Выпускником Ульяновской летно-технической школы был легендарный летчик времен Великой Отечественной войны Александр Константинович Горовец.

Крестьянский сын поднялся в небо
Будущий ас советской авиации родился в крестьянской семье 12 марта 1915 года в деревне Мошканы теперешнего Сенненского района Витебской области Белоруссии. Окончил семь классов средней школы, учился в Лесном техникуме в Полоцке с 1930 по 1931 год. С 1932 года служил в Красной армии, затем учился в Ульяновской объединенной летно-технической школе, которую успешно окончил в 1935 году.

Хорошо овладев техникой пилотирования на самолете У-2, Александр Горовец получил назначение в аэроклуб города Шахты Ростовской области. Там он работал летчиком-инструктором, командовал звеном, затем был назначен начальником летной части. У него всегда имелись и общественные нагрузки – комсорг группы, отряда, курса. До начала войны Горовец работал инструктором в аэроклубе. А 25 июня 1941 года молодого человека направили командиром звена в 20-ю военную авиационную школу
пилотов. Но Александр рвался на фронт, куда и прибыл в июле 1942 года. До июля 1943 года имя А. Горовца было известно лишь его близким друзьям и знакомым. Ординарный летчик, каких в Военно-воздушных силах масса, он считался стариком в возрасте двадцати восьми лет.

В самом начале Курского сражения немцы всеми имеющимися у них средствами пытались прорвать нашу оборону. Самым же опасным из этих средств был пикирующий бомбардировщик юнкерс Ju-87. И в 1941-м, и в 1942 году немцы использовали его для прорыва обороны. Сколь бы совершенна ни была наша оборона, как бы глубоко ни зарывались в землю наши пехотинцы, бомбы юнкерсов пробивали бреши в любых позициях.

Помешать же им могла, прежде всего, наша истребительная авиация, которая к середине 1943 года выросла и количественно, и качественно. Если в 1941 году с юнкерсами боролись И-153 и И-16, то теперь у наших летчиков был самолет Ла-5.

И один в поле воин
Именно на таком самолете на второй день Курской битвы и вылетел гвардии старший лейтенант Александр Горовец, заместитель командира 1-й эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии Воронежского фронта. Вылетел он вместе со своим ведомым Василием Рекуновым на патрулирование в районе Владимировка – Кочетовка – Зоринские Дворы – Ольховатка.

А теперь обратимся к сухим фактам военной хроники.

6 июля 1 943 года старший лейтенант Александр Константинович Горовец в воздушном бою сбил девять пикирующих бомбардировщиков юнкерс Ju-87. Израсходовав боеприпасы, советский летчик вышел из боя и был подбит четверкой вражеских истребителей рядом с населенным пунктом Зоринские Дворы. Машина перевернулась на спину и упала на землю не взорвавшись.

Обстоятельства этого события до сих пор становятся предметом
эмоциональных дискуссий. Ни в наших, ни в зарубежных архивах исследователям так и не удалось найти документальных подтверждений уничтожения такой многочисленной группы немецких бомбардировщиков.

Существует и несколько версий того, при каких обстоятельствах этот бой состоялся, почему Александр Константинович оказался один против превосходящих сил противника.

Сражался до последнего
Итак, к 5 июля Александр Горовец выполнил 73 боевых вылета, в десяти воздушных боях сбил два самолета лично и шесть в группе.

6 июля 1943 года над аэродромом 88-го гвардейского авиаполка 15 истребителей взмыли в небо. Им предстояло прикрывать с воздуха советские наземные войска в районе Владимировка – Кочетовка – Зоринские Дворы – Ольховатка. Ведущим одной из пар шел Александр Горовец.

В тот день патрулирование казалось неудачным – в воздухе были лишь немецкие истребители, которых было приказано не трогать: снаряды экономили для юнкерсов. И когда патрулирование уже подошло к концу, и летчики, сдав район сменщикам, повернули на базу, неожиданно сверху сзади их пару атаковал Me-109. Прикрывая ведущего, Рекунов тут же ринулся на врага.

И в этот момент Горовец заметил большую группу юнкерсов, летящих на бомбардировку наших позиций.

Рация Горовца вышла из строя, и ведомый, увлекшись боем с истребителями, потерял командира из виду.

Горовец развернул свою машину навстречу противнику. Юнкерсы уже начали перестраиваться в колонну для бомбометания. Летчик, сблизившись с ведущим Ju-87, поджег его первой же очередью из пушек.

Атака следовала за атакой. Вот Александр сбил еще одну вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берег боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась результативной. К земле он отправил уже восемь юнкеpсов и погнался за девятым, но закончился боекомплект. Юнкерс пытался уйти. Пришлось сблизился с ним и нанести удар винтом по хвостовому оперению. Остальные бомбардировщики, освободившись от боезапаса, поворачивали назад…

Александр взял курс на свой аэродром. Горючее было на исходе. А самолет, весь израненный, с погнутым винтом, с трудом слушался рулей. Радиопередатчик молчал. Помощи ждать было неоткуда. И тут внезапно появились три пары Мессершмиттов. Уклониться от схватки было невозможно. Александр ринулся на врага. В следующее мгновение огненные трассы вражеских самолетов впились в безоружный самолет.

Из последних сил летчик открыл фонарь кабины и рванул кольцо парашюта, но мощный воздушный поток оборвал купол. Самолет врезался в рыхлый чернозем.

Не пропал без вести
Летчик остался в кабине своего самолета, и земля надолго скрыла тайну его гибели. Поиск летчика наспех организованными поисковыми группами ничего не дал. Долгие годы Горовец числился в списках пропавших без вести. Даже поговаривали, что он улетел к фашистам и сдался в плен.

Странно, но даже после окончания войны поисками следов пропавшего летчика никто не занимался, хотя о его подвиге продолжали упоминать в прессе. Трудно сказать, сколько бы времени герой-летчик продолжал считаться пропавшим без вести, если бы.

Среди наблюдавших за воздушным боем были девятилетний Сережа Сергеев, его двоюродный брат семилетний Толя Черкассов и тринадцатилетний Саша Лобачев. Они видели в небе белый купол парашюта и надеялись, что летчику удалось спастись. Летом 1957 года эти трое уже повзрослевших ребят, жители хутора Зорянские Дворы, по собственной инициативе занялись раскопками на огороде, куда упал истребитель. Вскоре они обнаружили обломки самолета. На фюзеляже истребителя Ла-5ФН еще сохранилась дарственная надпись: «От колхозников и колхозниц Горьковской области» и номер 73, а на киле – красная ломаная стрела-молния.

Вместе с останками летчика нашли планшет с картой, бортовой журнал, письмо, несколько фотографий и открыток, орден Красного Знамени и гвардейский значок. В нагрудном кармане истлевшей гимнастерки лежал обагренный кровью партийный билет. Он потемнел, обложка расклеилась, фотокарточка совершенно выцвела, но запись, выполненная черной тушью, сохранилась. По найденным у летчика документам и ордену Красного Знамени было установлено, что они принадлежат старшему лейтенанту Горовцу. Останки летчика были наконец-то торжественно похоронены на кладбище хутора Зоринские Дворы.

Подвиг Александра Горовца золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецкофашистскими захватчиками, за беспримерный подвиг, совершенный в последнем бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Его подвиг беспрецедентен
В Центральном музее Вооруженных сил СССР, в Москве, Герою Советского Союза Александру Горовцу был посвящен целый стенд. Выставлен найденный самолет Ла-5, пушки и пулеметы без единого снаряда и патрона, которые все были расстреляны в незабываемом воздушном бою. На месте его гибели на 597-м километре шоссе Москва – Симферополь установлен бронзовый бюст. В Витебске улица, где ранее проживали его родители, в 1957 году была переименована в улицу Горовца. В 1995 году в сквере на этой улице также установлен памятник.

Есть летчики, в том числе заслуженные, известные стране, которые сомневались в том, что в одном бою истребитель, даже такой как Ла-5, способен сбить девять самолетов противника. Боекомплект ограничен, а скорострельность бортового оружия высока. Но на войне случается и невероятное. Ведь в представлении Александра Горовца к званию Героя сказано, что он в одиночку сбил именно девять немецких бомбардировщиков. А наградной лист составляли тоже авиаторы, летчики, и он прошел через ответственные командные структуры. А главное, никто и никогда не усомнился в том, что подвиг гвардии старшего лейтенанта Горовца стал вдохновляющим примером для тысяч других советских летчиков-истребителей. По мнению сотрудника белгородского музея-панорамы А. Кадира, высказанному им в своей статье «Воин неба», которая посвящалась 100-летию А.К. Горовца, подвиг советского летчика заключается не в количестве сбитых им самолетов, а в том, что он, презрев смерть, атаковал вражескую эскадрилью, приготовившуюся нанести удар по нашим войскам. Пойти в одиночку на верную смерть – не это ли стало залогом нашей Победы?

Позже, когда никто уже в героизме Горовца не сомневался, маршал авиации С.А. Красовский в своих воспоминаниях напишет:
«В боевой практике советских летчиков отмечено немало случаев, когда истребителю удавалось за один вылет сбивать по 5-6 вражеских самолетов. Воздушный же бой гвардии лейтенанта Горовца по своей отваге, храбрости и боевому мастерству является беспрецедентным».

Галина Величкина, заведующая сектором образовательных программ Ульяновского краеведческого музея