Глава Димитровграда Алексей Кошаев прокомментировал на личной странице в фейсбук ситуацию вокруг местного драматического театра, где семеро актеров написали заявление на увольнение из-за назначения на должность худрука бывшего специалиста по связям с общественностью гордумы Димитровграда Ольги Панченко.

Цитируем:

«Друзья! В последнее время на некоторых информресурсах нагнетается истерия по поводу Димитровградского драматического театра. Комментирую ситуацию. Максимально объективно и беспристрастно, опираясь на цифры и факты.

Ситуация в драмтеатре действительно с некоторых пор стала вызывать серьёзную тревогу. Кассовые сборы упали. Долги театра выросли. Снизилось количество постановок и посещаемость театра.
Если в 2015 году было отыграно 270 спектаклей, то за 2017 – только 223. Премьер в 2015 году было 7, в 2017 – 5. Зрителей – 31250 и 27400 соответственно.
Доходы театра также сократились – с 4,8 млн рублей в 2015 году до 2,9 млн рублей в 2017-м. Долги, напротив, выросли на полтора миллиона рублей.

При том, что театру постоянно оказывалась поддержка со стороны города и региона. Деньги выделялись как на укрепление материально-технической базы, так и на проведение мероприятий. К примеру, на финансирование межрегионального фестиваля «Театральный АтомГрад» в этом году из областного бюджета было выделено 2 млн рублей, из городского – 500 тысяч рублей.

Театр также получил и федеральный грант в 7,5 млн рублей по партийному проекту «Театры малых городов России», что дало возможность обновить сценическое оборудование и направить деньги на постановку новых спектаклей.

Напомню также, что несколько лет назад в театре был сделан капитальный ремонт почти на 12 млн рублей. Губернатор недавно подарил новый автобус.

Всё это, как и приток новых сил, обновление труппы и руководящего состава позволяло надеяться на существенное улучшение дел. Однако и финансово-экономические и социально-культурные показатели свидетельствовали совсем о другом.

Поставленный на грантовые средства единственный спектакль «Женитьба» по пьесе Н.В.Гоголя не вызвал восторга ни у публики, ни у театральных критиков. Более того – получил довольно жёсткие оценки столичных экспертов в ходе прошедшего нынешней осенью фестиваля «Театральный АтомГрад». Этот спектакль не был отобран ни на один из российских фестивалей.

А при том проверка финансово-хозяйственной деятельности показала, что главным режиссёром был назначен себе и получен гонорар в размере 600 тысяч рублей за постановку этого спектакля. Другие гонорары уступают этой сумме, но также впечатляют: за сценографию – 250 тысяч рублей, по 100 тысяч рублей – за музыкальное оформление спектакля и за сценическое движение. (На эти средства, по оценкам специалистов, можно было поставить ещё как минимум два спектакля).

К слову, за последние 3 года значительно увеличилось количество приглашаемых в город критиков: в 2015 – 4, в 2016 – 9, в 2017 – 19. На их оплату было потрачено более полумиллиона рублей.

Специалисты контрольно-ревизионной службы сочли все эти траты муниципального учреждения культуры совершенно неправомерными.

Вопрос о необходимости смены руководства театра назрел. Был необходим грамотный менеджер-управленец, причём понимающий специфику театрального искусства. И было принято решение объявить конкурс на замещение вакантной должности художественного руководителя, включающей в том числе и функции директора. Напомню, исполняющим обязанности худрука на тот момент был Эрнест Наильевич Ишмаков, основная должность которого – заместитель директора по зрителям.

Э.Н.Ишмаков работает в театре с ноября 2014 года, до того в течение года был ведущим специалистом отдела социальной поддержки населения МКУ «Управление по реализации социальных программ». По образованию – филолог-языковед, учился в Национальном университете Узбекистана. И с организацией театральной деятельности, и с финансовой стороной этого процесса познакомился только в Димитровграде, осуществлял свои должностные функции, как говорится, по наитию, что, безусловно, не могло не сказаться на результатах.

Объявленный администрацией города конкурс проходил в соответствии со всеми предусмотренными законом процедурами. Конкурсная комиссия выбрала из троих претендентов на должность худрука того кандидата, кто представил наиболее полную и эффективную программу развития театра, а также кто по своим профессиональным качествам и опыту полностью соответствует этой должности.

Опровергну неоднократно обнародованную информацию о том, что О.Р.Панченко якобы была пресс-секретарём городской администрации и далека от театра. Это не так. Названную должность она никогда не занимала. Ольга Робертовна имеет высшее профильное образование – окончила сначала Саратовское театральное училище (где, кстати, училась на одном курсе с известным актёром и режиссёром Евгением Мироновым), затем – Ярославский государственный театральный институт. Работала в драматических театрах Волгограда и Каменск-Уральска, а также в Димитровградском драмтеатре. Имеет несколько театральных наград, в том числе «Золотую кулису» за исполнение главной роли в спектакле «Крошка Пиаф», с которым труппа нашего драмтеатра была приглашена на гастроли в Москву. Некоторое время Ольга Робертовна работала в Городской Думе специалистом по связям с общественностью, на местном телевидении редактором новостной программы и программы «Культура». Была заместителем директора областного департамента по развитию культуры. Как участница международной программы «Открытый мир» изучала культурный менеджмент за рубежом. Так что человек она в театре далеко не случайный.

Не секрет, что вероятным поводом к увольнению семерых работников театра послужило именно это назначение. Что сейчас и обсуждается на все лады. Что двигало уволившимися работниками, можно только предполагать. Я этого делать сейчас не буду. Наверное, у каждого из этих людей есть свои мотивы.
Остаётся факт: шестеро актёров (из них одна всё же остаётся завлитом), главный режиссёр Олег Александров и и.о. художественного руководителя Эрнест Ишмаков действительно две недели назад подали заявления об увольнении. Это было их личное желание. Никто никого не выгонял, не вынуждал и даже более того – неоднократно в ходе личных бесед с руководителями и городского управления культуры, и областного министерства предлагалось заявления забрать и работу продолжить.
Тем не менее, каждый волен сам распоряжаться своей судьбой, и решение принято.
Вероятно, это неприятный факт, но не думаю, что уход семи человек станет гибельным для театра.
В штате театра 75 человек (из них 25 актёров). Из этого числа 12 человек – из Луганска, они прибыли в город летом 2014 года. Шестеро из них остаются в театре.
Условия для этого, считаю, созданы. Город дал 2-комнатную квартиру семье режиссёра Александрова, другим актёрам также предоставил жильё: две малосемейки и отдельные комнаты в гостинице «Черемшан». Решён вопрос по увеличению зарплаты актёрам до приемлемых размеров.

Коллектив работоспособный. Если направить его силы в творческое русло, а не на поддержку чьих бы то ни было необоснованных амбиций и притязаний, то положительный результат, думаю, будет.
В качестве режиссёра-постановщика принят на днях в театр известный в городе Алексей Эдуардович Мельников, много лет возглавлявший ЦКиД «Восход» и также ранее работавший в драмтеатре. Алексей Эдуардович окончил Ташкентский театрально-художественный институт, является заслуженным работником культуры Ульяновской области.
У обоих нынешних руководителей – хороший опыт и театральной, и управленческой деятельности. Надеюсь, им удастся сохранить коллектив и наладить работу. Своё 75-летие, которое отмечается в этом году, Димитровградский драмтеатр должен встретить достойно.