С какого возраста можно говорить с детьми о борьбе с коррупцией? Некоторые особо активные деятели проводят занятия даже в детских садах… В Ульяновске к вопросу решили подойти с научной точки зрения и создали «Антикоррупционную мастерскую».

Мы уже писали о старте проекта. Напомним, он стал победителем конкурса Общероссийской общественной организации «Знание», получил грант и реализуется при поддержке Правительства Ульяновской области, Молодежного инициативного антикоррупционного центра при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области и Межвузовской комиссии по вопросам противодействия коррупции при Совете ректоров вузов Ульяновской области.

– Это проект нацелен на то, что ульяновские студенты приобретают навыки использования психологических приемов противодействия коррупции. Затем они сами смогут обучать других студентов и школьников, – прокомментировала директор филиала Российского общества «Знание» Ирина Астраханцева.

Проект рассчитан на два этапа и будет реализован в течение ноября этого года. Первый этап уже завершился. Студенты нескольких ульяновских вузов прошли тренинги, где их обучали психологи и эксперты, в том числе и Уполномоченный по противодействию коррупции Ульяновской области Александр Яшин. Теперь начинается второй этап, когда обученные мастера антикоррупции сами будут проводить тренинги для других студентов и школьников.

В целом навыкам антиманипулятивного поведения и устойчивого негативного личного отношения к коррупции в рамках проекта прошли обучение более 60 студентов. Они, в свою очередь, проведут собственные тренинги еще как минимум для 500 участников. Таким образом, по замыслу организаторов, идея должна распространяться и расширяться, как круги на воде, охватывая все больше и больше людей.

Мы встретились и поговорили с автором проекта «Антикоррупционная мастерская» – заведующим кафедрой правоохранительной деятельности и противодействия коррупции УлГПУ, кандидатом юридических наук Татьяной Макаровой.

– В связи с чем у Вас возникла идея этого проекта – конъюнктура, влияние времени?

– Начнем с того, что я давно занимаюсь этой темой, с тех пор как в 2015 году была создана наша кафедра. Это сфера моих профессиональных интересов, и я всегда искала новые подходы в подаче материала именно для молодежи, чтобы им было это интересно и легко усваивать. Форма тренингов, на мой взгляд, воспринимается студентами наиболее живо, так как это не те нудные лекции, на которых засыпаешь от скуки. Здесь все динамично, идет живое общение, обсуждение, ребята выдвигают идеи, делятся своими мыслями и прислушиваются к мнению экспертов.

– Вы говорите о молодежи, имея в виду студентов. Но сейчас (на втором этапе проекта) пройдут мероприятия в школах. А в каком возрасте, по-вашему, не рано говорить с детьми о коррупции, так как есть большие сомнения, что они понимают, о чем вообще речь?

– На мой взгляд, действительно, некоторые педагоги перебарщивают… Были случаи, что просили провести антикоррупционные занятия для школьников 1-2 классов. По собственному опыту скажу, что начинать разговор о данном явлении все же надо не раньше чем в старших классах, то есть перед вступлением детей во взрослую жизнь. С другой стороны, хочу отметить, что со взрослыми проводить подобную работу намного труднее, так как у многих в более старшем возрасте уже сформировано отношение к проблеме, которую они воспринимают как часть жизни: «все берут, все дают; хочешь решить вопрос – дай взятку». С детьми проще, так как они еще не сталкивались с этим явлением вплотную.

– Вам в школах не попадались такие ученики, которые говорили бы в ответ на Ваше утверждение, что коррупция -это плохо, мол, а как же тогда сборы на шторы и линолеум? Вы не думаете, что у школьников при сопоставлении Ваших тренингов и того, что потом с них учителя требуют принести взносы на различные нужды класса, может сформироваться представление о двойных стандартах – что это нормально и так положено, когда говорят одно, а делают другое?

– Не сталкивалась с таким. Но, во-первых, занятия в школе проходят в присутствии учителя, а школьники никогда не скажут плохо о нем. Во-вторых, сами тренинги не создают такую ситуацию, чтобы поставить кого-то в неловкое положении. Цель в другом – сформировать отрицательное отношение к коррупции у подрастающего поколения, объяснить, что так делать нельзя и это порицаемый обществом поступок.

– Но ведь это система и, окончив школу, они неизбежно с ней столкнутся и будут вынуждены либо принять условия игры, либо быть отвергнутыми – разве нет?

– Нет, это психологический аспект личности – кто-то изначально предрасположен к коррупции. И таким слабым людям надо помогать не совершать ошибок и не создавать условий, при которых они могут их совершить. Общественное порицание – это очень действенный и мощный стимул. То есть когда человек знает, что за данный поступок он будет подвержен презрению со стороны окружающих, он остережется это делать.

– То есть проблема коррупции в психологии?

– Конечно, именно поэтому у нас в тренингах, например, принимала участие доцент кафедры психологии УлГПУ, кандидат психологических наук Ирина Скрипичникова. Именно она обучала студентов проводить тренинги в рамках «Антикоррупционной мастерской» и давала соответствующий мастер-класс. Так она провела целую серию упражнений, которые позволили участникам понять суть проблемы и примерить на себя различные ситуации из жизни, научили их анализировать поведение людей и оценивать их поступки. В ходе наших занятий студенты, по их словам, начинают по-другому смотреть на проблему коррупции. Мы вооружаем их знаниями не только о том, какие виды коррупции бывают, но и как ей противостоять и какие меры наказания существуют.

– Такими темпами, как Вы думаете, когда мы победим коррупцию?

– Трудно судить, повторюсь, это проблема касается психологии человека и отношения общества, и надо определиться, что считать победой в этом случае. С уверенностью могу сказать лишь одно: мы ее победим!

Алексей Николаев