Конфликт России и Украины вокруг продления летной годности самолетов «Руслан» (Ан-124-100) может неожиданно разрешиться мирным путем, пишет «Коммерсант». Как стало известно изданию, начались закрытые переговоры о возобновлении сотрудничества. По итогам украинское ГП «Антонов» может согласиться продлевать летную годность самолетов компании «Волга-Днепр» в Ульяновске. Взамен Киев может получить документацию для продления ресурса самолетов Ил-76. Сотрудничество стран в авиапроме прервалось после присоединения Крыма.
«В достижении договоренностей заинтересованы обе стороны, но окончательное решение пока не принято из-за сложных взаимоотношений между двумя странами, – рассказал один из собеседников «Коммерсанта». – Пока есть понимание о стоимости услуг и месте проведения работ: бригада украинского предприятия займется ими на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске».
«Антонов» по распоряжению правительства Украины вышел из украинско-российского СП «ОАК-Антонов» в сентябре 2015 года. Конфликт не только остановил перспективные совместные проекты, но и создал для компании «Волга-Днепр» серьезные трудности с продлением ресурса и обеспечением жизненного цикла Ан-124-100 «Руслан» – крупнейшего в мире грузового гражданского самолета. В парке перевозчика – 12 «Русланов», которые выполняют чартерные грузовые перевозки. Но держателем сертификата типа самолета, разработанного еще в СССР, остается «Антонов». По его условиям процедура продления ресурса должна производиться каждые четыре тысячи летных часов, хотя сам назначенный ресурс гораздо больше – 50 тысяч часов, 10 тысяч полетов и 45 календарных лет.
Российская сторона предлагала передать право следить за эксплуатацией судов КБ Ильюшина, но «Антонов» выступил категорически против. «Любая попытка передать функции организации, ответственной за типовую конструкцию, другому предприятию при наличии разработчика грубо противоречит стандартам ICAO, а также авиационным правилам и нормам ЕС, США, Украины и РФ»,- заявляли в украинском концерне, угрожая снять с себя ответственность за безопасную эксплуатацию самолетов на международных линиях. В Минпромторге РФ в ответ указывали, что «несмотря на заявления ГП «Антонов» о поддержании сертификата типа» российские эксплуатанты испытывают сложности с поддержанием летной годности «Русланов».
Собеседник «Коммерсанта» в российском авиапроме убежден, что возможное привлечение ГП «Антонов» к работе по итогам новых переговоров больше нужно Киеву, чем Москве: «Украинское предприятие с 2016 года не выпустило ни одного самолета, а поддержание летной годности «Русланов» для них – это какие-никакие, но деньги». Однако другой источник подчеркивает: «Волга-Днепр» занимается доставкой грузов в рамках крупных международных контрактов (например, перевозит производимые в Европе спутники на космодром Куру во Французской Гвиане). Если попытки украинской стороны заблокировать полеты «Русланов» за рубежом окажутся успешными, это выльется в удорожание логистики и «едва ли заказчики тех же космических аппаратов будут этим довольны».
Собеседник издания, близкий к украинскому Кабинету министров, надеется, что договоренности по «Руслану» будут заключены – «если Верховная Рада не поставит политическую целесообразность выше здравого смысла». «Мы мотивируем договоренности тем, что транспортники Ил-76МД, находящиеся у нас, а также состоящие на вооружении ВВС Украины,- это интеллектуальная собственность КБ Ильюшина», – пояснил собеседник «Коммерсанта». По его мнению, если .украинская сторона «упрется по «Русланам»», то в ответ может получить проблемы по Ил-76, на продление ресурса которых нужна документация российского КБ.
Александр ЦВЕТОВ