ИЗ АВТОБИОГРАФИИ: В бывшей Симбирской губернии есть село Прислониха. Здесь я родился в 1893 году…
Блаженством, которое не повторится, пролетело детство. …Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка» и Кольцовское «Что ты спишь, мужичок» было первое, что я узнал из литературы и что пытался иллюстрировать. Зачем? Кто знает! Не помню сам…
Вот после такого сказочного, дремотного и ласкового детства меня отвезли в Симбирское духовное училище. …Орда в 250 человек, предоставленная самой себе…, была страшной средой, и вспомнить эти пять лет, проведенные там, до сего времени не могу без тоскливого ужаса. … Ученье мне давалось, и у меня всегда было достаточно времени, чтобы, забившись… в укромное место, читать и что-нибудь рисовать…
Осенью 1908 года я перехожу в Симбирскую духовную семинарию. В москательных лавках мы накупаем с отцом малярных красок, кистей. …Мы строим планы обучения живописному делу.
С 1909 года в семинарии ввели уроки рисования (необязательный предмет). Преподавателем был приглашен молодой начинающий художник Д.И.Архангельский, энтузиаст своего дела, необыкновенно восторженный и милый человек. Я был отмечен им с первого же урока, и вот уже 35 лет, как мы с ним закадычные друзья…
Д.И.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Осенью 1908 года в Симбирске была организована губернская сельскохозяйственная выставка с художественным отделом. … На эту выставку пришел с отцом 15-летний Пластов. Отцу понравились мои работы…, он сказал сыну: «Вот бы тебе у него поучиться!». На другой день Аркадий Пластов пришел ко мне домой: «Хочу у Вас учиться!». Приняли мы его радушно. Он быстро подружился с другими моими учениками…
Аркадий приходил к нам по вечерам, он учился тогда во втором классе духовной семинарии. Мы вместе работали, я не на словах, а на бумаге, с кистью или карандашом в руках показывал, что и как я делаю. Я никогда не подчеркивал, что я учитель, а он ученик, просто я старший товарищ. И это товарищество мы пронесли через всю нашу жизнь…
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ: В 1912 году я кончил 4 класса семинарии. …Губернская управа постановила выдавать мне стипендию на художественное образование по 25 рублей ежемесячно. Я еду в Москву. Устраиваюсь в мастерскую к… И.И.Машкову для подготовки к конкурсу в Училище живописи, ваяния и зодчества…
Но вот и конкурс. Три дня огромного напряжения – и в результате провал. …Совершенно раздавленный морально, я по чьему-то совету поступаю в скульптурную мастерскую Строгановки вольнослушателем. …Стипендия мне шла исправно. Покровители в моем провале на конкурсе ничего позорного не усмотрели. Москва, обильная всем, не давала скучать. Выставки, музеи, театры…
В 1914 году я поступил на скульптурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества. …Три года я был в училище, кончил головной, фигурный, натурный классы. Обстановка была – лучше не придумать. Споры об искусстве, выставках, театрах… На лето уезжал в свою Прислониху, писал этюды…
А.В.ЖИРКЕВИЧ (из дневников): 24 мая 1916 года. Был у меня молодой художник А.А.Пластов, ещё учащийся в Московской школе живописи и ваяния. Его рисунки, несомненно, свидетельствующие о таланте, которые я видел у Архангельского, обратили на себя моё внимание. Архангельский попросил у меня разрешение показать Пластову мои коллекции рисунков. Вот он и пришёл.
Молодой человек (чуть ли не сын псаломщика, дьячка) пробьёт себе ещё дорогу. В его словах чувствуется и любовь к искусству, и энергия, и настойчивость. Я долго ему показывал содержание моих портфелей – и оба мы измучились. Чувствуется в словах молодого художника самомнение, уверенность в успехах, некоторое дерзновение. Что ж? Это и хорошо, для начинающего – особенно. И молодость без этого скучна и приторна…
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ: Революция (февральская) застала меня на третьем курсе. После того как я, подобно многим, покатался по Москве на грузовике с пулеметами, с красным флагом…, арестовывая приставов, жандармов…, я все же в конце третьей недели с начала революции поехал к себе в Прислониху писать на натуре. Жизнь, однако, внесла свои неумолимые коррективы…
Катаясь на грузовике, забирая в плен ошалелых околоточных, я искренне почитал себя заправским революционером. И только в октябре, когда я приехал в Москву заканчивать Училище живописи и наткнулся совершенно неожиданно на баррикады и стрельбу на улицах, я уразумел, наконец, что революция в такой стране, как Россия, – процесс, который по своему размеру и значению подобен смене геологических эпох…, и что сейчас мало быть только художником, но надо быть еще и гражданином.
Я, толком не разобравшись в происходящем, уехал обратно. …Так я заделался пахарем, косцом, жнецом и т.п. Все эти сельские профессии я немножко знал и раньше, а тут пришлось их осваивать вплотную. Работая из дня в день крестьянином, я полагал, что это лучший случай… наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи, чтобы потом уже… воспроизводить ее. Параллельно с этим я рисовал, писал этюды, эскизы, строил планы в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья…
В.В.КИСЕЛЕВ (заслуженный художник РСФСР): Когда я пришел к Аркадию Александровичу в 1924 году…, был он еще неженатым, молодым, энергичным. Жил с матерью Ольгой Ивановной. Было у них небольшое хозяйство: корова, овцы, земли на две души. Лошади у них не было, и пахать он нанимал, остальную обработку земли производил сам. …Косец был отменный. Поэтому весь хлеб убирал косой, а Ольга Ивановна вязала в снопы. …Мог плотничать, столярничать, а стога сена метал мастерски. Мужики его уважали и охотно брали в свою артель косцов. …Единственный образованный человек на селе, он был советчиком и защитником мужиков…
Дом Пластовых стоял через дорогу напротив церкви, недалеко от моста. Перед домом небольшой палисадничек, где росли яблони, кусты сирени и акации. …Мастерской у него тогда еще не было. Его мастерской было все: село, гумна, поле…; мельница, маслобойка; девчачьи зимние посиделки или любая мужицкая изба…
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ: Раздвоение, тянувшееся почти семь лет, кончилось сразу и бесповоротно. Я… связываюсь с Ульяновским губисполкомом, делаю для него ряд работ по живописи и скульптуре и… в 1925 году опять в Москве. …Начались трудности. Не было квартиры, денег, знакомств. Все равно – вперед! …Летом я опять неизменно уезжал в свою Прислониху.
…Все более и более я робел и отступал перед попыткой от этюдов перейти к картине. …Ложная концепция – набить сперва руку, механически накопить материал, а потом создавать картины – завела меня в какой-то странный тупик… Я копил капитал, не пуская его в оборот. … Делать этюды в отрыве от хотя бы самой беспомощной композиции – гиблое дело. Это засело в голову крепко. Прозрев, я полегоньку понял…: есть правда этюдная, и есть правда в картине. Если в первой любой… художник может набить руку, то во второй – нет ничего более обычного, как потерять голову. Неопровержимо было одно: работать надо теперь по новому плану. Все встало на свое место не сразу, но зато несокрушимо и безоговорочно…
В.В.КИСЕЛЕВ (в Москве): …Приехал Аркадий Александрович, и стали мы с ним искать квартиру. Исходили многие районы, и все пешком: он не любил ни трамваев, ни автобусов, терпеть не мог стоять на остановке…
Нашли мы квартиру на Немчиновке… Перед дачей тогда был пустырь, только за два километра началось строительство. …Окрестности… были излюбленным местом наших вечерних прогулок, а черемуховый овраг считали своим, родным. Каждый день мы уходили на закате и возвращались затемно. Аркадий Александрович любил эти прогулки, особенно любил закаты в сосновом бору с огненными просветами… Он очень тосковал по родным местам и всегда считал дни, когда вернется в свою Прислониху.
Жили мы… в проходной комнате, готовили сами на примусе, продукты покупали в Москве. …Комнаты отапливались плохо…, а на кухне совсем не топили. На окнах было в два пальца льда, и руки от холода коченели и опухали. Места в комнате было мало, и холст Аркадий Александрович ставил на кровать. …В Немчиновке…, в 9-метровой комнате, в тяжелейших условиях, им были написаны все его «Базары», первый «Сенокос», «Колхозный праздник» и многие другие картины…
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ: В январе 1931 года в нашем селе организуется колхоз. В его организации я принимал горячее участие. В 1931 году в один несчастный июльский день случился у нас пожар. …У меня сгорел дом и все вообще имущество. Все, что до сего времени я написал, нарисовал, – все пропало в пламени, стало пеплом. …Надо было восстанавливать погибшее, и в темпах чрезвычайных. Это было время, когда я медленно подходил к тому, как сделаться, наконец, художником…
В.В.КИСЕЛЕВ: Случилось это 21 июля 1931 года. …Загорелось в Заречной улице, дворов за 15 от дома Аркадия Александровича. Он побежал туда, помогал вытаскивать вещи из домов… Он не думал, что огонь дойдет до них, так как на пути была речка со стеной больших ветел. Но море огня высоко поднимало горящие клочья соломы и перебрасывало их через ветлы. …Пока Аркадий Александрович добежал до своего дома, тот уже горел…
Сгорело 59 домов. Все, что было у Пластова, сгорело. …Погибшие папки битком были набиты всевозможными рисунками, набросками, композициями, целыми сценами…, портретами односельчан… Когда вечером в тот же день я приехал, Аркадий Александрович еле держался на ногах и только произносил: «Все, Витя, все!»…
Вскоре после этого он заболел тифом, долго лежал при смерти – на полу, в чужом доме, а над ним висела зыбка, где лежал его сын Коля. …Однажды прихожу и вижу такую картину: под зыбкой, распластавшись на простыне, в горячке лежит Аркадий Александрович, а его жена Наталья Алексеевна со слезами на глазах шьет для него соборованное белье. Первый раз я видел ее в слезах…
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ: Итак, я засел за картины. Наконец-то! Я потирал руки от удовольствия. Многочисленные этюды, зарисовки, эскизы науськивали меня кинуться в битву немедленно, отбросив всякие страхи…
Судьба продолжала баловать меня, подсовывала мне заказы, давным-давно засевшие у меня в голове и ждущие только некоего подхлестывания. …Перед самой войной написал «Ночное», «Овечьи пастухи» и ряд вещей по графике… Выполнил акварелью «Выборы комбеда», «Запись в колхоз», «Подписка на заем». Вот было удовольствие делать эти вещи! Ведь все это прошло когда-то перед глазами…
Наступила война с фашистами. Был я в это время у себя в Прислонихе. В августе 1941 года закончил картину «Немцы идут». Тогда же написал «Пленных ведут», «Один против танка». В 1943 году написал картины «Трактористки», «Гость с фронта», «Наши пришли», «Защита родного очага»…
Хочется сказать об отношении крестьян к моей профессии. Давным-давно, когда я еще был учеником, отношение это отливалось в добродушно-ироническое: «От нечего делать… побаловаться вздумал?». …Много лет спустя, когда уже никакого сомнения не могло быть, что я могу жить не хуже, даже лучше других, и только потому, что мажу картины, мужики стали это одобрять: «Работа чистая, людям не обидная». Очень им хочется видеть изображенной их жизнь, труд, «весельство»… «Спиши-ка ты нас, покажи-ка в Москве-то, как мужики-то живут»…
В.В.КИСЕЛЕВ: Писал он при любых обстоятельствах, часто в присутствии нас, своих учеников, хотя, наверное, мы мешали ему. …Бывало, в изнеможении скажет: «Эх, ребятки, дайте мне только десять минут отдохнуть», – и сразу засыпает. Через 10-15 минут вскакивал… и снова включался в работу. Отдыхом ему была вечерняя прогулка…
Дружба наша с Аркадием Александровичем никогда не омрачалась. Мы верили друг в друга, верили друг другу. Мы были больше, чем родные. …Вот так наша дружба продолжалась 48 лет, до самой его смерти. Такая же дружба, только еще длиннее, была у него с Д.И.Архангельским, но по духу они были разные. Это мы с ним – оба мужики, во всем единомышленники…
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ: Сенокосную работу я люблю до самозабвения… Много лет назад я начал собирать этюды сенокоса к будущей картине. …Случай помог мне до некоторой степени сойти с мертвой точки. Как-то… я, бродя по ржаному полю, набрел на ту приблизительно сценку, какая у меня изображена на картине. …Передо мной возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей задачу. Очень приятной была и самая скромность сюжета. Минимум всего: красок, жестов, действия и т.п., к тому же все это было мне бесконечно известно.
Приходили люди посмотреть картину. …Им было непонятно, что мне за надобность была все это мазать. Ну, сидят и едят. Какой тут интерес? Когда я пробовал пояснить…, почему тут сидят те, кому еще рано полем заниматься, и те, кому уже поздно за него браться, люди оживлялись, сразу входили в самую суть дела. Страшные годы войны и гибель наших людей вставали у каждого перед глазами во всей их трагичности…
И.В.ЛЕЖНИН (заслуженный художник РСФСР): Убедившись, что меня встречают в доме Пластовых не «ради приличия», я забегал к ним наспех, бывая в тех краях. …Вхожу во двор, а там не до меня – сено мечут на сеновал. Сам Аркадий Александрович, проворно работая вилами наверху, принимает, а Катя, сноха Лена и какая-то соседка снизу подают ему одна за другой душистую ношу. Я хотел было незаметно уйти, не мешать людям. Но Аркадий Александрович, завидя меня, зовет: «Проходите-проходите…». И, как бы извиняясь, продолжает, не бросая работу: «Я уж спускаться к вам не буду. Надо спешить, а то не ровен час – дождь. И сено, считай, погибло»…
Нельзя было не залюбоваться его сноровкой в крестьянском деле, какой-то удивительной одержимостью и вдохновеньем. В темном провале сеновала его статная фигура казалась мне символическим воплощением неутомимости и русского трудолюбия. Подумалось: вот бы кинохронику сюда… Кадры были бы поистине уникальны. Ведь не часто можно увидеть знаменитого человека вот так, как увидел его я…
Всякий раз, когда я вижу репродукцию с его общеизвестной картины «Сенокос», мне живо вспоминается то жаркое лето, двор в доме Аркадия Александровича, он сам в темном обрамлении дверей сеновала, добрые женщины и необыкновенный пластовский квас…
***
Вот так, очень отрывочно и фрагментарно получилось. Далеко не все удалось вместить, что хотелось бы. Текст приведен по источникам, в которых его можно прочитать полностью:
Автобиография А.А.Пластова: журнал «Художник», №11, 1972 (по тексту публикации в книге «Мастера советского изобразительного искусства», 1951).
Воспоминания Д.И.Архангельского: «Живу и дышу родным городом…» (по материалам архива Д.И.Архангельского, сост. В.М.Костягина, Ульяновск, 2009).
Дневники А.В.Жиркевича: «Потревоженные тени (Симбирский дневник)» (сост.Н.Г.Жиркевич-Подлесских, «Этерна», 2007).
Воспоминания В.В.Киселева: «Виктор Киселев. К 100-летию со дня рождения» (сост.Н.В.Корчева-Киселева, Н.Н.Пластов, О.Г.Шейпак, Ульяновск, 2007).
Воспоминания И.В.Лежнина: И.В.Лежнин «Мои встречи с Пластовым» (Ульяновск, 2007).
_______________________

1) Аркадий Пластов. 1913 год.
2) Первая выставка работ А.А.Пластова, организованная Д.И.Архангельским в сентябре 1915 г. в Симбирском народном училище. Фото Д.И.Архангельского. ГАУО.

1) Аркадий Пластов. 1920-ые гг.
2) А.А.Пластов с эскизом памятника борцам революции (конкурсный проект).

А.А.Пластов. Летний праздник в Прислонихе. Конец 1920-х – начало 1930-х гг.
Альбом «Аркадий Александрович Пластов», Л., «Художник РСФСР», 1979.

А.А.Пластов. Зимний вечер. Церковь в Прислонихе. 1930-ые гг.
Альбом «Аркадий Александрович Пластов», Л., «Художник РСФСР», 1979.

А.А.Пластов. Дворик художника в Прислонихе. 1940-1945.
Альбом «Аркадий Александрович Пластов», Л., «Художник РСФСР», 1979.

1) А.А.Пластов, его жена Наталья Алексеевна и сын Коля. 1935-1936 г.
2) С сыном Николаем во дворе своего дома в Прислонихе.
3) С внуком Колей. Прислониха.

А.А.Пластов:
1) Портрет сына Коли с кошкой. 1935-1936.
2) Портрет внука Коли (У окна). 1960-ые гг.
Альбом «Аркадий Александрович Пластов», Л., «Художник РСФСР», 1979.

1) Прислониха. На сенокосе. Начало 1950-х. А.А.Пластов крайний слева.
2) Работа над этюдом. Конец 1950-х гг.

1) Прислониха. С сельскими детьми. 1960-ые гг.
2) В окне мастерской. 1960-ые гг.

1) А.А.Пластов. Портрет Д.И.Архангельского. 1964.
2) Со своим первым учителем Дмитрием Ивановичем Архангельским и внуком Колей.