Пыль, поднятая над Россией курсантами Ульяновского института гражданской авиации, станцевавшими в интернете современную ламбаду, спародировав при этом эротический клип западной группы, слегка улеглась, и теперь, может быть, время посмотреть, что же это было.
В похожую ситуацию попадал несколько лет назад внук английской королевы принц Гарри. Находясь в США, он заключил там какое-то пари, по условиям которого в случае проигрыша должен был прилюдно раздеться донага. Пари он проиграл и как честный человек выполнил условие, то есть снял с себя всю одежду. Сцену кто-то сфотографировал, и снимок появился в СМИ. На бедного Гарри обрушился град упреков и обвинений в том, что он поступил аморально и опозорил королевскую семью. Ждали реакции бабушки, Елизаветы II, которая, выдержав паузу, простила внуку эту его шалость и наказывать Гарри не стала.
Сеть в это время разразилась шквалом в поддержку принца. В разных частях света снимались ролики, участники которых представали совершенно голыми. Нагишом снялись, кажется, даже солдаты английской армии, что, возможно, и укротило гнев королевы, и потому для Гарри не было никаких последствий. Или же бабушка оказалась просто мудрее – Гарри молодой, неженатый, в жилах бурлит хоть и голубая, но все равно кровь.
Что-то подобное случилось и по следам ролика ульяновских курсантов, в адрес которых, хоть они и танцевали не в чем мать родила, посыпались угрозы даже от госструктур, таких, как Росавиация, а ректор института Сергей Краснов пообещал отчислить парней (они – первокурсники) и вообще закрыть им дорогу в небо, так сказать. И речь сейчас не столько о самом видеоролике будущих пилотов, сколько о реакции в интернете. Ректор, как заявил один из телеканалов, не ожидал столь бурной поддержки, которую оказала курсантам сеть. Первыми аналогичный ролик сняли учащиеся Рязановского сельскохозяйственного техникума. Потом появились клипы студентов-эмчеэсников, потом – старушек, кажется, из Петербурга, каких-то чиновников. Телеканал собрал их в одном репортаже, и это было ужасно смешно.
Все эти выступления явились, на мой взгляд, реакцией на официальное ханжество, на бесчувственность того же Сергея Краснова, на его сравнение юмористического клипа курсантов с Pufssy Riot, «которые глумились в храме», как сказал Краснов. Pussy Riot были, я считаю, стремлением к свободе, выраженным в провокативной форме. Но в храме они не глумились, а спели в форме молитвы фрагмент на острую политическую тему. То есть это был не антицерковный протест, а политический, за что девушки и загремели за решетку, после чего появились уже и акции против церкви, оказавшейся не в стане милосердных, а в лагере карателей.
Наше общество слишком много знает о морализаторах, изъявивших готовность расправиться с 17-летними курсантами, чтобы спокойно наблюдать за этой расправой. Знает о нравах морализаторов, в связи с чем при желании можно было бы, наверное, немало интересного рассказать и о Краснове, и о господах из Росавиации. О их любви к деньгам и к удовольствиям, доставляемым этими деньгами. О религиозном лицемерии, как Иисус Христос называл показное благочестие фарисеев – интернет и СМИ переполнены сообщениями о навороченных иномарках, на которых разъезжают попы, проповедующие в церквах смирение и нищету; о бесконечных судебных процессах по поводу растления священниками детей, о половой распущенности «элиты», о лживости так называемых верующих, которые не знают даже, как правильно перекреститься. Много о чем. И эта сетевая ламбада по следам клипа 17-летних курсантов была протестом, протестующими, возможно, даже не осознаваемым, но оттого не менее демонстративным.
Василий МЕЛЬНИК