Заявленная «прозрачность» в ЖКХ приведет к еще большему беспорядку и крупным штрафам, которые дополнительным финансовым бременем лягут на собственников жилья. К такому выводу пришли участники совещания, которое под председательством Геннадия Антонцева провел 7 декабря парламентский комитет по жилищной политике, ЖКХ и энергетике. На обсуждение были вынесены проблемные моменты внедряемой в России государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). В совещании приняли участие руководители регионального госжилнадзора, администрации Ульяновска, управляющих компаний, расчетных и ресурсоснабжающих организаций, представители общественности.

В 2014 году Госдума РФ приняла федеральный закон «О ГИС ЖКХ», изначально призванный обеспечить собственников жилья доступной, достоверной и полной «коммунальной» информацией. В частности, через Интернет из системы предполагалось предоставлять жильцам сведения о тарифах, нормативах, действующем законодательстве, сроках капремонта и так далее. В срок до конца текущего года все игроки коммунального рынка – управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления и надзорные ведомства (так называемые поставщики информации) – должны были внести в систему всю необходимую информацию. С 2018 года за неразмещение информации или неполное ее размещение наступает административная ответственность и штрафные санкции – от 30 до 200 тысяч рублей (надо помнить, штрафы эти будут оплачиваться из платы граждан за жилищно-коммунальные услуги).

Директор департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Татьяна Картузова рассказала, что только по регистрации поставщиков информации и размещению минимального объема данных по многоквартирным и жилым домам в ГИС ЖКХ Ульяновская область занимает 23 место в стране и 4-е в ПФО. В системе зарегистрированы практически все управляющие компании и поставщики ресурсов, исключением являются несколько мелких ЖСК и ТСЖ.

Однако регистрация в системе не означает, что в ГИС размещена вся необходимая информация. Например, объем информации по каждому МКД, который управляющая организация (УО) обязана не только внести в ГИС, но и постоянно обновлять, составляет 40 страниц, или более 800 (!) пунктов. По факту, в подавляющем большинстве информация о МКД, внесенная в ГИС, содержит только адрес дома, год его постройки и площадь.

Валерий Кандаулов, заместитель директора ООО «Региональный информационный центр», которое взаимодействует с федеральными разработчиками ГИС ЖКХ, отметил, что практически еженедельно происходит изменение программы, вносятся новые поля для заполнения, возникает множество вопросов и неясных моментов по практической реализации данного продукта.

По мнению председателя областного совета управляющих компаний Ильдара Сеюкова, внедрение ГИС ЖКХ уже привело к дополнительным расходам коммунальщиков. Управляющие организации вынуждены создавать специальные подразделения и расширять штат сотрудников, которые занимаются внесением информации в федеральную систему. При этом сами специалисты ЖКХ-сферы считают, что в ГИС необходимости нет, поскольку вся нужная собственникам информация уже давно размещена либо на сайте управляющей компании, либо в «Личных кабинетах» платежных агентов (в частности, ООО «РИЦ»).

Представитель управляющей компании «Новое время» из Димитровграда привел конкретный пример, когда система не работает: при введении кадастровых данных жилого дома из Росреестра информация не согласуется с данными, изначально заложенными в ГИС.

Представители ресурсоснабжающих организаций («Ульяновскэнерго», «ЭнергосбытТ Плюс», «Ульяновскводоканал») единодушно отметили, что внести корректные данные в систему технически невозможно. Среди проблем – ошибки в самой ГИС, отсутствие данных по внутридомовым коммуникациям, запутанность программы, долгие ожидания ответа на запросы, исчезновение уже загруженной информации. А главное – внесение информации ресурсоснабжающими организациями лишено смысла, если в ГИС нет полной информации о жилых или многоквартирных домах (МКД).

Советник Губернатора по вопросам ЖКХ, заместитель председателя президиума координационного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве Александр Потапов указал на непонятный жильцам функционал системы. Сложности проявились и в отношении мелких ТСЖ и ЖСК, порой состоящих всего из одного дома и не имеющих в своем штате специалистов, готовых ежемесячно вносить данные в ГИС.

– Проведенный анализ показал, что предложенная на федеральном уровне система реально не работает и никакой пользы собственникам не приносит, но уже приводит к их дополнительным расходам, – подчеркнул Геннадий Антонцев. – Не создана адекватная технологическая цепочка между поставщиками информации и оператором ГИС ЖКХ. Информация, которая сегодня имеется в системе, для жильцов абсолютно бесполезна – год постройки своего дома, его общую площадь и сайт управляющей компании жители знают давно и без ГИС. Возможность оплатить коммунальные счета посредством ГИС весьма сомнительна – заплатить можно только общей суммой и при условии 5-процентного комиссионного сбора.

Депутат отметил, что нет необходимости создавать на федеральном уровне еще один дополнительный в ЖКХ-сфере продукт, который не несет никакой пользы собственнику, грозит жильцам новыми расходами и, несмотря на двухлетнюю отладку, до сих пор не функционирует.

– Нельзя навязывать ненужную гражданам информационную систему и наказывать штрафами людей по причине того, что предлагаемый продукт не готов к использованию по вине ее разработчика, – сказал Геннадий Антонцев.

По итогам совещания профильного комитета будет подготовлено обращение в федеральные органы с предложением как минимум на год перенести срок введения штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Как максимум – отказаться от внедрения ГИС ЖКХ. Напомним, в конце прошлого года комитет уже выходил с подобным предложением, и тогда наступление административной ответственности было перенесено на год.

Пресс-служба Законодательного Собрания Ульяновской области