Причина появления домов на Ипподромной – неэффективная система государственного строительного надзора.

ООО «КЕРАМЗИТ» – НИ ПРАВЫХ, НИ ВИНОВАТЫХ
Приведенное выше высказывание принадлежит председателю комитета по жилищной политике ЗСО Геннадию Антонцеву. А высказано оно было на очередном совещании в стенах Заксобрания, посвященном ситуации при содержании общего имущества многоквартирного дома по улице Ипподромной, 4 и вопросам строительства ЖК «Молодежный» в Ульяновске. Состав участников совещания был тот же, что и на предыдущих встречах: жители домов, компании-застройщики, представители областного министерства промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта, администрации Ульяновска, прокуратуры, Агентства регионального госстройнадзора и госэкспертизы, управляющей компании и общественности. Судя по количеству встреч в комитете по жилищной политике, поиск решения проблемы, с которой столкнулись собственники МКД на Ипподромной, 4, до неприличия затянулся. В очередной раз было подтверждено, что застройщик в лице ООО «Керамзит» сдал жилье в эксплуатацию со строительными недоделками, и это стало причиной оказания некачественных коммунальных услуг.

По словам жильцов, в настоящее время введено в эксплуатацию по одному лифту в каждом подъезде. На лестничных клетках освещение часто отключается, в квартирах холодно. При этом за отопление начисляется по нормативу, хотя застройщик был обязан установить приборы учета еще при сдаче дома, то есть более полугода назад. Вывоз мусора осуществляется всего два раза в неделю.

Представитель управляющей компании пояснил, что застройщик передал документацию по общедомовому прибору учета отопления лишь на днях (во второй половине декабря. – Авт.), и только после этого все необходимые документы были отправлены теплоснабжающей организации для приема прибора учета в эксплуатацию. Как только заключат договор энергоснабжения с поставщиком, подача электроэнергии станет бесперебойной, а нестабильность объясняется тем, что пока энергоресурс подает сам застройщик и отключает его по своему усмотрению. Сейчас в каждом подъезде функционирует по два лифта, оставшиеся подключат в считанные дни. А вывоз мусора осуществляется дважды в неделю согласно подписанному с жильцами договору. До настоящего времени в новостройке отсутствует пожарная сигнализация. Представители МЧС отметили, что их ведомство с 2006 года исключено из процесса приемки домов в эксплуатацию, а проверить управляющую компанию, являющуюся субъектом малого бизнеса, не позволяет действующее законодательство. Директор компании-застройщика Владимир Федоров буквально рвался в бой. Когда ему дали слово, он тут же принялся утверждать, что пожарная сигнализация на доме, якобы, была установлена, однако ее временно демонтировали до завершения внутренних работ. Более того, по мнению руководителя «Керамзита», корень проблем в доме – не строители, а сами жильцы, которые пошли на поводу у некой группы популистов и заставили вмешаться прокуратуру. При этом Владимир Федоров не нашел ничего лучшего, как предложить перенести решение проблемы в суд, который и определит виновника – жильцов или популистов, он уточнять не стал.

В этот раз некоторая двойственность звучала в словах Геннадия Антонцева. «Ситуация на Ипподромной показывает, – говорил он, – что эффективность государственного контроля такова, что позволяет вводить дома в эксплуатацию с серьезными недоделками. При этом прокуратура, решившая оспорить выдачу заключения и ввод дома в эксплуатацию, не смогла доказать суду, что в доме на момент его приемки отсутствовали некоторые инженерные сети, приборы учета, а общее имущество находилось и находится в ненадлежащем состоянии (интересно знать, как она должна была это сделать?). Минстрой и Агентство стройнадзора, наделенные полномочиями проверки соответствия строительных работ и материалов, так проверяли строительство, что даже спустя полгода после ввода дома в эксплуатацию жители не получили адекватных условий проживания. Неизбежность судебных решений при наличии государственного надзора доказывает, что последний нуждается в срочных изменениях. Приспосабливая законодательство под застройщиков и предпринимателей, государство само создало предпосылки появления домов, подобных дому на Ипподромной». Получается так, что во всем виновато государство, то есть никто. Конкретного решения не было принято и в этот раз. Зачем тогда, спрашивается, надо было собираться столько раз?

ЗАКОН – ВЫСОКО, КОМИССИЯ – ДАЛЕКО
Еще одна ситуация, рассмотренная на совещании, касалась строительства ЖК «Молодежный». Застройщик ООО «Максима» должен был сдать 12-этажный дом на улице Буинской в Ульяновске еще несколько лет назад. Конечный срок готовности неоднократно переносился, сейчас дата окончания строительства сооружения в очередной раз сдвинута – до августа 2018 года. Однако уверенности у дольщиков в том, что им скоро устроят новоселье, нет. По данным регионального минстроя, общая готовность объекта в настоящее время составляет 95%. Профильное ведомство ведет поиск нового инвестора, который готов за собственный счет завершить все работы в обмен на квартиры. Дожидаться ввода дома в эксплуатацию решили не все дольщики «Молодежного». Некоторые уже обратились в суд с требованием вернуть вложенные средства. Фемида встала на сторону дольщиков и наложила арест на нереализованные квартиры. Но прокуратура внесла протест, и судебные приставы отменили ограничения. Сделано это было для того, чтобы застройщик мог реализовать свободные квартиры, а вырученные средства направить на окончание строительства. Как сообщил представитель «Максима», для завершения работ требуется около 90 миллионов рублей, для понимания: сумма непроданного имущества в новостройке составляет 95 миллионов рублей.

По мнению руководителя минстроя Дмитрия Вавилина, избежать подобных ситуаций должен помочь готовящийся федеральный закон, который отменит долевое строительство, а граждане смогут приобретать жилье только в готовом и сданном в эксплуатацию доме. Слабое утешение: улита едет – когда-то будет. Геннадий Антонцев предложил Дмитрию Вавилину в ближайшее время провести собрание дольщиков «Молодежного» и обязательно пригласить на него представителей застройщика, Госстройнадзора, прокуратуры, приставов, городской власти, чтобы из первых рук узнать о ходе поиска инвестора, получить ответы от власти и застройщика. Помимо этого, председатель комитета попросил министра ускорить принятие постановления областного правительства, которым должна быть введена система приемки новостроек, подобная советской. Согласно проекту, в состав комиссии, дающей разрешение на ввод дома в эксплуатацию, могут войти представители региональных министерств строительства, здравоохранения, проектной организации, застройщика и его подрядчиков. «Понятно, – уточнил Геннадий Антонцев, – что по законодательству ответственность останется за теми же субъектами. Но входящие в состав комиссии представители других организаций с большой долей вероятности реально могут помешать принять дом со строительными недоделками. Ситуация с домом на Ипподромной не должна повториться». И опять вопрос без ответа: «А кто же будет отвечать за нынешнюю ситуацию?».

Вопрос не праздный. Автор не жаждет крови. Но такая неопределенность в оценках, расплывчатость в формулировках, отсутствие жестких мер порождают у застройщиков чувство безнаказанности. И не только у них.

НАД ЧИНОВНИКОМ НЕ КАПЛЕТ?
Прокуратура Ленинского района Ульяновска пришла к выводу о необходимости привлечь к уголовной ответственности должностных лиц администрации областного центра, которые, по ее мнению, нарушили права граждан, вынужденных проживать в оползневой зоне.

Суть в следующем. Как известно, 7 июля теперь уже прошлого года по улице Новосвияжский Пригород в Ульяновске произошел сильный оползень. В результате чрезвычайной ситуации 31 дом получил повреждения, которые поставили под сомнение возможность дальнейшей эксплуатации этих строений.

Минуло полгода, однако до настоящего времени, приходит к заключению главный надзорный орган региона, надлежащие меры к расселению граждан из пострадавших в результате ЧП домов ни районные, ни городские власти не принимают. И это при том, что в результате проведенного специалистами обследования во всех 86 домах оползневой зоны, в которых проживает более 200 человек, были выявлены признаки аварийности. Соответствующий акт, как и предписано законом для таких случаев, был направлен в администрацию Ульяновска для решения вопроса о признании домов подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с заключением экспертов ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» в зоне оползня необходимо обеспечить регулярное наблюдение за состоянием грунтового массива. Организовать отвод воды через подсыпку и дренирование, запретить проживание граждан в аварийных и ограниченно-работоспособных строениях. А при наличии прогнозов о ливневых дождях провести эвакуацию населения в безопасные для проживания места.

И что же? А мы сами с усами! Нам начхать на федеральных экспертов. И 21 сентября минувшего года появляется на свет немотивированное заключение межведомственной комиссии (?) об отсутствии оснований для признания домов непригодными для проживания. При этом вопрос о признании строений аварийными должностными лицами не рассматривался вообще. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Более того, в бюджете Ульяновска на 2018 год необходимые для решения проблемы деньги не предусмотрены. Словно ничего и не произошло. Прокурор Ленинского района Ульяновска направил материалы проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела по факту халатности. Только бы все не обернулось очередным пшиком: симбирское правосудие, как известно, отличается непредсказуемостью.

А ЗА СИРОТ ОТВЕТИШЬ
В строительной сфере региона в последние годы наблюдается, мягко говоря, непорядок. Отдельные случаи и вовсе можно смело назвать откровенным беспределом. Как это было с ульяновской фирмой «Данскри». Ее руководитель Василий Кузнецов практически на глазах у всех набивал свои карманы деньгами дольщиков и бюджетными средствами, выделенными на обеспечение квартирами детей-сирот.

Начинал он с того, что организовал участие возглавляемой им фирмы в аукционах на долевое строительство многоквартирного дома в поселке Майна в целях приобретения органами власти квартир для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Затем с региональным минстроем были заключены четыре государственных контракта и фирма получила авансовые платежи.

Чтобы придать видимость законности своей явно неблаговидной деятельности, Кузнецов одному ему известными путями отыскал нужную ему контору, заключил с ней сделку генерального подряда и спокойно положил бюджетные денежки в свой карман. Такую же аферу он проделывал и при заключении договоров участия в долевом строительстве с населением.

Безнаказанность вконец развязала злоумышленнику руки и придала смелости. В результате с апреля 2014-го по январь 2016 года он умыкнул и присвоил более 17,8 миллиона рублей.

Нам неведомо, как долго могла бы продолжаться «денежная эпопея» афериста, но конец его похождениям положила прокурорская проверка. Дальше все происходило по известной схеме: следствие, суд, приговор. Фемида признала Кузнецова виновным в мошенничестве, а также преднамеренном неисполнении договорных обязательств, совершенных в особо крупном размере. Он получил 3,5 года колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу. О судьбе денег, которые прилипли к рукам дельца, не сообщается. Не исключено, что после отсидки они дадут ему возможность пожить на широкую ногу. Понятно, что квартир, в том числе для детей-сирот, от этого больше не станет.