У меня пару лет назад по итогам программы «Корпоративное предпринимательство» родилась табличка, где типология бизнесов распределялась по древнеиндийским варнам.

1. Абсолютное большинство бизнесов – в количестве штук – есть бизнесы шудровские, то есть крестьянские. Базовая ценность – выживание. Они, вопреки сказкам о конкуренции, ни с кем особо не конкурируют: пашут свою делянку и имеют с неё «прожиточный минимум», без каких-то особых шансов на прибыль, рост и т.д. То, что они называют прибылью, на самом деле «стоимость управления» – их «зарплата самим себе». Урожайный год – есть запасы на зиму, неурожайный – голодай до следующего лета. Автомойки, салоны красоты, ларьки, всякие там школы танцев или ремесленные мастерские – для них бОльшая часть «предпринимательского» нарратива попросту неактуальна: вопрос скорее в том, как в следующем месяце заработать хотя бы на пять-десять тысяч больше, чем в этом.

2. Некоторое значительное меньшинство – бизнесы вайшьевские, торгово-купеческие. Базовая ценность – прибыль. Целеполагание – максимизация дохода с каждой точки, снижение издержек, рост положительного cashflow. Любыми (это важно) средствами.

3. Совсем меньшинство – в количестве, но не в качестве – бизнесы кшатрийские, воинско-корпоративные. Там ценности – победа и контроль. Они мыслят в первую очередь долями рынков, находящихся под контролем, качеством своего присутствия в тех или иных темах/процессах. Здесь наиболее актуальны менеджериальные практики самосовершенствования, все эти «семь эффективных решений» и «тридцать шесть стратагем», «сунь цзы для маркетинга» и прочие методички бизнес-литературы, даже стилистически воспроизводящие устав боевой и караульной службы. Собственно, менеджер и есть офицер. «Эппл» – это примерно как кондотта Сфорцы шесть веков назад

4. Буквально единицы, но зато наиболее масштабные и влиятельные – это бизнесы брахманские. Ценность, как всегда у брахманов – знание. Такими являются боги Уолл-стрита, финансовые и инвестиционные холдинги, которые могут десятилетиями инвестировать в заведомо неприбыльные сферы только для того, чтобы изменить реальность в нужную сторону – в итоге именно они окажутся основными бенефициарами этих изменений и отобьют своё. Там вообще неважны ни выживание, ни прибыль, ни даже контроль; там магия – денег, придумываемых и рисуемых в центрах эмиссии и всяческих «деривативах», технологий, которые обнуляют целые отрасли и создают из ничего новое, потребительских предпочтений, которые целенаправленно меняются от поколения к поколению средствами агитпропа в расчете на эффект от инвестирования в соответствующие отрасли, политических трансформаций – «цветная революция» это тоже инвестпроект, и т.д. Это, понятное дело, самый высший пилотаж.

Если брать Россию, у нас подавляющее большинство – «крестьяне» (иногда даже очень крупные «кулаки»), есть незначительная прослойка «торговцев» (живущих по принципу «не обманешь – не продашь»), довольно значительная, но очень архаичная прослойка «кшатриев» (включая само ЗАО «РФ» и ведущие госкорпы) и совсем нет «брахманов», способных к магии в соросовско-баффетовском стиле. Вот именно поэтому мы и оказываемся на мировой периферии, а вовсе не из-за того, что кто-то из кшатриев в очередной раз залез в полковую кассу или ворюга-интендант снова поставил в действующую армию гнилые портянки.

Увы, проблему в таком разрезе просто некому увидеть.

Автор – советник Председателя Государственной Думы.