В Вешкайме на прошлой неделе сожгли «Дом дворян Родионовых», который стоял там больше века. Об этом сообщила районная газета, которая отметила, что сгорел не просто «нежилой дом», как говорилось, в сводке МЧС, а «барский дом» семьи, которая владела Вешкаймой с середины XIX века. Еще один пример того, как просто уничтожить культурное наследие, которое оказывается никому не нужным.

«Вешкаймские вести» сообщают, что дом сожжен в ночь с 18 на 19 декабря. Пожарные боролись с огнем более восьми часов двухэтажное здание построено необычно: срублено из бревен диаметром более 30 см, обложенных кирпичом, а крыша покрыта шифером поверх железа. В итоге внутренняя бревенчатая часть дома уничтожена совсем, обрушились две кирпичные стены.

Издание отмечает, что сожжен дом оказался спустя 100 лет после разграбления в 1917 году. Вот так – революцию, как и весь сложный XX век, пережил, а наше время – нет.

Впрочем, судьба старинной усадьбы, кажется, и так была предопределена. Во-первых, ее в списках объектов культурного наследия Ульяновской области найти не удалось. Во-вторых, была она давно никому не нужна и заброшена: жильцов не было, все коммуникации отключены. Зачем подожгли, кому мешала? И так бы развалилась…

Между тем значение для села дом имел большое. Несколько поколений Родионовых, как пишет местная газета, владели Вешкаймой и жили в этом здании. Родионовы жили в селе с 1760 года. Поместье, где построили потом усадьбу, купили у князей Хованских.

До пожара дом, надо сказать, уже не подходил под определение «барский», хотя и сохранил некоторые элементы роскоши. Например, по картине 1910 года, которую писал известный художник Дмитрий Архангельский, видно, что жили в здании люди богатые, имеющие вкус к архитектуре.

Ничего этого сохранить не удалось. Как не удается сохранять и все остальное культурное и историческое наследие области. Погибает знаменитый особняк Перси-Френч в Тереньгульском районе; умирают забытые усадьбы дворян по всему региону, и даже заповедник «Родина Ленина» в центре Ульяновска оказывается под угрозой. Отношение же власти к зданиям исторического и культурного наследия своеобразное: бдительно следить за тем, чтобы эти дома не посмели отремонтировать неправильно, но в то же время самостоятельно усилий для их реконструкции не предпринимать, даже отказываясь от размещения госорганов в таких домах. Такой подход приводит к тому, что и частный бизнес старается отказаться от активов в виде исторических зданий, и государственным структурам они не нужны. Деньги выделяются – но на что? На воссоздание усадьбы Дениса Давыдова в тупиковой Верхней Мазе. То есть на новодел, а не прошлые века.

Так что пожар в Вешкайме – это скорее закономерность, чем трагедия. Гореть всему если не поменяется отношение властей к этой проблеме.

Степан ГОРИН