В декабре Ульяновский краеведческий музей традиционно отмечает день рождения. Отсчет своего существования он ведет с создания историко-археологического музея Симбирской губернской ученой архивной комиссии, официально открытого 1 января 1896 года, но начавшего прием посетителей в декабре 1895-го.
Об истории краеведческого музея в разные годы советской эпохи здесь было уже немало материалов. В преддверии годовщины хотелось бы обратиться к более раннему периоду – музейным учреждениям Симбирска. Когда говорят о возникновении УОКМ, чаще ограничиваются лишь историей создания и работы музея СГУАК. А ведь единый Народный музей (предшественник УОКМ) был создан в марте 1918 года на базе трех существовавших в Симбирске музеев: историко-археологического, естественно-исторического и церковного. Нынешнее деление краеведческого музея на отделы во многом определилось еще тогда – существованием разноплановых музейных учреждений. В музее СГУАК были представлены предметы местной истории, документы, книги, археологические находки, произведения искусства. Естественно-исторический музей знакомил с природой Симбирского края. Культовые реликвии можно было увидеть в церковном музее-древлехранилище. К другим симбирским музеям надеюсь непременно в ближайшее время вернуться. Сегодня же об одном из них – Областном естественно-историческом.
Его предшественником и прообразом можно считать Симбирский музеум, о котором как-то уже шла речь. Наряду с местной продукцией там были представлены образцы животного мира (чучело белуги и др.), сельскохозяйственные растения, коллекции минералов, почв, ископаемых остатков, собранные П.М.Языковым и т.д. Конец недолгому существованию Музеума положил симбирский пожар 1864 года. В 1868 г. В.Л.Ауновский на заседании Симбирского статистического комитета внес проект создания губернского музея, который виделся ему в виде выставки произведений природы. Но практических шагов за этим не последовало.
Началось все с возмущения учительницы. Антонина Васильевна Кудрявцева, указывая в газете («СГВ» №16 за 1902 г.) на отсутствие в Симбирске необходимых для воспитания детей учреждений: детского сада, библиотеки, площадки для игр и др., отмечала: «У нас нет музея, пособий по естествознанию, физических приборов, картин, чучел, коллекций, столь необходимых при дошкольном обучении ребенка». Призыв был услышан.
В этот период в Симбирске формировался семейно-педагогический кружок. В его Устав, утвержденный 12 декабря 1902 г., включили статью о создании музея, как одну из главных задач кружка. В марте 1903 г. общее собрание избрало «музейную комиссию» из 8 человек. Но отсутствие у кружка средств и помещения не позволяло перейти к реальному воплощению. Между тем начали поступать отдельные экспонаты: ящики с насекомыми, кокосовый орех, кость мамонта, электрическая машина и др. Все это хранилось на нескольких частных квартирах.
27 сентября 1906 г. на собрании кружка выступил М.Ф.Суперанский с докладом «Об устройстве педагогического музея». Он привел примеры Можайского «подвижного музея», обслуживающего школы нескольких уездов; мастерской наглядных пособий Вятского земства. Петербургский передвижной музей выдавал во временное пользование физические и химические приборы, коллекции и пр. (в 1899-1900 уч.году более 47000 предметов). Суперанский сделал вывод, что один центральный городской музей потребует значительно меньше средств, чем «обеспечение наглядными пособиями каждой школы в отдельности».
Было решено обратиться в училищную комиссию при городской думе с предложением о создании естественно-исторического музея. Комиссия поддержала проект, а ее председатель М.А.Волков внес дополнительные предложения. Во-первых, он полагал, что музей должен иметь местный характер и содержать коллекции по географии, этнографии, археологии края. Во-вторых, считал нужным проведение «при музее лекций, бесед…, устройство при музее детского сада, образцовой низшей школы и экскурсий… Музей должен быть зародышем будущего народного университета в Симбирске».
Городская дума в декабре 1906 г. постановила отвести для музея «зало при доме бывш. Егорова и назначить пособие в 200 р. с внесением в смету 1907 года». Была создана комиссия, в которую вошли члены от думы и семейно-педагогического кружка; составлен и утвержден Устав музея; организована подписка на сбор пожертвований. Председателем комиссии стал П.А.Беркос, имевший большой опыт подобной работы, секретарем избран А.П.Баженов, казначеем А.А.Мощанский. В это же время симбирянин А.А.Марков прислал из Египта для музея чучело нильского крокодила и еще несколько ценных предметов.
Вскоре музей занял подвальное помещение в бывшем доме Э.Е.Филиппа на Покровской улице (Л.Толстого, 58), где уже помещалась созданная кружком библиотека. Здание с 1904 г. находилось в собственности города. От более просторного, но неудобного помещения на Лосевой улице отказались. Когда же библиотека в 1907 году была переведена в верхний этаж, музей занял обе комнаты нижнего, полуподвального этажа.
На средства кружка и пособие думы изготовили шкафы, приобрели некоторые коллекции и инструменты. Гораздо больше поступило в виде пожертвований. К концу 1907 г. в музее имелось: чучела черного волка и крокодила, 40 чучел птиц, более 2000 тысяч экз. насекомых и 700 экз. растений, коллекция уральских и сибирских минералов, лекционный микроскоп и много других предметов. Хотя музей еще не был открыт для публики, в нем часто бывали учащиеся, в некоторые дни число посетителей доходило до 100. Многие помогали в устройстве музея.
1908 год был периодом организации. Музейная комиссия решала две задачи. Во-первых, «не ограничиваясь собиранием случайных пожертвований отдельными предметами, оборудовать музей систематическими, возможно полными, коллекциями по главнейшим отраслям естествознания». Для этого была объявлена подписка, давшая около 500 р., предприняты обращения к учреждениям и частным лицам. Самую ценную коллекцию музей получил от удельного ведомства, предоставившего ему в постоянное пользование все экспонаты губернской сельскохозяйственной выставки 1908 года. Комнат уже не хватало, и по просьбе комиссии городская управа отвела музею помещение в верхнем этаже того же дома.
Вторая цель – «дать музею такую организацию, которая обеспечивала бы постоянный приток денежных средств и упрочивала до некоторой степени его существование». Для этого был разработан Устав, делавший учреждение «самостоятельным и в полном смысле общественным». По нему музей должен «собирать и изучать местных представителей животного, растительного и минеральных царств, проводить научные исследования, а также знакомить местное население с естественной историей вообще и с местными особенностями природы в частности». Любой желающий при внесении годового взноса в 2 руб. мог вступить в члены музея, принимать участие в его деятельности, использовать библиотеку и коллекции в научной работе. Решено было расширить рамки музея: «создать музей не городской, а областной, который с течением времени обслуживал бы все Среднее Поволжье».
18 ноября 1908 года Устав был принят собранием семейно-педагогического кружка, а затем утвержден губернатором. 7 апреля 1909 года Областной естественно-исторический музей приобрел официальный статус, что и считается датой его открытия. Через месяц общее собрание избрало правление, принявшее музей от упраздненной комиссии. Первым директором музея стал Петр Андреевич Беркос. Музей уже имел обширные коллекции, объединенные в три группы: 1) Местные животные, растения и минералы: 2) Представители других областей (морские рыбы, крокодил, черепахи и др.), необходимые для общего ознакомления с естественной историей; 3) школьные коллекции, по которым учащиеся могут определять собранные ими образцы. Экспонаты занимали 8 шкафов, 4 витрины с ящиками и 28 стенных витрин. Общая стоимость коллекций и инвентаря достигала 2 тыс. руб.
Вокруг музея собирались интересные, неординарные люди. Карл Карлович Гильзен приехал в Симбирск в 1904 году. Банковский служащий, он все свободное время отдавал научным исследованиям. В музее стал помощником директора. Привезенные им из экспедиций по губернии образцы пополняли коллекции музея. Его стараниями в Женеве была приобретена прекрасная палеонтологическая коллекция. Благодаря Гильзену начали издаваться «Записки Симбирского естественно-исторического музея», публиковавшие обзоры деятельности и статьи членов музейного общества. Вышло 2 выпуска «Записок», дальнейшему изданию помешала война.
В работе музея принимали активное участие сыновья известного симбирского садовода С.С.Рогозина Глеб и Игорь. Старшему, Глебу, в жизни которого сплелись две страсти – революция и наука, прочили большое будущее. Он передал в музей 15 пудов костей ископаемых животных, собранных близ Ундор; разбирал коллекции, проектировал оборудование, сохранились сделанные им снимки музея. Судьба его сложилась трагично. В 1917 году Глеб Степанович был арестован во Франции, где находилась его воинская часть, за антивоенную агитацию и отправлен в алжирский лагерь. На родину вернулся в 1921-м, тяжело больным. Сразу включился в работу вновь созданного естественно-исторического музея, но через 2 года умер.
Младший Рогозин, Игорь Степанович, впоследствии известный геолог, крупнейший в СССР специалист по оползням, вспоминал: «Старший брат Глеб… был одним из организаторов естественно-исторического музея. В музее начал работать и я, когда мне было 8 лет. Музей помещался в угловом каменном доме на углу Беляевского переулка и Покровской улицы… Одна комната была собственно музеем, другая – рабочей… Возвращаясь из школы, я шел не домой, а в музей. Хорошо помню чучело черного волка, витрины с бабочками, птичками и т.д. Мы, мальчишки, тащили в музей всякую чепуху… Музей был для меня настоящей школой. Опыт экспедиционной работы я получил, работая в музее и для музея».
Среди активных членов музея упоминаются также А.А.Усков, А.А.Мощанский, Н.В.Красовский, Д.Е.Перкин, О.О.Дворжак, А.П.Баженов, В.А.Туруновский и другие.
В 1909-м, первом году существования музея, велась работа по сбору и классификации экспонатов. П.А.Беркос писал, что коллекции разобщены и не представляют стройного целого. Отмечал он также, что получаемое от города пособие в 200 р. не позволяет покупать коллекции, и музей пополняется лишь пожертвованиями.
В 1910-1911 гг. создается система отделов, идет их пополнение. Основан отдел геологии, минералогии и почвоведения имени П.М.Языкова. Из Общества садоводства получены экспонаты садового музея. В Праге приобретена коллекция беспозвоночных животных. Уже начала ощущаться нехватка площади.
С 1912 года директором стал Николай Всеволодович Скороходов, преподаватель женского епархиального училища. Он отказался от положенной ему бесплатной квартиры при музее, отдав ее для размещения экспозиций. Пополнены отделы птиц, насекомых, растений, геологии, библиотека. Создаются подвижные школьные коллекции, которые выдаются на руки учителям. Места не хватает, многие экспонаты приходится хранить в закрытых помещениях.
В 1913 году музей на подъеме. В его работе принимают большое участие частные лица и учреждения. Число членов Музея увеличилось с 34 в 1909 году до 87 в 1913-м. Если в предыдущие годы денежные пожертвования составляли 300-700 р., то в 1913-м в музей поступило почти 1,5 тысячи. Это позволило значительно пополнить коллекции и расширить формы работы. Для отдела имени П.М.Языкова оборудовано помещение во дворе, в него поступила палеонтологическая коллекция, выписанная из Женевы, и местные находки. Хранившиеся в кладовой материалы систематизированы и включены в экспозиции. Отдел млекопитающих пополнился 21 чучелом, отдел птиц – 90, отдел насекомых – 6 ящиками с бабочками и жуками. Значительно вырос фонд библиотеки при музее.
Летом 1913 года велись работы по оборудованию научно-образовательного кинематографа при музее, и 1 сентября он был открыт для публики. Инициатива принадлежала А.А.Маркову, пожертвовавшему 200 р., помещение и остальные средства предоставила городская дума. За первые 4 месяца работы кинематографа в нем побывало 16000 платных посетителей и 4500 бесплатных – главным образом школьников. Демонстрировались фильмы по астрономии, биологии, физике, химии, географии, медицине. Показ сопровождали объяснения лекторов.
В то же время при музее был создан зоосад, в котором обитало 50 животных. Иногда их показывали перед сеансами в кинематографе. Однако расходы по содержанию зоосада оказались непосильными, и через год он закрылся. Зато музей получил в пользование рыбоводный завод и рыболовный музей. На заводе, в больших баках, выращивались мальки стерляди, форели и других видов рыб. В 1915 году это предприятие было перенесено на берег Свияги.
О последующих годах работы естественно-исторического музея известно гораздо меньше. Ведь основным источником информации являлись его «Записки», которые после 1914 года не выходили. Понятно, что с началом войны музей испытывал большие трудности, в т.ч. финансовые. Тем не менее, продолжалось изучение природы Симбирского края, пополнялись коллекции. Число посетителей превышало 15 тыс. чел. в год. С музеем сотрудничали многие известные ученые: А.Е.Ферсман, С.В.Обручев, А.П.Павлов, Н.В.Сукачев и другие.
Симбирский областной естественно-исторический музей существовал в качестве самостоятельного учреждения до 1918 года. В марте 1918 года губисполком принял решение о создании на базе всех симбирских музеев единого Народного музея в Доме-памятнике И.А.Гончарову на Венце, построенном специально для музея архивной комиссии. В октябре 1918 г. здание было освобождено, проведен ремонт. 2 декабря 1918 года в него начали перевозить экспозиции и имущество естественно-исторического музея. В январе 1919 г. переехал историко-археологический музей архивной комиссии. До настоящего времени ряд экспонатов естественно-исторического музея хранится в фондах отдела природы УОКМ.
Использованы материалы:
«Исторический очерк возникновения Симбирского областного музея и отчет о его деятельности за 1909 год», 1910;
«Краткий обзор деятельности Симбирского областного музея» («Записки Симбирского областного естественно-исторического музея», вып.1, 1913; вып.2, 1914);
В.Гуркин, «На берегах Русского Нила», М., РАН, 2005;
Е.Чернова «Рождение музея» («Мономах», 2009, №1)
Д.И.Архангельский. «Старая аптека».
Бывший дом Э.Е.Филиппа на Покровской улице, в котором в 1909-1918 гг. размещался Симбирский областной естественно-исторический музей (Л.Толстого, 58).
1) Здание на Покровской улице (Л.Толстого, 58), где находился Симбирский областной естественно-исторический музей.
2) Симбирское губернское книгохранилище, 1920-ые годы
Д.И.Архангельский. Ворота в Беляевском переулке.
Вид на здание, в котором размещался естественно-исторический музей, со стороны Беляевского переулка (улицы Матросова).
Д.И.Архангельский. Ворота в Беляевском переулке.
2) Флигель при здании естественно-исторического музея, в котором находился научный кинематограф, и часть ворот.
Фото Г.С.Рогозина, 1910-ые гг.
Зал научного кинематографа при естественно-историческом музее, 1913 год («Записки Симбирского естественно-исторического музея», вып.2, 1914).
Часть экспозиции Симбирского областного естественно-исторического музея, 1912 г. («Записки Симбирского естественно-исторического музея», вып.2, 1914).
Часть экспозиции Симбирского областного естественно-исторического музея, 1910-ые гг. (Журнал «Мономах», 2009, №1).
Биогруппа «Волки» в отделе природы Ульяновского областного краеведческого музея, 1970 год.
(М.Х.Валкин «Из записок старого музейщика», Ульяновск, 2010).
Экспозиция отдела сельского хозяйства Ульяновского областного краеведческого музея, 1952 год.
(М.Х.Валкин «Из записок старого музейщика», Ульяновск, 2010).