Владимир Кочкин
БОРИС ТЕЛЬНОВ – АВТОР НАСТОЯЩЕЙ ФОТОЛЕТОПИСИ УЛЬЯНОВСКА, ОДИН ИЗ ТЕХ ЛЮДЕЙ, ЧТО СТОЯЛИ У ИСТОКОВ МЕСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. И УДИВИТЕЛЬНЕЕ ВСЕГО, ЧТО В СВОИ 85 ЛЕТ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ НЕ ВЫПУСКАЕТ ИЗ РУК ФОТОАППАРАТА И ПРОДОЛЖАЕТ СТРОИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ. БОЛЕЕ ТОГО!

Он продолжает дело своей жизни – хотя Борис Григорьевич проживает сейчас в Майнском районе, многие действительно значимые события городской жизни попали в объектив его фотоаппарата. Например, 7 ноября он делал фоторепортаж о том, как ульяновцы отмечают на площади Ленина столетие Октябрьской революции.

РАБОТА БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
– Борис Григорьевич, сейчас всякий, кто приобрел «крутой» фотоаппарат, считает себя фотографом. А в советские времена было так же?

– Прежде всего, следует понимать, что во времена пленочной фотографии это увлечение было куда более трудоемким и требовало навыков, без которых невозможно добиться приличного результата. Но желание фиксировать события жизни и тогда было массовым. Я после окончания лесного техникума в 1951 году работал в экспедиции «Аэрофотолеспроект», которая занималась изучением лесных массивов всей огромной страны. Был на Урале, в Сибири – в том числе в местах, которые люди посещали нечасто.

Ну как тут можно было обойтись без фотосъемки?!

Во время работы в экспедиции я приобрел свой первый фотоаппарат – «Зоркий», и многие снимки использовались для отчетов о полевых сезонах.

Уже тогда я начал сотрудничать с редакциями газет и познакомился с человеком, который в Ульяновске считался корифеем фотографии – Александром Маркелычевым. В одной из местных газет прочел объявление, что Центральный Дом журналиста приглашает на учебу по специальности «фотожурналистика», два года учился там заочно, ездил на лекции, семинары, высылал в Москву свои работы. А ближе к концу учебы, в 1962 году, уже начал работать на Ульяновском телевидении ассистентом кинооператора. А потом меня направили на трехмесячные курсы в Москву – на Центральное телевидение. И только после этого доверили самостоятельную работу.

– Чем отличалась тогдашняя технология создания телерепортажа от нынешней?

– Мы снимали на 16-миллиметровую негативную кинопленку. Затем редактор писал текст, и уже под него монтировали видеоряд. Причем было жесткое правило: на каждые семь слов полагался метр кинопленки. И если диктор упоминал, например, комбайнера Петрова, то в этот момент в кадре должен быть именно этот персонаж. Текст диктор читал в прямом эфире, а параллельно шла «картинка». Никакой записи не было. Впрочем, новости тогда не всегда сопровождали киносюжетом. Иногда просто выставляли ряд фотоснимков. В любом случае, работа была без права на ошибку.

ФОТОАППАРАТ – ЭТО ИНСТРУМЕНТ
– В чем вы видите разницу между пленочной и цифровой фотографией?

– Я вообще полагаю, что человек, не прошедший школу традиционной фотографии, который никогда сам не проявлял пленку, не пользовался фотоувеличителем, не сидел в фотолаборатории при свете красного фонаря, не может прочувствовать сути настоящей фотографии. Сейчас можно «щелкать» практически до бесконечности, а тогда была только пленка в 36 кадров, и чувство ответственности за каждый из них было несравненно выше. Кроме этого, я считаю, что черно-белая фотография не отвлекает от главного мешаниной цветовых пятен, создает совершенно особое настроение.

И недаром к черно-белой фотографии сейчас тянется все больше молодежи. Я сам сейчас снимаю «на цифру», поскольку это экономит и силы, и время. Но цифровая камера – это инструмент с широкими возможностями, который позволяет создавать «эффект пленки». И, как всякий инструмент, он ведет себя по-разному в руках мастера и в руках дилетанта.

– Но вернемся в прошлое. Какую тему из тех, что тогда освещались телевидением, вы считаете любимой?

– Сейчас это может показаться странным, но меня больше других привлекала ленинская тематика. Снимая сюжеты и фильмы на эту тему, я тогда сделал фоторепортаж «Люди идут к Ильичу». Ходил в Дом-музей Ленина и «скрытой камерой» снимал посетителей. И это были очень выразительные, очень одухотворенные лица. В Ульяновске проходила фотовыставка, посвященная 100-летию Ленина, в которой участвовали представители фотоклубов многих городов СССР. И моя серия тогда заняла первое место. В качестве приза получил фотоаппарат «Сокол», который и сейчас мне дорог как память. Кстати, снимки из этой серии я представлял на персональной фотовыставке, которая состоялась в 2012 году, поскольку до сих пор считаю их одними из лучших своих работ.

– Кто из известных людей попал в ваш объектив?

– Удачно у меня получился Михаил Суслов – очень колоритная личность. Вообще-то знаменитостей было много, но меня интересовало не то, насколько они известны, а именно характер и эмоции. И в этом смысле простой рабочий мог оказаться интереснее академика или члена Политбюро.

РОЛЬ В ИСТОРИИ
– Фотография отражает историю. А может ли она как-то повлиять на ход событий?

– Приведу один пример. В 1966 году председатель горсовета Крюков и главный архитектор города Борсман поручили мне съемку ульяновских «трущоб», чтобы показать их московскому начальству и выбить побольше денег на реконструкцию городской среды к Ленинскому юбилею. Делал фильм о «неблаговидных местах», и конечно, фотографировал. Между улицами Карла Либкнехта и Минаева был целый «дачный поселок»… Когда материалы показали «отцам города», те пришли к выводу, что за такое состояние городского хозяйства их просто поувольняют! В окончательном варианте сцены «разрухи» дополнили макетами, которые разработал Ленинградский проектный институт. В общем, привнесли немного оптимизма и взгляда в перспективу. Может быть, это в какой-то мере помогло успеху реконструкции города.

– Какой из отснятых вами фильмов вы считаете наиболее значимым?

– Мало кто знает, что до празднования 20-летия Победы в Великой Отечественной войне ветераны не были в центре внимания. Только в 1965 году их впервые собрали на стадионе «Труд». И мой коллега телеоператор Николай Михайлович Егоров, участник войны, увидел среди них своего однополчанина Ивана Мытарева, одного из двенадцати героев форсирования реки Свирь. И тогда у него возникла идея снять фильм об однополчанах. И хотя Ульяновская студия телевидения не считалась фильмопроизводящей, мы этот фильм сделали. Более того, его долгое время показывали в кинотеатрах перед основным сеансом. Были еще фильмы «Родной город Ильича», «Александр Ульянов». Делали полноценные фильмы о передовиках производства, о предприятиях – например, о знаменитом совхозе имени Крупской, текстильной фабрике имени Гладышева в Барыше. Снимали фильмы по заказу облисполкома, обкома КПСС. Причем когда в сюжете шла речь о достоинствах и недостатках различных предприятий, основной акцент делался именно на недостатки – чтобы показать областному активу, над чем следует работать. Запомнился фильм «Дорога», который стал моей дипломной работой по окончании факультета журналистики Высшей партийной школы в 1976 году. Тогда местное начальство пообещало товарищу Суслову за три месяца построить хорошую дорогу между Николаевкой и Павловкой. Пообещали – и построили!

– Вы фотографируете людей с середины прошлого века. Как за это время изменился внутренний мир человека?

– В советские времена люди были более открыты и общительны, не стеснялись показать свой характер. Не все, но большинство людей, с которыми приходится встречаться сейчас, более замкнуты. И это понятно. Обстановка поменялась. Помню, когда начиналось телевидение, все мы были молодыми, целеустремленными и, главное, полностью доверяли друг другу. Проводили совместные обсуждения сделанных каждым из нас сюжетов, и от результатов этих обсуждений зависел размер гонорара. Но ни у кого мысли не могло возникнуть, будто кто-то может попытаться «задвинуть» коллегу ради собственной выгоды. Сейчас, когда деньги для многих стали главным в жизни, такое едва ли возможно. Тогда дело было важнее денег.

НАША СПРАВКА
Тельнов Борис Григорьевич, фотограф. Родился в г. Вятка (ныне Киров) в 1932 году. С 1946 года живет в Ульяновской области. В 1950-е годы работал в экспедиции «Аэрофотолеспроект», был одним из первых кинооператоров на Ульяновском телевидении, где проработал более тридцати лет. Запечатлел множество знаковых событий в истории города и области: строительство Ленинского мемориала, Новоульяновского цементного завода, УАПК и многих других значимых объектов. Автор фотопортретов многих известных людей, посещавших Ульяновск – государственных деятелей, космонавтов, актеров.