В феврале 1989 года в Латвии,в Доме творчества писателей – Дубулты, главный редактор журнала «Новый мир» Залыгин Сергей Павлович организовал Всероссийский семинар молодых прозаиков. «Семинаристы» съехались с самых разных областей и краёв СССР. На подведении итогов я услышал похвальную оценку творчества Александра Никонова из Димитровграда Ульяновской области, роман которого рекомендовали к изданию, как вполне состоявшийся. Вхождение в литературу тогда не было лёгким…И тем не менее многие из участников того семинара стали профессиональными писателями, членами Союза писателей. Осенью 2014 года случай вывел меня на Александра Никонова. Оказалось, что тот роман, под названием «Побег», ему издать удалось только в 2008 году, почти через 20 лет после того семинара… А случись бы это своевременно и судьба писателя, можно сказать с уверенностью, сложилась бы более плодотворно! Серьёзная русская проза, за редким исключением, никому в наши дни не нужна: ни издателям, ни читателям. Издатели гонят чтиво, на котором можно сделать выгонку адреналина у читателя и заработать деньги. Под это чтиво формируют постепенно и вкус ещё оставшегося читательского контингента и его пристрастия. Роман «Побег» я тогда прочёл. Повествование очень динамичное, а потому читается легко, детективная его линия захватывает читателя. Написано убедительно, достоверно, ненавязчиво поучительно, что свойственно классическому стилю нашей литературы. Я был рад за Александра, что он состоялся как писатель талантливый, серьёзный требовательный к своим произведениям, выпустивший более десятка книг. И вот недавно познакомился с его новымтворением, повестью-исследованием«Что ты вьёшься, вороночек? или Две дороженьки». Автор нашёл интересный и удачный композиционный приём: повествование ведёт читателя по двум дороженькам, в каждой по 12 глав.События развиваются в двух разных исторических пластах, в двух разных социальных слоях. Одна дороженька петляет по 18-му веку, в эпоху жестокого народного бунта,охватывая низший социальный слой. По этой дороженьке продвигается вождь и предводитель бунтовщиков, самозванец Емельян Пугачёв со своим разношёрстным войском. Другая дороженька вьётся по тем же местам уже в 19-м веке, но по ней пробирается на почтовых тройках – национальный русский гений Александр Пушкин, который по высочайшему соизволению императорасобирает сохранившиеся в народе свидетельства о Пугачёвском бунте, чтобы создать историю этого бунта.
Как одарённый писатель Никонов подсознательно через своё повествование выводит нас, читателей, на мысль, что без народного сословия времён Пугачёва и дворянского сословия, к которому принадлежит Пушкин, не может состояться летопись Истории.Не могут быть сохранены исторические свидетельства, нравственные приоритеты и ценности, понятия чести, не может состояться их развитие и передача их от поколения к поколению. Никонов показал истоки пушкинского шедевра «Капитанская дочка», создание которого в первоначальные планы Пушкина вовсе и не входило.Но замысел этотне мог не родиться в голове гения и не выкристаллизоваться в связи с почерпнутыми фактами в процессе нелёгкого четырёхмесячного путешествия по пугачёвским местам, в процессе общения с разными людьми в разных обстоятельствах.
Александр Сергеевич проехал на лошадях Нижегородскую, Казанскую, Симбирскую, Оренбургскую губернии, и везде, где бы он ни останавливался, его знает и радушно принимает просвещённая Россия, высший круг дворянства – все они знакомы друг с другом. Уже добравшись до Оренбурга, он неожиданно для себя встречается с Вл. Ив. Далем, собирателем слов для толкового словаряживого великорусского языка.Даль оказывает Пушкину бесценную помощь: сводит его с народом, который помнит и ещё хранит в памяти события Пугачёвского бунта… В путешествии Александр Сергеевич натыкается на такие ошеломляющие факты, детали и подробности (как письмо Екатерины II у обедневшего дворянина Буланина), которые дают ему толчок для развития сюжета «Капитанской дочки». Ну а возникший сюжет уже притягивает к себе и многие другие факты, почерпнутые Пушкиным в ходе поездки. Два века бегут по разным дороженькам, соприкасаясь и переплетаясь в жизни державы (шестьдесят лет – разве срок в большой Истории?). Емельян Пугачёв – служивый казак,человек авантюрного склада – мечется по степи, хоронится по казачьим станицам и хуторам, подбивая на бунт казаков, угнетённых тяжёлыми условиями существования («бесчинства и неправды творит немецкая царица»). Наконец выдаёт себя, поначалу робко и несмело, а потом, входя в роль, всё увереннее и увереннее императором Петром Фёдоровичем, якобы не убиенным, а чудесно спасшимся от смерти.Дерзкий смелый, хитрый, он совершает несколько побегов из-под стражи, а последний раз даже из казанской тюрьмы. И наконец,бунт набирает силу, полыхает, охватив Поволжье и Урал, становясь всё более жестоким, бессмысленным и беспощадным. Даже по прошествии шестидесяти лет люди помнят и передают из уст в уста страшные события минувшего времени. Несколько слов о названии повести «Что ты вьёшься, вороночек?» Образ кружащегося ворона соединяет две дороженьки. В народных поверьях ворон как символ неотвратимой беды, смерти. В главе 8-ой, выезжая с одной из станций, Пушкин видит кружащегося над ним ворона, а ямщик ещё и песню запевает «Что ты вьёшься, вороночек, над могилою моей…» Известно, что Пушкин был невероятно суеверен и, как натура эмоциональная и тонко чувствующая, увидев ворона, воспринимает его как знак беды. Жить ему до роковой дуэли остаётся меньше четырёх лет. Не раз в повести кружится ворон и над Пугачёвым, которого в скором времени ожидает плаха и топор палача. Дороженька Пугачёва тоже заключена автором в 12 глав и приводит тщеславного и самоуверенного авантюриста Емельяна Пугачёва, преданного и закованного в кандалы его же соратниками, приводит в Москву, где и обрывается навсегда… Надо обладать определённой смелостью и творческим дерзновением, чтобы в наше время взяться за повесть о Пушкине и Пугачёве, о которых, казалось бы, всё уже сказано и всё написано. Видимо, Никонов обладает этими качествами. Сошлёмся на высказывание К. Паустовского: «Не бойтесь повторяться».Да и как было не соблазниться таким материалом, проживая в Симбирской губернии, по которой проехались две этих исторических личности Пушкин и Пугачёв. Александр Никонов нашёл свой ход, свой поворот в изображении известных личностей, написана повесть талантливо, глубоко, психологически достоверно, очень тонкие наблюдения, сочный и колоритный язык. Интересный сюжет – делают произведение легко читаемым, обогащающим интеллект. Виталий Богомолов, член Союза писателей России. Октябрь 2017, Пермь Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Писатель о себе
Родился в с. Александровка Мелекесского района 27 апреля 1948 года. Настоящей родиной считаю село Рязаново того же Мелекесского района, где провёл всё детство и юность. Закончил восьмилетнюю школу, Рязановский сельхозтехникум по специальности техник-электрик. Несколько месяцев работал по направлению в Свердловской области (село Большие Брусяны, совхоз Логиновский), откуда был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке. Всю жизнь, если не считать армейской службы, работал в Ульяновской области: радиоламповый завод, завод «Гидроаппаратура», УАЗ. В 1976 году закончил Казанский Государственный университет, по специальности «журналистика».
Творческий литературный путь отсчитываю с 1967 года. Первая литературная публикация состоялась в многотиражной газете Ульяновского радиолампового завода «Сигнал» в 1970 году. В течение трёх лет, пока жил в Ульяновске, сотрудничал с редакциями газет «За коммунистический труд» – Ульяновский автозавод, «Ульяновский комсомолец», «Ульяновская правда», как рабочий корреспондент. После переезда в Мелекесский район постоянно сотрудничал с районной газетой «Знамя труда» и с областными изданиями, в которых опубликованы десятки заметок, статей, очерков и литературных произведений.
Работал литературным сотрудником районной газеты, а затем редактором многотиражной газеты «Строитель», органе Димитровградского управления строительства. На выездном заседании секретариата Союза писателей России в 1998 году был принят в ряды Союза писателей. За десятилетия своей творческой деятельности не раз участвовал в литературных семинарах разного уровня, журналистских и литературных конкурсах. Впервые опубликовал статью в «Ульяновской правде» о своём земляке, который учился в двадцатых годах в Рязановском техникуме, Герое Советского Союза, дважды Кавалере французского ордена Почётного Легиона, командире авиасоединения, в который во время Великой Отечественной войны входил полк «Нормандия – Неман», Георгии Нефёдовиче Захарове («УП», 11 марта 1973 года). В 1989 году от областного Союза писателей был делегирован на Всероссийский семинар молодых прозаиков в город Дубулты (Латвийская ССР), который проходил под руководством главного редактора журнала «Новый мир» Сергея Павловича Залыгина (См. статью в «Литературной России» Юрия Анатольева «Четыре интервью в Дубултах»). Руководители семинара одобрили рукопись романа автора «Побег», но публикация не состоялась из-за сложной обстановки в стране. После участия в семинаре литераторов Поволжья в сборнике «Воложка» был опубликован рассказ писателя «Колодезники», получивший одобрение критиков и читателей. Затем публикации пошли одна за другой: «Теремок сказок» — Саратов, «Карамзинский сад» — Ульяновск, «Беседка муз» — Ульяновск, «Героиня, Лох и другие» — Саратов, «Золотое зеркало» — Ульяновск, «Литературный Ульяновск», журналы «Черемшан», «Радуга Причеремшанья», «Большой Черемшан», «Совершенно несекретно» — Димитровград.
Постоянно участвовал в областном конкурсе очеркистов. За очерки «Счастливая судьба», «Русский колос» и «Хлебный звон» был удостоен первой областной премии (См. «Ульяновская правда, 12 января 1975 года, «Славя человека»).
Первая книга автора – сказки «Пахомова неделя» — вышла в 1997 году. По итогам областного литературного конкурса в 2007 и в 2008 годах при поддержке губернатора и правительства Ульяновской области были изданы ещё две книги: детско-юношеский роман «Я с тобой, Вэрк!» и роман «Побег». Затем автором при спонсорской поддержке были изданы три книги: сборник повестей «Цветок на диком камне» и «Пепел родного очага» — из цикла произведений «Кавказский разлом», а также фантастический роман «Амурский ангел».
По итогам областной выставки за 2007 год Дирекцией департамента культуры и архивного дела Ульяновской области удостоен Диплома за лучшее художественное произведение в прозе, роман «Я с тобой, Вэрк!».
Постоянно занимаюсь творческой работой. Закончены и лежат в столе роман на тему долголетия и бессмертия под названием «Убить Бессмертного», роман «Возвращение Ихтиандра», продолжение известного произведения Александра Беляева «Человек-амфибия», роман «Ковчег острова Альмендралехо», роман «Я иду к тебе, сынок!», в котором описывается трагическая судьба одинокой матери, которая во время войны на Кавказе отправляется на поиски своего сына; повесть «Что ты вьёшься, вороночек…» – о поездке А. С. Пушкина по Поволжью и Уралу, в которой он собирал материал о Пугачёвском бунте. Заканчиваю автобиографическую повесть в рассказах «Шуркины эпохи», пишу план большого романа о трагических судьбах русских детей, попавших во время Великой Отечественной войны в нацистский детский лагерь.
К сожалению, серьёзная литература не нужна ни центральным, ни областным властям. Зато они наверняка дожидаются новых Пушкиных, Толстых, Гончаровых, Карамзиных, Минаевых, Садовниковых, Языковых. Но при таком отношении к провинциальной литературе они вряд ли их дождутся. И всё же я верю, что творчество, в отличие от человека, бессмертно и вечно.