В феврале 1989 года в Латвии,в Доме творчества писателей – Дубулты, главный редактор журнала «Новый мир» Залыгин Сергей Павлович организовал Всероссийский семинар молодых прозаиков.

«Семинаристы» съехались с самых разных областей и краёв СССР.

На подведении итогов я услышал похвальную оценку творчества Александра Никонова из Димитровграда Ульяновской области, роман которого рекомендовали к изданию, как вполне состоявшийся.

Вхождение в литературу тогда не было лёгким…И тем не менее многие из участников того семинара стали профессиональными писателями, членами Союза писателей.

Осенью 2014 года случай вывел меня на Александра Никонова. Оказалось, что тот роман, под названием «Побег», ему издать удалось только в 2008 году, почти через 20 лет после того семинара… А случись бы это своевременно и судьба писателя, можно сказать с уверенностью, сложилась бы более плодотворно!

Серьёзная русская проза, за редким исключением, никому в наши дни не нужна: ни издателям, ни читателям. Издатели гонят чтиво, на котором можно сделать выгонку адреналина у читателя и заработать деньги. Под это чтиво формируют постепенно и вкус ещё оставшегося читательского контингента и его пристрастия.

Роман «Побег» я тогда прочёл. Повествование очень динамичное, а потому читается легко, детективная его линия захватывает читателя. Написано убедительно, достоверно, ненавязчиво поучительно, что свойственно классическому стилю нашей литературы.

Я был рад за Александра, что он состоялся как писатель талантливый, серьёзный требовательный к своим произведениям, выпустивший более десятка книг.

И вот недавно познакомился с его новымтворением, повестью-исследованием«Что ты вьёшься, вороночек? или Две дороженьки».

Автор нашёл интересный и удачный композиционный приём: повествование ведёт читателя по двум дороженькам, в каждой по 12 глав.События развиваются в двух разных исторических пластах, в двух разных социальных слоях. Одна дороженька петляет по 18-му веку, в эпоху жестокого народного бунта,охватывая низший социальный слой. По этой дороженьке продвигается вождь и предводитель бунтовщиков, самозванец Емельян Пугачёв со своим разношёрстным войском.

Другая дороженька вьётся по тем же местам уже в 19-м веке, но по ней пробирается на почтовых тройках – национальный русский гений Александр Пушкин, который по высочайшему соизволению императорасобирает сохранившиеся в народе свидетельства о Пугачёвском бунте, чтобы создать историю этого бунта.

 

Как одарённый писатель Никонов подсознательно через своё повествование выводит нас, читателей, на мысль, что без народного сословия времён Пугачёва и дворянского сословия, к которому принадлежит Пушкин, не может состояться летопись Истории.Не могут быть сохранены  исторические свидетельства, нравственные приоритеты и ценности, понятия чести, не может состояться их развитие и передача их от поколения к поколению. Никонов показал истоки пушкинского шедевра «Капитанская дочка», создание которого в первоначальные планы Пушкина вовсе и не входило.Но замысел этотне мог не родиться в голове гения и не выкристаллизоваться в связи с почерпнутыми фактами в процессе нелёгкого четырёхмесячного путешествия по пугачёвским местам, в процессе общения с разными людьми в разных обстоятельствах.

 

Александр Сергеевич проехал на лошадях Нижегородскую, Казанскую, Симбирскую, Оренбургскую губернии, и везде, где бы он ни останавливался, его знает и радушно принимает просвещённая Россия, высший круг дворянства – все они знакомы друг с другом. Уже добравшись до Оренбурга, он неожиданно для себя встречается с Вл. Ив. Далем, собирателем слов для толкового словаряживого великорусского языка.Даль оказывает Пушкину бесценную помощь: сводит его с народом, который помнит и ещё хранит в памяти события Пугачёвского бунта…

В путешествии Александр Сергеевич натыкается на такие ошеломляющие факты, детали и подробности (как письмо Екатерины II у обедневшего дворянина Буланина), которые дают ему толчок для развития сюжета «Капитанской дочки». Ну а возникший сюжет уже притягивает к себе и многие другие факты, почерпнутые Пушкиным в ходе поездки.

Два века бегут по разным дороженькам, соприкасаясь и переплетаясь в жизни державы (шестьдесят лет – разве срок в большой Истории?).

Емельян Пугачёв – служивый казак,человек авантюрного склада – мечется по степи, хоронится по казачьим станицам и хуторам, подбивая на бунт казаков, угнетённых тяжёлыми условиями существования («бесчинства и неправды творит немецкая царица»). Наконец выдаёт себя, поначалу робко и несмело, а потом, входя в роль, всё увереннее и увереннее императором Петром Фёдоровичем, якобы не убиенным, а чудесно спасшимся от смерти.Дерзкий смелый, хитрый, он совершает несколько побегов из-под стражи, а последний раз даже из казанской тюрьмы. И наконец,бунт набирает силу, полыхает, охватив Поволжье и Урал, становясь всё более жестоким, бессмысленным и беспощадным. Даже по прошествии шестидесяти лет люди помнят и передают из уст в уста страшные события минувшего времени.

Несколько слов о названии повести «Что ты вьёшься, вороночек?» Образ кружащегося ворона соединяет две дороженьки. В народных поверьях ворон как символ неотвратимой беды, смерти. В главе 8-ой, выезжая с одной из станций, Пушкин видит кружащегося над ним ворона, а ямщик ещё и песню запевает «Что ты вьёшься, вороночек, над могилою моей…» Известно, что Пушкин был невероятно суеверен и, как натура эмоциональная и тонко чувствующая, увидев ворона, воспринимает его как знак беды. Жить ему до роковой дуэли остаётся меньше четырёх лет.

Не раз в повести кружится ворон и над Пугачёвым, которого в скором времени ожидает плаха и топор палача.

Дороженька Пугачёва тоже заключена автором в 12 глав и приводит тщеславного и самоуверенного авантюриста Емельяна Пугачёва, преданного и закованного в кандалы его же соратниками, приводит в Москву, где и обрывается навсегда…

Надо обладать определённой смелостью и творческим дерзновением, чтобы в наше время взяться за повесть о Пушкине и Пугачёве, о которых, казалось бы, всё уже сказано и всё написано. Видимо, Никонов обладает этими качествами. Сошлёмся на высказывание К. Паустовского: «Не бойтесь повторяться».Да и как было не соблазниться таким материалом, проживая в Симбирской губернии, по которой проехались две этих исторических личности Пушкин и Пугачёв.

Александр Никонов нашёл свой ход, свой поворот в изображении известных личностей, написана повесть талантливо, глубоко, психологически достоверно, очень тонкие наблюдения, сочный и колоритный язык. Интересный сюжет – делают произведение легко читаемым, обогащающим интеллект.

Виталий Богомолов, член Союза писателей России.

Октябрь 2017, Пермь