Дать ответ на этот вопрос ульяновский писатель Илья Таранов, автор только что увидевшей свет книги «Как Стенька Разин по Волге ходил…» предоставляет самим ее юным читателям, для которых она и была написана.

Презентация этого нового творения Ильи Таранова, вышедшего в издательстве «Корпорация технологий продвижения», прошла 17 января в Научно-выставочном комплексе «На Московской» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Читателей здесь ждала экспозиция с иллюстрациями к книге, которые создал художник Вячеслав Таранов, родной брат писателя, присутствовавший на встрече. Он работал над ними два года. Черно-белые рисунки выполнены в реалистическом стиле, доступном для детского восприятия. А для обложки художник написал красочное полотно с легендарным атаманом на коне в центре.

Автор книги Илья Таранов -человек для читающей публики города известный. Член Союза писателей России, он – автор десяти книг для детей и взрослых. Среди них – «Приключения Бубоньки», «Маэлла, или Башня господина «В», «Как Богдан Хитрово Симбирск строил». Писательство для Таранова – призвание, труд для души. А на хлеб насущный он зарабатывает в качестве генерального директора ООО «Симбирская литейная компания». Литератор занимается и общественной деятельностью: входит в состав Карамзинского фонда поддержки культурно-исторического наследия.

Почему он обратился к фигуре легендарного бунтовщика, предводителя крестьянского восстания? Таранов отвечает так:

– Все знают, что в Ульяновске есть улица Спуск Степана Разина. В детстве мы с братом Вячеславом ходили по нему с удочками ловить рыбу на Волгу. Вячеслав тогда даже картину нарисовал с рыбой, она до сих пор висит в квартире у родителей. И с тех пор, думаю, у него зародилась мысль стать художником. И он им стал. А я, повзрослев, заинтересовался личностью Разина, о котором народ сложил столько песен и легенд и даже улицы назвал в его честь. Наш город связан с этим историческим деятелем. Именно под Симбирской крепостью атаман Стенька Разин потерпел сокрушительное поражение. После этого восстание крестьян стало затухать.
По словам Таранова, он задумался, почему Разин не смог взять Симбирск? Ведь до этого лихой донской казак без боя вошел в Царицын (сегодня это Волгоград), Астрахань, Саратов, Жители сами открывали ему ворота своих городов, принимали, как героя.

Изучив биографию воеводы Симбирска Ивана Милославского, писатель открыл для себя, что тот был хорошим полководцем, имел в этом отношении опыт: сам строил крепости. Милославский знал, как грамотно расставить бойцов, расположить пушки. Но самое главное – он любил своих подчиненных – стрельцов: давал им земельные наделы, одевал и обувал. Войско в мирное время занималось своими житейскими делами, а когда возникала острая
ситуация и нужно было оборонять крепость, Милославский призывал стрельцов к оружию.

А вот воевода Астрахани, например, не платил жалованья своим стрельцам и обходился с ними жестоко. То же было в Царицыне. Там народ на вопрос Разина, что делать с воеводой, ответил: «Утопить!» Подобное было и в Саратове, и в Самаре.

Повествование книги Таранов начинает с весны 1670 года. У подростка Гришки на Масленицу начинаются приключения. Его отец рыбак ловит на Волге рыбу, а Гришка возит ее в крепость. Он знакомится с боярскими детьми и начинает с ними дружить. Затем Гришка сталкивается и знакомится с самим Разиным, становится свидетелем и участником событий штурма Симбирска.

Писатель противопоставляет друг другу Степана Разина и царя Алексея Михайловича.

– Что интересно, – отмечает он, – оба они к моменту описываемых событий были примерно одного возраста – около 40 лет. Каждый представлял собой многоплановую и противоречивую фигуру, однобоко к которым относиться нельзя. Разин был за справедливость, он хотел ввести казацкую вольницу для всей Руси. Но средства, которыми атаман пытался захватить власть, не вызывают сочувствия и уважения. Они были жестокими. В Астрахани, например, он насмерть шашкой засек много людей. Юных сыновей воеводы за ребра велел подвесить на крюки. С другой стороны, Стенька одаривал бедных и соратников. При этом сам был к богатствам равнодушен. Ему нужны были лишь одежда, шашка и конь.

Царь Алексей Михайлович, хотя и носил прозвище Тишайший и был известен своими попытками внедрить в стране новации из Европы (он и первый корабль построил, и оснастил армию современным оружием), когда нужно было сохранить свое положение, тоже проявлял жесткость. На площади в Симбирске, как и в других местах, где происходило восстание, валялись отрубленные головы бунтовщиков. По Волге плыли плоты с повешенными, и никому не разрешалось снимать их. Было уничтожено несколько тысяч сторонников Разина. После этого желание бороться за свои права у народа надолго было отбито. Восстание под предводительством Пугачева произошло только через сто лет.

Тысячу экземпляров книги «Как Стенька Разин по Волге ходил» Илья Таранов со своим другом Вагитом Каримовым, который помог ее издать, подарил Ульяновску. Он надеется, что в ближайшее время эти книги дойдут до библиотек, и юные читатели смогут ее прочитать.

Свой штрих в презентацию книги внесли музейщики. Они выставили на всеобщее обозрение уникальный и редчайший экспонат XVII века из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Это гравюра с портретом Степана Разина из издания «Европейский театр» швейцарского художника, гравера, автора пейзажей, сцен сражений и охоты Матеуса Мериана-младшего.

Вероятно, она была создана через три-четыре года после казни бунтовщика. Гравюра сопровождается надписью: «Московитский государственный преступник». Представление западного художника об облике знаменитого казака значительно расходится с нашими представлениями о нем. С портрета, кстати, выставленного в Ульяновске впервые, на зрителя смотрит… круглолицый толстяк со щегольской бородкой-эспаньолкой.

Стенька Разин, защитник обездоленных и угнетенных, должен иметь героические черты, и художник Вячеслав Таранов, создавая иллюстрации, решил не отходить от привычного русскому человеку образа Стеньки – волевого, жестокого, умного полководца. Именно такой он мил нашему сердцу.