Областной бюджет всегда является результатом совместной работы двух ветвей власти -исполнительной и законодательной. Депутаты Законодательного Собрания не только голосуют за основной финансовый закон региона, подготовленный облправительством, но и предварительно разбирают его по косточкам на заседаниях комитетов, вносят и отстаивают предложения по содержанию бюджета.

Особенно эта работа активизируется перед вторым чтением, когда источники и объемы доходов определены и деньги нужно поделить. А их, как известно, всегда не хватает. Хотя, по оценке председателя Счетной палаты Игоря Егорова, если эффективно тратить каждую копейку, то и запланированных сегодня доходов хватит почти на все. Значит, встает вопрос о рачительности использования бюджетных средств. Куда в первую очередь направить ожидаемые дополнительные доходы – тема отдельной дискуссии.

В результате диалога между ЗС и облправительством проект бюджета был доработан. Где-то удалось увеличить финансирование. Снят ряд острых вопросов, по другим принято принципиальное решение – направить на них дополнительные доходы. Вот как оценивают принятый закон руководители регионального парламента, председатели комитетов и лидеры партийных фракций ЗС.

Анатолий Бакаев, председатель Законодательного Собрания:
– Подготовка ко второму чтению закона о бюджете велась в тесном контакте с экспертным сообществом, главами муниципальных образований, основными распорядителями бюджетных средств, руководителями министерств и ведомств региона. По многим вопросам расходной части обсуждение шло очень трудно, горячо и кропотливо, было немало споров и замечаний, но в большинстве случаев удалось достичь компромисса. Мнения депутатов максимально учтены.

Впервые за постсоветский период бюджет региона сверстан с профицитом и дает надежду на хорошую перспективу. На мой взгляд, его отличительной особенностью является тот факт, что главный финансовый документ основывается на наказах жителей области, учитывает их основные пожелания. Более 70 процентов расходов бюджета пойдет на социальную поддержку граждан. С ростом заложены средства на программы здравоохранения, образования, благоустройства, охрану общественного порядка. Теперь наша главная задача – выполнить все обещания, которые были даны людям при формировании бюджета.

Валерий Малышев, первый заместитель председателя Законодательного Собрания:
– С каждым годом социальные расходы бюджета увеличиваются, и 2018 год не станет исключением. Но понятно, что без роста экономики поддержка социальной сферы не может быть по-настоящему эффективной и долгосрочной. Поэтому в следующем году значительные средства из бюджета направляются на развитие экономики, что позволит создавать новые рабочие места, расширять налогооблагаемую базу. Рост вложений в сельское хозяйство составит 1 млрд рублей. На поддержку малого и среднего бизнеса дополнительно направляется 100 млн рублей. На развитие экономических зон и инновационную деятельность плюсом к 2017 году заложено 300 млн, на дорожное хозяйство – 4 млрд рублей. Считаю, что бюджет 2018 года можно назвать «бюджетом развития». Его расходная часть приближается к 50 млрд рублей. Это огромная сумма, но, как известно, денег много не бывает. Главная задача – расходовать их разумно и эффективно.

Игорь Тихонов, председатель комитета по социальной политике:
– Бюджет 2018 года – это бюджет прорыва по многим направлениям. Мы получим резкое увеличение средств на лекарственное обеспечение льготной категории граждан, и на 70 процентов в состоянии эту острую проблему решить, чего прежде не было. Многомиллиардные вливания будут направлены на развитие инфраструктуры системы образования: несколько современных образовательных учреждений начнут строиться в 2018 году в Ульяновской области. Такого тоже давно не было. Успешно реализуется проект «Пятилетка сельской культуры»: огромное количество домов культуры на селе будет приведено в нормативное состояние. Принятый бюджет позволит десяти лечебным учреждениям в течение следующего года достичь уровня нового регионального стандарта системы здравоохранения. На 40 процентов увеличатся расходы по отрасли физкультуры и спорта. В целом возможности, которые дает бюджет 2018 года, позволят нам решить значительное количество проблем.

Геннадий Антонцев, председатель комитета по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике:
– Мы начали рассматривать проект бюджета в сентябре, и с того времени, благодаря совместной работе, расходы на «коммуналку» увеличились в два с лишним раза – сейчас это более 340 млн рублей. Плюс дополнительные доходы, которые должны быть заложены на ЖКХ-сферу по соглашению между правительством Ульяновской области и парламентской фракцией «Единой России». Такого объема средств на коммунальную сферу областной бюджет не имел ни разу. Впервые отдельная расходная строка предусмотрена по предложению нашего комитета на водоотведение, что позволяет получить более 20 млн рублей на финансирование канализационных сооружений. Гораздо больше средств, чем в этом году, направлено на программы водоснабжения. Заложены деньги на газификацию населенных пунктов, дополнительные средства предусмотрены на погашение задолженности за «голубое топливо». Считаю, что все направления коммунальной сферы профинансированы в полном объеме.

Виктор Антипов, председатель комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды:
– Ульяновские аграрии очень довольны бюджетом, который сегодня принят, потому что для сельского хозяйства он беспрецедентно большой – в два с половиной раза превышает уровень 2017 года. Прежде всего, удваивается сумма на промышленную переработку сельхозпродукции. Богатый урожай, который мы собрали в текущем году, говорит о том, что нужно развивать перерабатывающую отрасль, экстренно восстанавливать птицеводство, больше средств вкладывать в развитие животноводства. На первый план выходит вопрос о строительстве зернового терминала в речном порту Ульяновска для того, чтобы отправлять наше зерно на экспорт в дальнее зарубежье. Сейчас крестьянство чувствует большую поддержку. И готово ответственно подойти к выполнению тех программ, которые хорошо обеспечены государственной помощью.

Василий Гвоздев, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества:
– Отрадно, что в текущем году все наши замечания по недостаточному развитию МФЦ и программы «Безопасный город» были учтены. Более того, по этим направлениям совершен определенный прорыв в Ульяновской области. МФЦ развиваются, десятки тысяч людей пользуются их услугами – это удобно. На 2018 год запланировано открытие новых «окон». По программе «Безопасный город» средства заложены с ростом более 50 млн рублей на школы, детские сады, общественные места, что позволит расширить охват видеофиксацией. Также отмечу, что уделено большое внимание развитию некоммерческого сектора: в бюджет 2018 года на его развитие заложено на 50 млн рублей больше по сравнению с 2017-м. Это позволит выделить больше грантов и субсидий, реализовать десятки социально ориентированных проектов.

Алсу Садретдинова, председатель комитета по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству:
– Я благодарна губернатору и правительству Ульяновской области за поддержку позиции нашего комитета по такому актуальному направлению, как программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Практически на каждом депутатском приеме люди обращаются с этими вопросами. Средства на развитие программы в ходе обсуждений проекта бюджета увеличены со 103 млн рублей до 183 млн. Эта тема влечет за собой цепочку положительных факторов: ликвидацию ветхих домов, строительство комфортного жилья на освободившихся площадках, решение жилищной проблемы, улучшение архитектурного облика городов, развитие строительной отрасли, которая сейчас находится в трудном положении. Радует и рост расходов на программу «Губернаторская ипотека» до 40 млн рублей: статья бюджета увеличена вдвое, что позволит поддержать такие категории населения, как молодые и многодетные семьи.

Дмитрий Грачев, лидер фракции ЛДПР:
– Областной бюджет на 2018 год я поддерживаю, в нем увеличены расходы на важные программы. Но, несмотря на этот рост, мы не снимаем остроту многих вопросов. Например, при имеющихся темпах финансирования на приведение всех дорог региона в нормативное состояние потребуется 50 лет. Похожая ситуация с переселением граждан из аварийного и ветхого жилья, с газификацией населенных пунктов. Стоит более взвешенно подходить и к распределению средств внутри областных программ. Создание велодорожек, конечно, полезное дело, однако выделять сейчас на эти цели 32 млн рублей, думаю, не стоит. Есть более важные задачи по благоустройству, требующие решения. Необходимо активнее добиваться снижения областного госдолга: наша партия вообще выступает за полное списание долгов регионов.

Александр Кругликов, лидер фракции КПРФ:
– При обсуждении бюджета всегда стоит вопрос о деньгах. Но мы за деньгами перестали видеть человека, хотя губернатор Морозов в своем бюджетном послании и упомянул о важности вложений в человеческий потенциал. Ни одной социальной проблемы за последние пять лет Ульяновская область до конца не решила. Здравоохранение недофинансировано, люди не могут получить нормальную медицинскую помощь. ЖКХ – более чем проблемная сфера. Не решен вопрос с нормальной питьевой водой, в том числе в Ульяновске. Значительная часть населения региона живет в бедности, реальные доходы людей не растут. Зато госдолг области вырос с 2006 года с 60 миллионов рублей до 30 миллиардов. Фракция КПРФ проголосовала против этого облбюджета. Пора менять социально-экономический курс.

Ростислав Эдварс, лидер фракции партии «Единая Россия»:
– Социальная ориентированность традиционно остается основным приоритетом облбюджета. В ходе подготовки ко второму чтению депутаты нашей фракции встречались с избирателями в своих округах, стараясь полнее учесть их наказы. В ходе долгих дискуссий с облправительством нам, считаю, удалось добиться достаточно справедливого распределения средств по расходным статьям. Сегодня бюджет абсолютно сбалансирован. Этому способствовало и соглашение, заключенное между фракцией «Единой России» в ЗС и правительством Ульяновской области. В рамках соглашения решено увеличить финансирование приобретения жилья для детей-сирот, добавить значительную сумму на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В соглашении также закреплены приоритетные направления, которые будут финансироваться из дополнительных доходов. У меня нет никаких сомнений, что облбюджет будет выполнен, а его объем в течение года увеличится.

Виктор ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы ЗСО