«…Здесь читаю историю заново
Средь российских, глухих снегов
Родового гнезда Поливановых,
Уходящую в даль веков…».
Анатолий Чесноков «Под соснами Акшуата».
Оставим ненадолго город, чтобы отправиться в Акшуатское имение В.Н.Поливанова. В то имение, каким оно было при жизни хозяина: с великолепным домом, наполненным произведениями искусства и красивыми вещами; с зеркальным прудом и прекрасным парком. И – с музеем, хранящим ценнейшие коллекции.
Владимир Николаевич Поливанов (1848-1915), конечно, не нуждается в представлении. Да и перечислить все его звания и заслуги в короткой заметке невозможно. Ученый: историк, археолог, этнограф, член-корреспондент французского и бельгийского обществ археологии, почетный член Императорского археологического института, автор научных трудов. Он первым начал профессиональные раскопки в крае; открыл Муранский могильник – захоронение булгарского периода, создал «Археологическую карту Симбирской губернии» (1900). Действительный статский советник, гофмейстер Императорского двора, член Государственного Совета, губернский предводитель дворянства (1898-1915), почетный мировой судья. Общественный деятель, занимавший в разные годы посты председателя Симбирского общества сельского хозяйства, губернского училищного совета, попечительского совета Мариинской женской гимназии, правления общества спасания на водах и пр. Основатель и председатель Симбирской губернской ученой архивной комиссии, инициатор создания историко-археологического музея. Им создан первый в губернии частный музей в Акшуате. В своем имении на научной основе занимался лесоразведением, на собственном заводе производил черепицу (написал брошюру о ее изготовлении) и т.д.
Впрочем, речь сегодня, главным образом, не о Владимире Николаевиче, а о его усадьбе. Но и отделить имение от его хозяев не получится. Начнем по порядку.
В конце 18 века Акшуатские земли принадлежали симбирским дворянам Татищевым. В 1792 году генерал-майор Николай Александрович Чирков вступил в брак с Елизаветой Петровной Татищевой, получив Акшуат в качестве приданого жены. Он построил в имении дом (1795), развел сад и положил начало основанию библиотеки.
В 1822 году дочь Чиркова – Екатерина Николаевна – вышла замуж за сенатора Ивана Петровича Поливанова. Так в Симбирской губернии появились Поливановы, принадлежащие к старинному дворянскому роду. Иван Петрович продолжил начатое Чирковым собирание книг, художественных и исторических ценностей.
После смерти Екатерины Николаевны симбирские владения были поделены между братьями Николаем и Александром. Акшуат достался в 1853 г. старшему сыну Николаю Ивановичу Поливанову, полковнику в отставке, известному дружбой с М.Ю.Лермонтовым, хорошему акварелисту, оставившему много работ, в т.ч. с видами Симбирска, Акшуата и других мест края.
В 1874 г. имение перешло к единственному сыну Николая Ивановича и Людмилы Александровны – Владимиру. 27 апреля 1880 г. в Богоявленской церкви Симбирска состоялось венчание В.Н.Поливанова с 18-летней Марией Языковой – дочерью Николая Александровича Языкова, племянника известного поэта. У Поливановых было трое детей: дочь Людмила и сыновья Александр и Николай. Они стали последними владельцами Акшуатского имения. Самому Владимиру Николаевичу не довелось увидеть разорение родового гнезда: он умер 24 апреля 1915 года в Петрограде; похоронен в Симбирске на Покровском кладбище.
При Владимире Николаевиче Поливанове имение в Акшуате достигло расцвета, став известным далеко за пределами губернии.
6 марта 1919 г. симбирские «Известия» напечатали статью без подписи, автором которой, возможно, был журналист и краевед Петр Александрович Александров. В ней говорилось о доме Поливанова: «Дом, построенный 130 лет назад, является историческим памятником. Каменный, огромный, в два этажа, он представляется типичным сооружением 18 века. В длину 20 сажень…, поперек – 7 сажень. Объемное парадное крыльцо, боковые постройки дома, раскинутые в виде крыльев, и парадный подъезд с колоннадою и балконом придают зданию вид дворца. …Внутри этого дома всюду так и веяло археологией».
В парке, рядом с домом, находился зеркальный пруд, в котором отражался сказочной красоты островок с беседкой. На берегу пруда стоял идол, найденный близ имения.
Но лучше предоставить слово человеку, видевшему все собственными глазами, к тому же обладавшему бесспорным художественным вкусом. В 1908 году в имении Поливанова несколько дней гостил Дмитрий Иванович Архангельский. Его воспоминания об этом, записанные дочерью художника Галиной Дмитриевной Невзоровой, были опубликованы в книге Николая Ильича Яценко «Вечно живой Сент-Экзюпери» (1990). Почитаем.
В ГОСТЯХ У ПОЛИВАНОВА (с сокращениями)
1908 год Дмитрий Иванович Архангельский называет счастливым. Именно в этом году он получил Большую серебряную медаль выставочной комиссии за живописные работы, представленные на губернской выставке в Симбирске…
Одну из выставок посетил местный помещик Владимир Николаевич Поливанов, имение которого находилось в Акшуате Карсунского уезда Симбирской губернии. …Он проявил интерес к работам молодого художника и здесь же, на выставке, познакомился с Д.И.Архангельским.
Владимир Николаевич увидел застенчивого парня, одетого очень просто. Сначала разговор не получался, но потом, когда Дмитрий Иванович стал рассказывать о своих картинах, об искусстве вообще, стеснение покинуло его, и он теперь светился радостью общения с человеком, который так много знал и проявил к нему интерес. …Молодой художник заворожил Владимира Николаевича своей кристально чистой и страстной любовью к искусству.
Поливанов решает пригласить Архангельского к себе, чтобы дать возможность молодому художнику поработать, не думая о мирских делах. Дмитрий Иванович принял это приглашение.
И через несколько дней он прибыл в Акшуат. Красота имения настолько поразила молодого художника, что он и на склоне лет своих помнил и рассказывал дочери о днях, прожитых у помещика.
Старинный особняк с колоннами располагался в центре тенистого парка с множеством цветников и прудом. Липовые аллеи веером расходились от дома, приводя к укромным уголкам.
Все было овеяно стариной, таинственностью, поэзией. Во внутренних покоях дома Дмитрий Иванович чувствовал что-то рыцарское, что привлекало новизной увиденного. Царила полная гармония. Вся обстановка излучала изящество, комфорт, уют.
Кабинет, библиотека, гостиные: синяя, белая, зеленая, малиновая. В синей гостиной на старинных обоях висели живописные работы и гравюры. Старинная мебель – из красного дерева. Диван и кресла обиты синей тканью. Яркие узоры на круглых подушках, лежащих на диване и креслах, гармонировали с синим цветом. На столиках и полках – обилие изящных статуэток из фарфора. На полу во всю комнату лежал ковер в синевато-серебристо-голубой гамме.
Зеленая и малиновая гостиные также очаровали Дмитрия Ивановича. В них, как и в синей гостиной, все оформление соответствовало зеленому и малиновому цветам.
Но вот белая зала! Здесь с золотом обои, белая мебель и такого же цвета рояль. Тишина. И только хрустальные подвески старинной люстры издавали тихий, мелодичный звон.
О детской комнате Дмитрий Иванович рассказывал… с особой теплотой. …Эта просторная комната как будто сама излучала свет: большое окно, нежно-пепельный цвет ткани, которой обита детская, светлые занавески с цветочным орнаментом… Однако Дмитрий Иванович был очарован другим богатством: игрушками. Их было так много, и они были так красивы, что создавалось впечатление: они привезены сюда не только из разных мест России, но и из заморских стран. Игрушки были расставлены на полках, столиках, в специальных шкафчиках: они, казалось, не столько игрушки, а – произведения искусства, и предназначались не детям, а взрослым. В детской было много и цветов. По обе стороны окна стояли на полу деревянные кадки, откуда поднималось зеленое, вьющееся обрамление почти до потолка.
В назначенный день Архангельский прибыл в Акшуат. Добрался он до усадьбы уже вечером. Дмитрия Ивановича встретил слуга, проводив его в одну из гостевых комнат. Дмитрий Иванович остался один: в первые минуты он растерялся и не знал, что ему делать. «Признаться, я был смущен, – вспоминал позже Дмитрий Иванович, – впервые довелось мне попасть в такой богатый дом. Здесь все было приспособлено, чтоб без лишней роскоши гостю было удобно, независимо и приятно.
На стенах, оклеенных спокойной расцветки обоями, висело несколько старинных гравюр, на столе – книги и журналы. Удобная кровать с чистейшими прохладными простынями, у кровати – ковер и ночной столик с настольной лампой под зеленым абажуром, шкаф для белья и, наконец, тут же на специальном табурете – фарфоровый таз с узорами и такой же кувшин с чистой водой и полотенце. Скоро я уже забыл о своем смущении и совсем освоился в уютной комнате».
Владимир Николаевич предоставил гостю полную свободу. Стояли солнечные летние дни, хозяин усадьбы вставал рано – в пять часов – все остальные в это время спали.
Владимир Николаевич утренние часы отдавал физической работе, как правило, столярному делу. Нужно отметить, что во время пребывания Д.И.Архангельского у В.Н.Поливанова других гостей в доме не было. Дети хозяина находились в отъезде. В доме, кроме прислуги, в эти дни жили только сам Владимир Николаевич Поливанов и его жена: молодая красивая женщина, хорошо воспитанная и образованная.
Владимир Николаевич редко встречался с гостем: не исключено, что это он делал умышленно, дабы дать возможность молодому художнику полностью отдаться творчеству.
Завтрак в доме был организован так: стол на террасе накрывался ежедневно рано утром, но завтракали раздельно – кто когда хотел, т.е. в удобное для каждого время. Дмитрию Ивановичу этот порядок очень понравился, и он его помнил долго и до мелочей: стол покрывался белоснежной скатертью, а на нем стоял большой самовар. Слуга постоянно следил за самоваром и порядком на столе.
Сервировка стола была проста, продукты и овощи – свежие. Яйца, редиска, сливочное масло, сливки, хлеб, сахар, чай, кофе, кусочки льда, домашнее печенье, булочки – это всегда было на столе.
Было что-то сказочное в этих завтраках: от самовара припахивало дымком, доносился аромат цветущего шиповника, были слышны песни птиц, погода стояла безоблачная: завтраки настраивали Дмитрия Ивановича на хорошее, бодрое настроение.
В парке, окружающем дом, находился пруд с чистейшей водой, в котором отражался небольшой, почти сказочный островок с его деревьями, лодками и купальней. Конечно же, Дмитрий Иванович обратил на этот уголок природы особое внимание, и им было выполнено немало акварелей, которым, как всегда, Дмитрий Иванович придал удивительно легкий, прозрачный и теплый колорит.
«К сожалению, – пишет Галина Дмитриевна, – эти акварели не сохранились, а разошлись «по белу свету».
Беседка на острове была достопримечательностью усадьбы, и хозяйка никогда не торопилась рассказывать о ней. И только, когда на лодке подплывали к острову, она начинала свой рассказ об этой таинственной беседке, которая представляла собой геологический музей.
Жена Владимира Николаевича считала своим долгом вежливости ежедневно уделять внимание Дмитрию Ивановичу. Много зная, побывав во многих странах, эта молодая женщина была интересным собеседником. Но и ей не удалось побороть застенчивость Дмитрия Ивановича Архангельского.
«И он признавался, – пишет Галина Дмитриевна, – что ему было чрезвычайно неловко, стеснительно находиться в столь непривычном обществе, что эти прогулки были для него мучительны, и всегда хотелось ему, чтобы они скорее заканчивались».
Дмитрий Иванович Архангельский прожил у Поливанова всего три дня. Он не мог долго жить в роскоши, она его угнетала. Дмитрий Иванович любил простых людей, простую, без излишеств, жизнь. А главной причиной ухода были прогулки с женой хозяина: он не любил светских разговоров.
***
В 2013 году стараниями сотрудников Краеведческого музея с.Акшуат издан прекрасный набор открыток «Поливановы в Акшуате» (текст В.П.Фоминой, Д.Кореповой). Часть фотографий на них – из архива семьи П.В.Медведкова, праправнука В.Н.Поливанова. Сегодня это, пожалуй, единственная возможность увидеть Акшуатское имение с его красотами. Автор ряда других снимков на открытках набора – житель и хранитель истории с.Акшуат Алексей Федорович Коблов. Он запечатлел село, его жителей, парк на многочисленных фотографиях 1950-х гг.
После революции дом был разграблен, а часть имущества и художественных ценностей вывезена в Симбирск (подробнее далее). Еще в 1919 году, в упомянутой выше статье, автор с беспокойством отмечал огромное историческое и культурное значение усадьбы в Акшуате, оставшейся без присмотра и ухода. И не зря.
В акте проверки земельных имуществ при с.Акшуат от 25 мая 1928 г. зафиксировано состояние усадьбы: «Дом, бывший барский, кирпичный, крыт железом, без окон и дверей… Бывшие ранее коридоры кирпичные, крытые железом…, соединявшие флигеля с главным домом, выломаны волостным исполкомом в 1927 г.». В заключении акта слово: «свободен». Т.е., можно беспрепятственно ломать дальше. И ломали… В 50-х дом окончательно разобран на кирпичи. От пруда не осталось и следа, на его месте густые заросли…
Окончание далее.
Владимир Николаевич Поливанов и Мария Николаевна Поливанова (Языкова).
Фото из архива П.В.Медведкова, праправнука В.Н.Поливанова.
«Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
Мария Николаевна Поливанова (Языкова).
1) В возрасте 12 лет. Симбирск, 1875. Фото из архива П.В.Медведкова.
«Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
2) Портрет работы Д.М.Болотова. 1881. УОХМ. Из собрания В.Н.Поливанова.
На террасе дома в Акшуате. День рождения В.Н.Поливанова 24 июня (6 июля) 1894 г.
Из личного архива Т.А.Громовой.
«Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
Терраса дома Поливановых.
Открытка из архива П.В.Медведкова.
«Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
Цветник у дома Поливановых.
Открытка из архива П.В.Медведкова.
Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
Дом Поливановых в Акшуате.
1) Открытка из архива П.В.Медведкова.
«Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
2) Фото из журнала «Мономах» 2008-2.
Дом Поливановых в Акшуате.
«Симбирский вестник», вып.1, 1993
(фото к статье Л.П.Баюры «Музей В.Н.Поливанова в Акшуате»).
Пруд в парке усадьбы Поливановых.
Фото из журнала «Столица и усадьбы», 1914.
«Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
Дети В.Н.Поливанова – Асенька и Тасенька – на берегу пруда.
Фото из архива П.В.Медведкова.
«Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
1) Пруд в Акшуатском парке. Фото А.Ф.Коблова, 1950-ые гг.
2) На берегу пруда. Фото П.Казаньева, 1951.
«Поливановы в Акшуате», комплект открыток, Ульяновск, 2013.
!!!!!!!!!!
Спасибо за познавательный, доступный и по настоящему патриотичный материал, красивые фото усадьбы, особенно день рождения на террасе дома Поливановых- вот это семья, вот это традиции! Несколько поколений, родственник, дети, интеллигентные мужчины, красивые дамы в блузах с рукавами буф! даже песик прильнувший к коленям хозяина- все так душевно, умилительно!
Гадик ЛуганДонский
Прекоасная статья, спасибо автору!
Да, шикарно жили дворяне в каменном доме на крестьянской шее.
Понятно,почему они рзрушили барский дом и скинули идола в пруд.