проф-ИТ групп» может просчитать и написать новое предложение, и оно будет снова рассмотрено комиссией. Несколько иная позиция у первого вице-премьера облправительства Андрея Тюрина, заметившего, что «Проф-ИТ групп» «может работать на этом рынке, но только через закупки “Цивилизации”’». «В Москве, например, отказались от концессии и создают свои предприятия, то же самое в Казани, Питере и Нижнем Новгороде. А то они (“Проф-ИТ групп”.— “Ъ”) наговорили, что все это для бюджета бесплатно, хотя в реальности это совсем не так»,— добавил вице-премьер.

Напомним, Ульяновская область далеко не первый регион, где применяется частный капитал для расширения сети дорожных камер. Так, в Москве 500 из 1,4 тыс. комплексов арендуются столичным Центром организации дорожного движения у компаний «Алагер» и «Строй Инвест Проект», при этом их прибыль не зависит от количества вынесенных штрафных постановлений. Власти Московской области, в свою очередь, заключили концессионное соглашение с «МВС Груп», согласно которому компания получает 233 руб. за каждый штраф (независимо от его размера), вынесенный ГИБДД и оплаченный автовладельцем, в обмен на установку дополнительных 1 тыс. приборов в 2017–2018 годах.

Сергей Титов, Ульяновск; Иван Буранов