Администрация областного центра, как показали прокурорские проверки, палец о палец не ударила, чтобы принять меры по переселению жителей города, вынужденных проживать в оползневой зоне.

Зона безответственности
Напомним суть событий. 7 июля прошлого года на улице Новосвияжский пригород, едва ли не в самом центре Ульяновска, сошел оползень. В результате целый ряд домов получили повреждения, которые ставят под большой вопрос возможность проживания в них людей.

Казалось бы: какие могут быть вопросы? Есть закон, который прямо гласит, что «жилое помещение признается непригодным для проживания в случае наличия вредного воздействия факторов среды обитания, особо опасных для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния». Тем более что по результатам проведенного специалистами обследования в домах были выявлены признаки аварийности. Соответствующий акт с результатами обследования был направлен в администрацию Ульяновска.

Спустя месяц после этого межведомственная комиссия провела свое обследование и приняла заключение… об отсутствии оснований для признания указанных в акте 40 домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Составителей документа не смутил даже тот факт, что в обоснование своего вывода они не привели ни единого мотивированного обоснования. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Тем временем, согласно заключению Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, в зоне оползня требуется «обеспечить регулярное наблюдение за состоянием грунтового массива, организованный отвод воды, применяя подсыпку и дренирование». Но прежде всего «запретить проживание и нахождение граждан в аварийных и ограниченно-работоспособных строениях, а также организовать своевременную эвакуацию населения при прогнозировании сильных ливневых дождей».

И что вы думаете? Городские чиновники даже не потрудились подштопать дорогу, асфальт на которой попросту превратился в хлам. И то сказать, колейность в иных местах выросла до 18 сантиметров, сплошные колдобины, перерастающие в ямы. Дошло до того, что беспрепятственный проезд транспортных средств, в том числе автомобилей экстренных служб, по такой, с позволения сказать, дороге становился невозможным.

Никаких подвижек в этом направлении не наблюдается. Их и быть не может, если в бюджете Ульяновска на нынешний год необходимые средства на решение проблемы попросту не были заложены. Люди живут в условиях, создающих угрозу их жизни и здоровью? Это их проблемы. Такова, судя по всему, логика «отцов города».

В этой связи прокуратура приняла «двойные» меры. Она направила в суд исковое заявление о признании незаконным бездействие администрации областного центра в части предотвращения последствий от оползня, неправомерности заключения межведомственной комиссии, обязанности провести ремонт дороги. А материалы проверки пошли в следственные органы на предмет возбуждения уголовного дела по факту халатности.

Своя рука – владыка
Не покидает ощущение, что закон для городских чиновников если и писан, то далеко не всегда. Ситуация с оползнем не единственная. Взять хотя бы исполнение органами власти, контролирующими структурами и фирмами законодательства об участии населения в долевом строительстве многоквартирных домов. Нарушений здесь столько, что ни одного гроссбуха не хватит, чтобы фиксировать чинимое денно и нощно беззаконие. И если бы речь шла о какой-то там мелкой вороватой челяди. Так ведь нет… Извольте видеть.

Фирма «Инвестспецстрой» возвела на улице Воробьева в Ульяновске два четырехэтажных дома. 30 июня 2017 года администрация города Ульяновска на основании ранее поданного заявления выдала строителям разрешение на ввод указанных жилых зданий в эксплуатацию.

Но прошло некоторое время и радость строителей, а с ними и новоселов, сменилась унынием. Оказалось, что чиновники милостиво разрешили ввести дома в эксплуатацию «в отсутствие заключений органа государственного строительного надзора о соответствии построенных жилых объектов капстроительства требованиям технических регламентов и проектной документации. А также требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов». Говоря иначе, о права граждан – участников долевого строительства жилья попросту вытерли ноги. Получился большой конфуз.

В прокуратуре Ленинского района Ульяновска, как и полагается в таких случаях, возбудили в отношении главы администрации города Алексея Гаева дело об административном правонарушении. Для чиновника этот пренеприятнейший случай обернулся штрафом в 20 тысяч рублей. Казалось бы, мелочь, а досадно.

Федот, да не тот
Поражает, с какой стремительностью сфера ЖКХ обрастает криминальной коростой. Совсем недавно мне под «большим секретом» поведали, что ныне чиновники делятся на две категории. Первую составляют молодые «необстрелянные» начальники, только что пришедшие работать. Если знания, хоть какие-то, пусть и начальные, у них есть, то опыта вообще никакого. Они за ним не особо и гонятся, равно как не всегда проявляют рвение учиться работать. Отсюда ошибки, промахи, непонятные приказы и распоряжения. Зато амбиций и самомнения – хоть отбавляй.

Вторая представлена «матерыми волками» от ЖКХ. У них опыт, хватка, умение найти выход практически из любой ситуации. За ними обширные связи, часто выход на высокие начальственные кабинеты и в «нужные» структуры. Они никого и ничего не боятся, даже уголовное наказание для них часто видится не более чем огородным пугалом. Любой закон они знают назубок, всегда найдут в нем лазейки, чем сполна и пользуются. Простой люд только кряхтит, видя, как такие «небожители» проворачивают свои дела.

Но мы далеко не пойдем. Обратимся к такому распространенному явлению, как фальсификация протоколов собраний собственников жилья в многоквартирных домах. Итак, Заволжский район Ульяновска. Протокол общего собрания собственников помещений в МКД по бульвару Новосондецкому, 15. В документе черным по белому записано, что гражданами принято решение об утверждении условий договора управления жилым зданием, перечня работ, услуг и размера платы за содержание квартир, включая текущий ремонт, и, конечно же, порядка использования общего имущества.

Внешне все благополучно. В соответствии с нормативно-правовыми документами договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией. Причем с той, которая имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности. Важно отметить, что при ее выборе сделка оформляется с каждым собственником помещения.

Но вот какое дело. Прокуратурой в ходе проверки установлено, что сведения, которые содержатся в упомянутом нами протоколе, не совсем, мягко говоря, соответствуют действительности. В частности, в нем проставлены подписи граждан, которые участие в общем собрании собственников помещений не принимали. Последствия себя ждать не заставили. Материалы прокурорской проверки легли на стол следователей. А вскоре было возбуждено уголовное дело по факту подделки официального документа. Кто прав, кто виноват? Кому, за что и сколько положено суток, месяцев и лет, это уже отдельная история. Если учесть, что вопросы соблюдения законности в сфере ЖКХ органы прокуратуры держат на постоянном контроле, она свое продолжение обязательно получит.