19 января Ульяновской области исполняется 75 лет. Согласитесь, весьма солидный “возраст”! Он вместил в себя разнообразные события и эпохи: от Великой Отечественной войны до крымских санкций, от Сталина до Путина.
ТИХОЕ РЕШЕНИЕ
Указ от 19 января 1943 года подписал Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин. Его еще называли “Всесоюзным старостой”. Именно он, а не Сталин, был тогда номинальным главой советского государства.
Территория “новорожденной” области составляла 34 235 квадратных километров с общим населением 1097,8 тысяч человек, проживавших в двух городах, 10 рабочих посёлках и 2424 прочих населённых пунктах, рассредоточенных по 24 районам и 513 сельским Советам. Но Ульяновская область сильно “сдала” по сравнению с бывшей Симбирской губернией, в которой по ситуации на 1913 год на территории 49 406 квадратных километров в 3733 населённых пунктах проживало уже 2089,2 тысяч человек.
На территории располагались: 193 промышленных предприятия, 109 артелей промкооперации и 39 инвалидных артелей, 33 совхоза, 1151 колхоз, 68 машинно-тракторных станций с 4671 единицей тракторного парка.
Никаких официальных заявлений по поводу образования области не было сделано. Указ опубликовался только 18 февраля 1943 года. И только 26 марта 1943 года утвердились “штаты областных организаций по Ульяновской области, состоящих на местном бюджете, в количестве 452 единиц с месячным фондом заработной платы 246.945 рублей”.
Понятно, что любые новости о происходившем в тылу блекли тогда на фоне фронтовых сводок. Напомним, что в то время воюющий с нацистами Советский Союз с оптимизмом встречал 19 января 1943 года. Накануне, 18 января, советские войска освободили город Шлиссельбург и прорвали блокаду Ленинграда. До окончательного её снятия оставалось ещё более года. Через образовавшийся “коридор” сумели построить железнодорожную ветку для снабжения населения и бойцов продуктами и боеприпасами. В то же время неотвратимо сжималось кольцо окружения вокруг фашистской группировки под Сталинградом; до её окончательной ликвидации оставалось менее двух недель.
РОЖДЕННАЯ В МОРОЗЫ
А вот ночь на 19 января 1943 года в Ульяновске была морозной – 22-24 градуса ниже нуля. Дул несильный юго-западный ветер скоростью 2-5 метров в секунду. Днём над городом были высокослоистые облака. Осадки отсутствовали, видимость составляла 10-20 километров. Ветер слегка усилился до 3-7 метров в секунду, а вот воздух незначительно потеплел до 18-20 градусов мороза. Облака на Крещение, как считал народ, к большому урожаю, а ветер – к усиленному роению пчёл. В общем, природные предсказания были положительными!
КРИМИНАЛ НЕ ДРЕМАЛ
19 января 1943 года в Ульяновской поликлинике №1 при записи на приём 20-летний Павел Пугачев лишился вытащенного из кармана пальто кошелька с документами, облигациями и деньгами на сумму 150 рублей. В доме №50 на ул. Льва Толстого, из чулана сеней, подобрав ключи, злоумышленники унесли принадлежавшие 52-летнему гражданину Федору Данилину графин, ящик и четверть литра денатурата!
43-летняя гражданка Вахитова Шамзидия, проживавшая на северной окраине города, заявила, что во время её непродолжительного отсутствия из незапертой квартиры были похищены два пуда муки и разная одежда. Милиция вскоре задержала похитителей – инвалида Отечественной войны Владимира Афанасьева 25 лет и психически больного 38-летнего Александра Бондина.
А 40-летняя весовщица со станции Ульяновск-I, Анастасия Афанасьева, с улицы Водопроводной, 86 заявила, что из её квартиры были похищены: зимнее женское пальто, женский и мужской шерстяной костюмы, брюки, шесть платьев, швейная машинка, ручные часы и другие вещи.
ПЕРВЫЙ
Вот в такой непростой обстановке приступил к работе первый глава Ульяновской области, первый секретарь Ульяновского обкома КПСС 33-летний Иван Николаевич Терентьев. Коренной сибиряк приложил много сил, чтобы Ульяновск даже в военное время соответствовал статусу областного центра.
Ермил ЗАДОРИН