На прошлой неделе уволилась практически вся редакция городской газеты «Ульяновск сегодня». Во главе с главным редактором. Уволилась в знак протеста против политики учредителя – администрации Ульяновска – по уничтожению профессии журналиста.

Политика эта – сегодняшний тренд всех уровней власти. По крайней мере, в нашей области. Бюджетные СМИ, как и «Ульяновск сегодня», нагибают, вытравливая из их сотрудников любую самостоятельность и инициативу, заставляя прославлять нынешних руководителей и молчать о проблемах. Это – несмотря на то, что подобную кашу давно никто не читает, а если и читают, – никто не верит. Классический пример – областная пресса во времена губернаторства Юрия Горячева, которая только и делала, что лила на голову Юрия Фроловича елей. Он и сам, похоже, поверил, что по жизни все так и есть: он гениальный и народ поголовно его любит.

«СК», кстати, тогда предупреждал об искусственности рисуемой официальными СМИ картины, которая даст свой рикошет.

Рикошет наступил в 2000 году на выборах главы областной администрации, где Горячеву противостоял генерал Владимир Шаманов. «Свои» газеты сообщали о подавляющем преимуществе Юрия Фроловича, предсказывая разгром генерала в пух и прах. Эти рапорты ввели в заблуждение Горячева, допустившего, вероятно, какие-то кардинальные просчеты в предвыборной стратегии и выборы проигравшего. Бывшая «его пресса» тут же переметнулась к генералу, начав поливать грязью горячевское правление.

Однако этот печальный опыт никого и ничему в нашей области, кажется, не научил. Бюджетные СМИ сведены к такому же уровню, как «Ульяновск сегодня», а небюджетные или независимые последовательно уничтожаются. Конечно, они уже условно независимые, поскольку уничтожена экономическая база их существования в виде самостоятельного бизнеса и политической конкуренции. А значит, уничтожен и рынок рекламы. И даже в чисто рекламных изданиях осталась фактически реклама только разного рода проходимцев типа навяливания безнадежных кредитов или искушения столь же безнадежными вкладами. Да еще протезирование зубов.

Идет удушение небюджетных СМИ и по другим направлениям – арендой помещений, «коммуналкой», тарифами. Все это становится неприподъемным. Зачищая поле небюджетных СМИ, первый замгубернатора Ольга Никитенко надеется, видимо, что тем самым она ограждает от критики как губернатора Сергея Морозова, так и себя.

Но это не так. Удушением прессы журналисты выталкиваются в интернет, как и их читатели. Работая в традиционных СМИ, они, может, и критикуют, но в рамках правил и цивилизованности, рассказывая при этом далеко не все, что знают.

Все же – люди, и ничто человеческое никому пока еще не чуждо. Да и СМИ – это все-таки общественный институт и действует в определенных рамках. Сужу по собственному опыту. Раньше «Курьер» жестко пикировался с коммунистами, но у меня лично всегда были и есть хорошие отношения с теперь уже бывшим первым секретарем обкома КПРФ Александром Кругликовым. И вот, освещая какую-нибудь связанную с КПРФ тему, замахнешься, но тут вспомнишь о радостном рукопожатии Александра Леонидовича – и замах поневоле, чисто инстинктивно, урежешь. «Ну, не зверь же я», – подумаешь.

В интернете же все иначе. Не писать журналисты не могут,-значит, все равно будут писать, но в сетях. Писать, когда их ничто, никакое экономическое сотрудничество, не будет ни с кем уже связывать и можно будет говорить более откровенно, в том числе о том, о чем раньше, может быть, просто не считал нужным вспоминать и упоминать. И властям бы беречь легальные СМИ – пусть выходят, пусть информируют население, пусть критикуют, наврут -можно обратиться в суд. Выталкивая же журналистов в интернет, просто умножаешь число своих недоброжелателей, которым незачем тебя щадить. Интернет, между тем, стал сферой, появление в которой воспринимается даже более болезненно, чем в традиционных СМИ, где все равно это будет так или иначе причесано. А в интернете – взлохмачено.

Зачем этого добиваться при всей той уязвимости, о которой представители власти не могут ведь не знать, непонятно. Откликаясь на исход коллектива «Ульяновска сегодня», журналист Сергей Титов вспоминает конец 90-х годов, называя то время золотым для журналистики. Ну, золотое – не золотое, а вот что менее подлое, это правда.

Геннадий ЯКИМЧЕВ