Во вторник на аграрном комитете ЗСО обсудили федеральный проект ОНФ создания вокруг Ульяновска “Зеленого щита” (лесопаркового пояса). Ранее он получил единогласное одобрение на публичных слушаниях, был широко освещен СМИ и вышел на рассмотрение уже на законодательном уровне. Но уже на этом этапе перехода хоть к какой-то конкретике проект столкнулся с суровой реальностью наличия “авторитетов” и “общественного резонанса собственников”.

Согласно предварительной схеме, в зеленый пояс Ульяновска должны были войти территории лесного фонда, прилегающие к городу (2077 гектар), а также лесопосадки, газоны и земли сельхозназначения, расположенные внутри границ города. Схема проекта включает 453 участка, имеющих кадастровые номера, в том числе (непосредственно в городе) земли парка “Дружбы народов”, Разреза Милановского, Дендропарка, «Владимирского сада», Винновской рощи, парков “40-летия Победы”, “Прибрежный” и др. На этих территориях должно было быть запрещено возводить сооружения капитального строительства за исключением объектов инфраструктуры, учреждений здравоохранения, образования, туризма, рекреационной и физкультурно-оздоровительной деятельности… использовать токсичные химические препараты, пестициды и радиоактивные вещества, размещать отходы производства и потребления I-III классов опасности и объекты I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и добывать практически все полезные ископаемые.

Полный размер изображения

Согласно заключению Управления по вопросам правового и документационного обеспечения ЗСО, формальных оснований к отказу в создании зеленого пояса нет, однако требуются дополнительные обсуждения по вопросу определения площади и границ, поскольку Заксобрание не обладает соответствующими возможностями. Площадь предполагаемого “зеленого щита” составляет 5829 гектар, из которых 2077 гектар – лесной фонд.

Однако уже при первой попытке “приземления” на конкретную городскую землю оказалось сложнее. В Заксобрание поступило ходатайство от имени главы администрации Ульяновска, согласно которому возможные границы “Зеленого щита” могут пересекаться с земельными участками физических и юридических лиц, с территориями бизнеса. Плюс создание лесопарковой зоны необходимо согласовать с целой группой в том числе федеральных ведомств (здесь и Минобороны РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства, региональный Минсельхоз…).
Плюс. В силу статьи 23 Градостроительного кодекса РФ к Генплану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Карты отображают границы лесных лесопарковых лесных зон, но в генплане Ульяновска границы и карты сейчас отсутствуют, говорится в том же ходатайстве. Для отображения этих сведений и изготовления карт необходимо заключение соответствующего муниципального контракта и выделение дополнительных денег. Кроме того, лесопарковая зона внесет ряд ограничений и потребует внесения изменений в правила землепользования и застройки Ульяновска, что опять же повлечет необходимость выделения дополнительных средств.
А их не заложено.

От администрации на аграрном комитете выступил заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Ульяновска Игорь Ганенков. Чиновник признался, что 80% земель, включенных в “зеленый щит”, принадлежат (буквальная цитата) “небезызвестному самарскому авторитету” Алексею Шаповалову, и сам Ганенков пока не решается сказать специалистам коммерсанта, что в случае одобрения проекта по лесопарковой защитной зоны на все его земли наложатся ограничения на строительство, так как бизнесмен планирует заняться возведением жилья эконом-класса:

“Мы, город, полностью поддерживаем инициативу создания зеленого пояса, однако есть некоторые сложности в реализации проекта: как мы будем исполнять тот режим зеленого пояса, который прописан в законе? Там написано, что если установлен зеленый пояс, то на этих территориях ничего нельзя создавать, кроме объектов отдыха, спорта и туризма. Также поднимался вопрос, как данный зеленый пояс будет встроен в документы территориального планирования и в Генплан? Пока те перечни участков, которые заложены в изначальном хозяйстве, предполагают большое количество земельных участков, на которых располагаются чужие объекты, что тоже не допускается в силу закона. Если будет принят и войдет в закон тот перечень участков, который указан в изначальном ходатайстве, боюсь, что мы столкнемся с сильным общественным резонансом со стороны собственников. 80% включенных земель принадлежат “Пегасу”, СДМ либо “Зениту” – это всё собственник Шаповалов, небезызвестный самарский авторитет.  Кто знает его биографию, его вроде два раза пытались взорвать в машине. Его представители часто бывают у нас в Управлении архитектуры, они давно преследуют цель все функциональные зоны перевести в жилые, потому что у Шаповалова бизнес ориентирован на строительство жилья эконом-класса. И я пока не решаюсь его специалистам сказать, что абсолютно все земли, которые ему принадлежат, будут переведены в зеленый пояс, в котором он не сможет продолжить строительство объектов. Для нас, для города, при интеграции механизма зеленого щита поднимается вопрос денег, потому что за бесплатно питерские урбанисты ничего делать не будут. Лимит денег, которые мы просили в Гордуме, сократили на 70% – из 60 млн дали всего 9,5, этого на наши нужды не хватит. И даже если будут деньги, остается вопрос с собственниками. Режим будет жесткий и изменить его уже будет нельзя”.

Как вчера резюмировал “Улград”, в итоге:
“На заседании комитета вообще планировалось от проекта зеленого щита отказаться. Но, рассказал нам сопредседатель штаба ОНФ в Ульяновской области и депутат ЗСО Геннадий Антонцев, никаких законных оснований для отказа у областного парламента не было. В результате решено было создать специальную рабочую группу. Она до середины декабря должна разобраться со статусами спорных участков, включенных в проект щита”.

Таким образом, уже сейчас видно, что проект ОНФ оказался заведомо мертворожденным и нацеленным, скорее, на пиар. Город такой масштаб изменений заведомо “не тянет”. Слишком масштабно. Гладко было только на бумаге.