В живописи я невежа и не разбираюсь ни в манерах, ни в жанрах, ни в стилях. Но чисто инстинктивно могу, как мне кажется, отличить бездарность от искры Божьей, что называется.
Несколько лет назад я был на выставке работ ульяновского художника, ныне живущего в Москве, известного, модного, плодовитого и богемного. Ходил по залам Художественного музея на Новом Венце, где со стен кричали его полотна, и искал эту искру. Но ее не было, и ни одна из картин во мне никак не отозвалась. В них не было жизни. Это как манекены или как чучела животных, которые отличаются от настоящих животных отсутствием тепла и дыхания, и еще пылью. Словом, мертвечина. И вот мне в руки попался альбом акварелей другого ульяновского художника – Николая Облезина, изданный типографией «Мастер Студия». Типографию называю не просто так, а чтобы по ходу высказать пару замечаний.

В этих акварелях искру мне не пришлось даже искать, поскольку она в них светится. Притом что Николай Петрович Облезин – непрофессиональный художник. По молодости, как сказано в сопроводительной к репродукциям его картин заметке, он пытался поступить в высшее художественное училище в Ленинграде, но не прошел по конкурсу, после чего был призван в армию, а оттуда попал в военное училище. Поездив по служебным делам по стране, вышел в отставку и вернулся в Ульяновск, где работал на автомобильном и механическом заводах. И всю жизнь писал акварели. Этот его альбом -биография нашего города, написанная рукой влюбленного в него человека, написанная смело и одновременно светло и бережно. Так что масса знакомых мне, например, мест предстала передо мной как увиденная после долгой разлуки. Даже улица Ленина, по которой я хожу почти каждый день.

Эта картина называется «Улица Ленина. Дождливо». Потрясающе передан мокрый асфальт в осеннюю непогодь, желтые листья, прохожие с зонтами, красный и тоже мокрый трамвай, отражение автомобилей в мокром асфальте. Или улица Карла Либкнехта, на которой я живу. Акварель посвящена началу строительства по четной стороне улицы, на фоне старинного красивого здания, в котором сейчас находится медфак УлГУ. Строится, видимо, одна из жилых пятиэтажек. А вот тихий уголок Свияги на Опытном поле. Много видов Винновской рощи. Волга в штиль и шторм. Человек я деревенский, и сердце екнуло, когда дошел до небольшой картины «Копна» -сложенное сено, где-то на косогоре, может, на волжском или свияжском. Несколько вариантов однопролетного Казанского моста. Вблизи я его не видел, но такой же, однопролетный, видел в полях за Шумовкой, по которому поезд проходит над низинкой.

По своей технике акварель не предполагает реалистического изображения людей. Здесь они обозначаются цветными пятнышками. Вот красное пятнышко – это юбка. Синенькое пятнышко – кофта или блузка, что-то такое. Беленькое и потемнее – лицо и волосы. Казалось бы, человека в этом не увидишь, но виден именно человек, девушка, живая. Не мазки красками, а человек. В отличие от полотен той выставки, с описания которой я начал, где за тщательно прорисованными, чертами лиц – все равно манекены.

И наконец, обещанные замечания. На первой странице обложки альбома воспроизведено изображение Мемцентра. Я бы делать этого не стал. Не из-за качества акварели – оно не хуже остальных, а потому что Мем-центр – слишком известный объект, слишком много его изображений, как живописных, так и фотографических, и он, скажем честно, примелькался. Тогда как в альбоме много свежих и уютных пейзажей. Хоть из серии «Волга» или Старый вокзал, или тот же Казанский мост. И еще: издателям нужно быть повнимательнее. Во вступительной статье говорится, что Николай Петрович Облезин родился в Ульяновске. В конце же – коротенький автобиографический очерк самого художника, где сказано, что он родился в 1935 году в селе Скугареевка Тереньгульского района. В Ульяновск отец переехал в 1939 году, так как в Скугареевке не было работы, и, собственно, семье нечем было жить. В издании совсем мало текста, и такое расхождение в данных выглядит немного досадно. А так – все хорошо. Очень милый альбом.

Андрей СЕМЕНОВ