В Симбирской губернии образ Святителя Николая Чудотворца, явленный на «Белой горе» в Промзино, считался древнейшей иконой региона. Икона, как и сама Никольская гора, были главными объектами ежегодного паломничества для многих тысяч людей из Симбирской и соседних губерний, и даже отдалённых мест. Предание об обретении иконы сейчас многие знают: Николай Чудотворец и Георгий Победоносец устрашили «кубанцев», попытавшихся напасть на Промзино; на вершине горы защитниками была найдена икона Святителя Николая с мечом в одной руке и храмом в другой. Предание повествует о реальных исторических событиях – о нападении кубанских ногайцев на Алатырский уезд, к которому относилось Промзино. Так в грамоте 1613 года от вождей народного ополчения князей Д.Т. Трубецкого и Д.М. Пожарского, только что освободивших Москву, сообщалось, что Алатырский уезд подвергся нападению ногайцев в 1612 году[1]. Это реальный исторический факт. Таким образом, появление степняков у Промзино – оборонительного пункта, могло быть с очень большой долей вероятности в упомянутом 1612 году.

О том, что спасению от разгрома Промзино было обязано необычайному явлению, поразившему местных жителей, говорит вся последующая история городища и Никольской горы. Импульс был настолько сильным, что он сохранялся столетия, набирая силу, как фактор религиозной веры многих тысяч людей. Уже в 1622 году у подножия горы старицей Таисией была основана Никольская женская пустынь, где в церкви долгое время хранился обретённый образ. В 1768 году Промзино посетил доктор и Академии наук адъюнкт Иван Лепёхин, записавший вкратце историю победы над «кубанцами». «С сею победою сопряжена была и людская особливая набожность; ибо тогда у них при ключе на белой горе явился образ Николая Чудотворца, которому все единогласно победу над Кубанцами приписали, и в знак своей благодарности сему Святителю построили на том же месте изрядную часовню, к которой после и монастырь присовокуплён был…»[2] – отметил И. Лепёхин.

В 1860-е годы полковник Генерального штаба А. Липинский, собиравший статистические сведения о Симбирской губернии, отметил, что среди чудотворных образов региона первостепенное значение имеет икона Казанской Божией Матери из Жадовской пустыни, крестный ход с которой совершается с 1848 года, а об иконе в Промзино он написал: «…особенное внимание обращает на себя образ святителя Николая, весьма уважаемого не только русскими, но и мордвой и чувашами; даже раскольники оказывают особенное уважение к этому образу, что не указывает-ли на существование его до времён патриарха Никона»[3]. Таким образом, Липинский пришёл к мысли, что история образа Николая Чудотворца в Промзино ранее церковного раскола середины XVII  века.

Публикации XIX  века и записи в церквях Промзино, собранные дореволюционным исследователем И. Токмаковым, позволяют говорить о том, что на богомолье к иконе Николая Чудотворца приходили люди из разных мест Симбирской губернии, Самарской, Саратовской, Пензенской губерний, из-под Москвы. Приходили люди разных социальных слоёв: отставные солдаты, крестьяне, мещане, купцы, священники, помещики. Обычно с просьбами о выздоровлении от болезней самих себя или близких. Проживавший в г. Бугуруслане Самарской губернии казанский купец Николай Александрович Пальчиков оставил запись в Промзинской церкви, что в 1872 году за выздоровление от болезни он желал совершить паломничество в Бар-Град (г. Бари, Италия) к мощам Святителя, однако явившийся во сне Николай Чудотворец позвал его в Промзино, сказав: «Для исцеления твоей болезни ты исповедайся и приобщись Св. Таин, а потом приезжай ко Мне в Промзино. Я живу там»[4].

В советское время церкви в Сурском (Промзино) были закрыты, часовня на Никольской горе разрушена, икона утрачена. Несмотря на антирелигиозную борьбу, паломничества к Никольской горе совершались, особенно ко дню «Николы Вешнего» 22 мая. В год победы в Великой Отечественной войне, как отмечает ульяновский историк О.Р. Хасянов, 21-22 мая 1945 года на Никольской горе собралось более 7 тысяч богомольцев из Ульяновской области и Мордовии, были собраны 11 тысяч рублей «в фонд помощи детям фронтовиков», а в 1952 году число паломников приблизилось к 12-15 тысячам человек[5]. О.Р. Хасянов подчёркивает, что среди паломников было много инвалидов Великой Отечественной войны, юродивых; молодёжь, преимущественно женского пола, от 13 до 20 лет составляла около 30%[6].

В настоящее время святыня Никольской горы возрождена, хотя сама часовня частью в лесах, в храме Сурского есть ящик для пожертвований на ремонт часовни, обустроены родники и купальни в окрестностях горы, но некоторые строения уже несколько обветшали. Никольскую гору каждый день посещают люди, народная любовь к Святителю Николаю Чудотворцу очень сильна, что доказала история.

19 декабря 2017. Никола Зимний. Никольская гора

19 декабря 2017. Николая Зимний.

На выставке в Прислонихе на Пластовской осени 2017

На выставке в Прислонихе на Пластовской осени 2017

На выставке в Прислонихе на Пластовской осени 2017

На памятной плите образ иконы

По дороге на Святые родники, на севере от горы

Родник с купальней севернее Никольской горы в лесу

Рядом с родником строят беседку

Язычество, видимо, ещё присутствует. Повязывают ленточки

[1]Список с грамоты с признанием за Баишем Мурзою Разгильдеевым, за многия службы и за отечество, княжескаго достоинства, данная по совету всей земли и по приговору воевод, боярина князя Дмитрия Трубецкаго и стольника князя Дмитрия Пожарскаго. http://archeo73.ru/Russian/17vek/arshiv/12zarskie.htm

[2] Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства. Полное собрание ученых путешествий. Том 3. 1821 год. http://archeo73.ru/Russian/18vek/Lepechin/AlatirySheremshan.htm

[3] Симбирская губерния. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Ч. 2. / Сост. А. Липинский. – СПб, 1868. – С. 390-391. http://simlib.ru/handle/123456789/565

[4] Токмаков, И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Промзино-городище, Алатырскаго уезда, Симбирской губернии / авт.-сост. И. Токмаков. – М.: Тип. Вильде, 1895. – С. 19-20. http://simlib.ru/handle/123456789/504

[5] Хасянов О.Р. Религиозная праздничная культура колхозной деревни в послевоенное десятилетие (на материалах Куйбышевской и Ульяновской областей) // Научный диалог. – 2015. – № 12(48). – С. 393-394.

[6] Там же. – С. 394.