Для любого родителя серьезная болезнь ребенка – настоящая катастрофа. Эта беда умножается многократно, если взрослые не знают, где искать помощи, теряются из-за того, что не совсем понимают, с чем они столкнулись.

– Именно так обычно все и происходит, когда родители впервые сталкиваются с проявлениями аутизма. Педагоги западных стран и в столице решением этих проблем занимаются достаточно давно. На территории Ульяновской области конкретные шаги в данном направлении были сделаны всего несколько лет назад, – отмечает директор регионального департамента общего образования Наталья Козлова.

Мы беседуем с ней в здании школы №89, которая располагается на Верхней террасе. Именно здесь буквально несколько дней назад официально открылся региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра (РРЦ).

– На самом деле специалисты 89-й школы занимаются этим направлением с 2015 года. Просто мы нарабатывали опыт, компетенции, обучались у коллег из других регионов. Центр создан как раз для того, чтобы научить родителей и учителей работать с детьми-аутистами, найти к ним подход и – в идеале – добиться их нормальной социализации, – поясняет директор упомянутого учебного заведения Галина Борисова.

Во время открытия ресурсного центра гости совершили небольшую экскурсию по отремонтированным кабинетам, познакомились с детьми и педагогами.

– К ребенку-аутисту нужен совершенно особый подход. Многие дети у нас – невербальны, то есть они не говорят, хотя практически все понимают. Мы используем для общения с ними систему альтернативной коммуникации – карточки PECS. Это не значит, что наши воспитанники никогда не заговорят – как раз наоборот. В моей личной практике уже было несколько случаев, когда в результате совместной усиленной работы педагогов и родителей ребенок начинал вербально общаться, – уверяет руководитель нового центра Марина Прокофьева.

Одно из важнейших условий преодоления аутизма – раннее выявление заболевания. Именно для этого педагоги РРЦ совсем недавно приобрели уникальное дорогостоящее оборудование ADOS, позволяющее определять аутизм на ранних стадиях.

– Мы выиграли областной грант – 450 тысяч рублей. На эти средства был приобретен сам диагностический комплекс и проведено обучение тех сотрудников, которые с ним будут работать, – говорит руководитель.

Суть работы ADOS такова: дети играют в целый ряд особых игр, педагог наблюдает, как ребенок взаимодействует с игрушками и выставляет баллы. Сумма баллов и позволяет установить наличие аутизма.

– Естественно, что мы не можем поставить окончательный диагноз, но зато мы сможем подсказать родителям четкий алгоритм, что делать дальше, – комментирует Прокофьева.

По ее словам, всего в нашем регионе в настоящий момент проживают 161 ребенок с подтвержденным диагнозом. В 2018 году большая часть этих детей сможет посетить РРЦ.

– Наши курсы рассчитаны на семь недель – по 20 человек. Затем мы сможем принять еще 20 – и так «по кругу». Иными словами, те дети, которые пройдут обучение, всегда смогут посетить центр снова.

Корреспонденту нашей газеты также удалось побеседовать с мамой одного из воспитанников центра.

– Раньше нам приходилось приглашать педагогов на дом, что, естественно, было не совсем удобно. Здесь другое дело – новейшее оборудование, светлые кабинеты, очень радушное отношение. Моему ребенку очень нравятся посещать эти занятия, он сам меня тянет сюда буквально за руку, – уверяет жительница Ульяновска Диана Чекулаева.

Евгений Нувитов