Ровно неделю назад (10.11.2017) рабочая группа Совета по продвижению чтения и книгоиздания при губернаторе области среди прочего обсуждала вопрос об издании фотокниги с претенциозным названием «Люди земли Симбирской – по следам Вильяма Каррика».
Полагая, что многие читатели не знают, кто такой
Каррик, привожу краткую ссылку об этом человеке:
«Мастер портретной фотографии, Вильям Каррик одним из первых в России стал заниматься этнографическими снимками и репродуцированием картин. Несколько сотен работ выполненных Карриком и его другом и компаньоном Джоном МакГрегором в поездках по Петербургской, Ярославской, Костромской, Казанской и Симбирской губерниям, в городах и сёлах Поволжья и Нижнего Новгорода стали бесценным источником изучения жизни в России.
В 1870 году, на Мануфактурной выставке проходившей в Санкт-Петербурге за «отличное выполнение фотографических снимков из народного быта» награжден бронзовой медалью.»

Запомним главное: работы Каррика «.. стали бесценным источником изучения жизни в России».
Добавлю еще, что за прекрасно исполненный свой фотопортрет Каррику подарил перстень с бриллиантом член правящей царской семьи.
Спустя много лет после кончины фотографа, его дальняя родственница, унаследовавшая имущество, обнаружила в старом шкафу множество негативов на стеклянных пластинках – и, так сказать, вывела их на публику. Их изготовил Каррик.И это стало сенсацией в мире фотоискусства.
И было, было чему удивляться! На заре фотографии, когда при съемке на ярком солнечном свете требовалась выдержка в одну-две минуты (и, значит съемки должны были быть чаще всего постановочными) фотомастр Каррик добился невероятной смысловой – и, можно сказать, репортерской выразительности! И ведь вправду так: гляньте-ка на эти две черно-белые репродукции из тысячи снимков Каррика! Какое блестящее мастерство, какой художественный вкус, какое безупречное чувствование характеров, как ощутимо переданы атмосфера, оттенки уже далекого от нас времени! Какова социальная составляющая! Даже сегодня, когда процесс светописи мгновенный – а камеры просто технически чудодейственны – такой живописи,такой правдивости мало кто добивается…
Говоря короче, Каррик оставил потомкам не просто картинки – а социально – бытовой срез того времени, той эпохи, того состояния, которым был полон человеческий мир жителей нашего Поволжья (в основном – крестьянский мир). Бесценный, надо заметить, подарок!

И вот родилась в головах ученых людей из ульяновского НИИ экономики, истории и культуры (кажется, именно так называется это скороиспеченное учереждение) в общем-то неплохая мысль:
«.. а не затеять ли некий «проЭкт» (нынче такой продукт в моде – Ж.М.) в связи с тем, что Каррик не раз бывал в Симбирской губернии, что с той поры прошло уже чуть ли не сто пятьдесят лет… и не пойти ли нам по следам товарища Каррика – и нафотографировать современных симбирян»?
И пошло-поехало! «Поехало»- в самом прямом смысле. Был найден в Москве фотограф с именем Леонид Лазарев (в самом деле большой мастер фотодела); были обеспечены финансы, транспорт, собрана «команда» (тоже модное словечко – Ж.М.) – и покатила по симбирским и даже нижегородским весям эта научно-фотографическая компания… Катилась аж два года.
Конечно, с целью не только, полагаю, подражать удачным работам Каррика – но даже и (возможно) его превзойти…
Повторюсь: «Проэкт» выполнялся в течение двух лет. И вот как рассказывает об этом сотрудница вышензванного НИИ:

«. За время существования проекта было обработано и изучено 500 архивных страниц и фотографий, собрано более 50 устных свидетельств о самых сложных и неоднозначных событиях в истории ХХ века в нашем крае и создано более 60 высокохудожественных фотопортретов жителей Ульяновской области. 20 населенных пунктов региона стали точками маршрута.
«Спустя почти 150 лет после легендарной фотосессии русского фотографа шотландского происхождения Вильяма Каррика на Ульяновской земле создается галерея современных русских типов. Фотохудожник наших дней отражает жизнь простых людей нестоличной России. Среди его героев – представители разных народов, конфессий, поколений и занятий: хранительницы традиций и юнцы, ещё только вступающие в жизнь, счастливые мамы и убелённые сединами старцы. За два года частично был восстановлен путь фотографа позапрошлого столетия Вильяма Каррика, собраны воспоминания жителей Ульяновской области, выявлены удивительные истории и судьбы тех людей, для которых малая родина – не географическое понятие и не отметка в паспорте, а повседневная жизнь с её маленькими радостями и проблемами».

Добавлю, что «проЭктом» руководил московский фотомастер Леонид Лазарев.
Казалось бы, все О,КЭЙ! После победных реляций ,презентаций, передвижных показов и было решено (кроме всего прочего) издать фотоальбом…
И вот тут произошло нечто. На заседании рабочей группы Совета по книгоизданию, послушав сотрудников НИИ, познакомившись с представленными работами Л.Лазарева было почти единодушно не поддержано издание фотокниги, которая (по замыслу проектантов) должна была представить читателям и зрителям фотодокументы, повествующие о сегодняшней жизни земли Симбирской-Ульяновской и ее людей.…
Почему? А потому, что не увидели в представленных цветных фотоработах того,что оставил нам Вильям Каррик. То есть: социальной наполненности, натуральности, документальной точности, художественной правдивости.
Говоря короче: суровая ПРАВДА, которую увидел и запечатлел Каррик как-то вкрадчиво уступила место

ПОХОЖЕСТИ…
Говоря проще: помешал макияж. Да и оно и понятно: приукрашивание реальности – оно всегда способно сыграть плохую шутку даже с даровитым человеком.

А читатели «Симбирского глагола», сравнив публикуемые фотографии, сами могут решить кто тут прав …
Жан Миндубаев