В Симбирской губернии образ Святителя Николая Чудотворца, явленный на «Белой горе» в Промзино, считался древнейшей иконой региона. Икона, как и сама Никольская гора, были главными объектами ежегодного паломничества для многих тысяч людей из Симбирской и соседних губерний, и даже отдалённых мест. Предание об обретении иконы сейчас многие знают: Николай Чудотворец и Георгий Победоносец устрашили «кубанцев», попытавшихся напасть на Промзино; на вершине горы защитниками была найдена икона Святителя Николая с мечом в одной руке и храмом в другой. Предание повествует о реальных исторических событиях – о нападении кубанских ногайцев на Алатырский уезд, к которому относилось Промзино. Так в грамоте 1613 года от вождей народного ополчения князей Д.Т. Трубецкого и Д.М. Пожарского, только что освободивших Москву, сообщалось, что Алатырский уезд подвергся нападению ногайцев в 1612 году[1]. Это реальный исторический факт. Таким образом, появление степняков у Промзино – оборонительного пункта, могло быть с очень большой долей вероятности в упомянутом 1612 году. О том, что спасению от разгрома Промзино было обязано необычайному явлению, поразившему местных жителей, говорит вся последующая история городища и Никольской горы. Импульс был настолько сильным, что он сохранялся столетия, набирая силу, как фактор религиозной веры многих тысяч людей. Уже в 1622 году у подножия горы старицей Таисией была основана Никольская женская пустынь, где в церкви долгое время хранился обретённый образ. В 1768 году Промзино посетил доктор и Академии наук адъюнкт Иван Лепёхин, записавший вкратце историю победы над «кубанцами». «С сею победою сопряжена была и людская особливая набожность; ибо тогда у них при ключе на белой горе явился образ Николая Чудотворца, которому все единогласно победу над Кубанцами приписали, и в знак своей благодарности сему Святителю построили на том же месте изрядную часовню, к которой после и монастырь присовокуплён был…»[2] – отметил И. Лепёхин. В 1860-е годы полковник Генерального штаба А. Липинский, собиравший статистические сведения о Симбирской губернии, отметил, что среди чудотворных образов региона первостепенное значение имеет икона Казанской Божией Матери из Жадовской пустыни, крестный ход с которой совершается с 1848 года, а об иконе в Промзино он написал: «…особенное внимание обращает на себя образ святителя Николая, весьма уважаемого не только русскими, но и мордвой и чувашами; даже раскольники оказывают особенное уважение к этому образу, что не указывает-ли на существование его до времён патриарха Никона»[3]. Таким образом, Липинский пришёл к мысли, что история образа Николая Чудотворца в Промзино ранее церковного раскола середины XVII века. Публикации XIX века и записи в церквях Промзино, собранные дореволюционным исследователем И. Токмаковым, позволяют говорить о том, что на богомолье к иконе Николая Чудотворца приходили люди из разных мест Симбирской губернии, Самарской, Саратовской, Пензенской губерний, из-под Москвы. Приходили люди разных социальных слоёв: отставные солдаты, крестьяне, мещане, купцы, священники, помещики. Обычно с просьбами о выздоровлении от болезней самих себя или близких. Проживавший в г. Бугуруслане Самарской губернии казанский купец Николай Александрович Пальчиков оставил запись в Промзинской церкви, что в 1872 году за выздоровление от болезни он желал совершить паломничество в Бар-Град (г. Бари, Италия) к мощам Святителя, однако явившийся во сне Николай Чудотворец позвал его в Промзино, сказав: «Для исцеления твоей болезни ты исповедайся и приобщись Св. Таин, а потом приезжай ко Мне в Промзино. Я живу там»[4]. В советское время церкви в Сурском (Промзино) были закрыты, часовня на Никольской горе разрушена, икона утрачена. Несмотря на антирелигиозную борьбу, паломничества к Никольской горе совершались, особенно ко дню «Николы Вешнего» 22 мая. В год победы в Великой Отечественной войне, как отмечает ульяновский историк О.Р. Хасянов, 21-22 мая 1945 года на Никольской горе собралось более 7 тысяч богомольцев из Ульяновской области и Мордовии, были собраны 11 тысяч рублей «в фонд помощи детям фронтовиков», а в 1952 году число паломников приблизилось к 12-15 тысячам человек[5]. О.Р. Хасянов подчёркивает, что среди паломников было много инвалидов Великой Отечественной войны, юродивых; молодёжь, преимущественно женского пола, от 13 до 20 лет составляла около 30%[6]. В настоящее время святыня Никольской горы возрождена, хотя сама часовня частью в лесах, в храме Сурского есть ящик для пожертвований на ремонт часовни, обустроены родники и купальни в окрестностях горы, но некоторые строения уже несколько обветшали. Никольскую гору каждый день посещают люди, народная любовь к Святителю Николаю Чудотворцу очень сильна, что доказала история. 19 декабря 2017. Никола Зимний. Никольская гора 19 декабря 2017. Николая Зимний. На выставке в Прислонихе на Пластовской осени 2017 На выставке в Прислонихе на Пластовской осени 2017 На выставке в Прислонихе на Пластовской осени 2017 На памятной плите образ иконы По дороге на Святые родники, на севере от горы Родник с купальней севернее Никольской горы в лесу Рядом с родником строят беседку Язычество, видимо, ещё присутствует. Повязывают ленточки [1]Список с грамоты с признанием за Баишем Мурзою Разгильдеевым, за многия службы и за отечество, княжескаго достоинства, данная по совету всей земли и по приговору воевод, боярина князя Дмитрия Трубецкаго и стольника князя Дмитрия Пожарскаго. http://archeo73.ru/Russian/17vek/arshiv/12zarskie.htm [2] Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства. Полное собрание ученых путешествий. Том 3. 1821 год. http://archeo73.ru/Russian/18vek/Lepechin/AlatirySheremshan.htm [3] Симбирская губерния. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Ч. 2. / Сост. А. Липинский. – СПб, 1868. – С. 390-391. http://simlib.ru/handle/123456789/565 [4] Токмаков, И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Промзино-городище, Алатырскаго уезда, Симбирской губернии / авт.-сост. И. Токмаков. – М.: Тип. Вильде, 1895. – С. 19-20. http://simlib.ru/handle/123456789/504 [5] Хасянов О.Р. Религиозная праздничная культура колхозной деревни в послевоенное десятилетие (на материалах Куйбышевской и Ульяновской областей) // Научный диалог. – 2015. – № 12(48). – С. 393-394. [6] Там же. – С. 394. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Грек
А чего ж не рассказали, кто построил современную часовню…
Ы
Часовня была чудесным образом явлена на Никольской горе. Сказания об этом чудесном явлении напишут потомки.
Русский
Святый отче Николае, моли Бога за нас, грешных!
набожному ивану
бога-НЕТ!
Путник
А ты точно это знаешь ?Или ты в это веришь?
Ю.А.Гагарин
Да нет его ТАМ!
медицински и научно доказанный факт!
Владимир I
Весь наш русский эпос, включая церковный, построен на чудесах. Промзино от ногайцев спасла икона Николая Чудотворца, Владимирская икона трижды спасала Москву от монгольского разорения, Владимирская икона Божией Матери оказала большую помощь в спасении Москвы от Тамерлана, от захвата фашистами – Тихвинская икона Божьей матери… В мирской жизни от всех бед мужика спасает то Конек-горбунок, то щука из проруби, то Василиса прекрасная…
Сами-то когда научимся из дерьма выползать?
А.К.
Русский, включая церковный эпос? Любопытно)))
А то, что и Божья Матерь, и Николай Угодник, и другие Святые всегда помогают России – ничего удивительного,Владимир I,: здесь, на огромном пространстве, живут самые душевные, самые некорыстные и самые КРОТКИЕ люди. Господь нас ценит.Вот и вся разгадка)
Симбирянин
О Всесвятый Николае, Угодниче преизрядный Господень, теплый наш Заступниче, и во всех скорбех скорый помошниче! Помози нам, грешным и унылым, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога, всея твари содетеля, даровати нам оставление всех наших грехов, елико согрешили мы от юности нашея, во всем житии нашем – делом, словом и помышлением и всеми нашими чувствы, и во исходе души нашея избавити нас от воздушных мытарств и вечного мучения, да всегда прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство, ныне, присно и во веки веков.Аминь!
бу-бу-бу!
Лоб не расшиби,темнота!))
надо было ходить на выборы
появилось своё время – иначе откуда явления и видения ?
у шахтеров и рельсоукладчиков видений не бывает
https://www.youtube.com/watch?v=tphqsn0VmUg
нетролль
Продолжаем на печке лежать да чуда ждать, лениво обгаживая госдеп с Навальным и либерастов, поглядывая на иконостас и
в телеящик, где вечный праздник Святого Йоргена))). Одно слово – рабыбожьи.
Ирина
Замечательная статья!
Владимир I для А.К.
Вот как ценит нас, кротких и душевных:история России является наглядной и страшной иллюстрацией к тезису, сформулированному в 1917 году Троцким: «История в ХХ веке будет твориться против России, за счет России и на костях России».
200 000 000 человек – это людские потери России в ХХ веке. Вот поэтому-то народ и живет недостаточно хорошо – что он 100 лет подряд находился, если говорить словами Высоцкого, «на сгибе бытия», на грани уничтожения. ( http://politnews4.tk/zhestkoe-otkrytoe-pismo-lie-axedzhakovoj-nadelalo-shumu-v-seti/ ).
Источник: politnews4.tk
Маргарита
Ответ отрицающим Бога. Как говорит патриарх всея Руси Кирилл, цитирую не дословно: “Можно иметь несколько высших образований, быть профессором, кандидатом наук, быть умным, но не иметь разума. Они поступают чувствами, а разум плетётся далеко позади”. Господь дал разум людям, а не животным. Прости нам Господи.
извините, Маргарита,
вы только что назвали животным областного прокурора Хуртина ? человек разумный не стал бы выпускать на свободу коллектора, заживо поджегшего в комнате ребенка, согласны ?
маргоше
вовка гундяев? Он же атаман бурнаш? он же патриарх кирил?
Этот что ли?
гость
на иконах николай всенгда темный почему в статье автор обходть вниманием эту особенность