Василий Залесский, фото автора
В шоу-бизнесе не нужен ни голос, ни талант. Нужен «интересный медиа-продукт».
5 января в Большом зале Ленинского мемориала с Ульяновским государственным духовым оркестром «Держава» выступил лауреат международных конкурсов, участник проекта «Голос» Игорь Монаширов, который исполнил произведения из репертуара Фрэнка Синатры, Тома Джонса и других классиков джаза. Известен как оперный певец и эстрадный исполнитель, участвовал в многочисленных концертных программах на лучших площадках России и Европы. В короткой беседе перед вторым отделением концерта певец поделился с нашими читателями своими взглядами на искусство и шоу-бизнес.
– Игорь, у вас необычайно богатый и разнообразный репертуар. Наверное, всегда остро стоит проблема – что выбрать для выступления?
– Все зависит от того, что заявлено в афише. Если это классический концерт – я пою как оперный тенор или баритон. Если концерт эстрадный, то многое зависит от предпочтений публики. А на вопрос, что мне самому больше нравится, ответить непросто. Я был и оперным певцом, и эстрадным – в меня въелись оба эти направления, так что люблю и то, и другое.
– Опера – это всегда опера. А вот эстрада может быть очень разной…
– И я могу быть столь же разнообразным – могу петь и джаз, и популярные песни. В Ульяновске решили остановиться на классическом джазе, который я исполняю чаще всего. Тем более, здесь мы работаем с духовым оркестром «Держава», для которого этот жанр – одна из основ репертуара.
– И все-таки: вы предпочитаете исполнять то, что вам больше нравится, или то, что у вас лучше всего получается?
– Обычно то и нравится, что лучше всего получается. Ближе всего мне направление, в котором работали Фрэнк Синатра, Тони Беннет, Том Джонс.
– Большинство анонсов с вашим именем связано с участием в телевизионном шоу «Голос». Но ведь вы участвовали в престижных конкурсах классической музыки и даже становились их лауреатом. Какое впечатление после этого на вас произвел «Голос»?
– Я уже тысячу лет не участвовал в классических конкурсах… Что касается шоу «Голос», то участие в нем было довольно любопытным, но не более. Не надо забывать о том, что это просто шоу, просто телевизионный проект, в котором не ставится задача найти новые имена и как-то продвинуть талантливых исполнителей в российском медиапространстве. Здесь задача одна – повысить рейтинг телеканала. Так что, это шоу ради шоу. Если кто-то из участников после участия в «Голосе» обретет какую-то известность, то это, скорее всего, случайность. В более ранних шоу – таких как «Фабрика звезд» – еще создавались группы, участниками занимались продюсеры, а сейчас этого нет…
– Насколько я знаю ситуацию в отечественном шоу-бизнесе, наверху все занято и никто своих мест в рейтинге популярности уступать не хочет…
– Это не совсем так. Новые имена все-таки изредка появляются. Например, Егор Крит… Но сейчас в российском шоу-бизнесе такая система: каждый шаг в медиапространстве стоит больших денег. За ротацию на радио надо платить, на телевидении вообще царит вкусовщина. За границей другая ситуация: если исполнитель выпускает некий действительно интересный продукт, то за его трансляцию ему же и платят. Там тоже очень много сложностей, там все не так радужно, как многим кажется, там трудно пробиться к продюсерам, там очень дорого стоит качественная звукозапись. Но шансов больше. Одна моя ученица сейчас строит карьеру в Англии – очень талантливая девочка, которая английским языком владеет, как родным. Но и у нее полтора года ушло на поиски продюсера.
– У них, значит, все сложно, а у нас, получается, безнадежно…
– Если нет серьезной материальной поддержки, то, пожалуй, именно так.
– А как же талант, вокальные данные – это чего-то стоит?
– В шоу-бизнесе не нужен ни голос, ни талант. Нужен «интересный медиапродукт», который востребован на рынке. Но за границей поиск новых имен – норма, и там трудно удержаться в верхних строках рейтингов популярности. Если хотя бы раз в год или два не выпустишь песню, которая становится мировым хитом, то тебя просто забывают. Кто сейчас помнит Рики Мартина или «Спайс Герлз»? А ведь на весь мир гремели. Даже Том Джонс лет пятнадцать пребывал в забвении с начала 80-х годов до середины 90-х. Если бы его собственный сын не профинансировал его новый альбом, о нем и сейчас бы мало кто помнил.
– И все-таки, какой смысл вкладывается в понятие «интересный продукт»?
– Все зависит от времени и от пристрастий публики. Сейчас, например, в России очень востребован рэп. Кто бы мог подумать, что так будет? Еще лет десять назад у нас даже молодежь не была готова его воспринимать. А сейчас из ста процентов «хитущихся» песен половина – рэповые. Так что эта волна катилась к нам из Америки двадцать лет… Тут принцип простой: что востребовано, то и интересно. В шоу-бизнесе нет добрых дядечек, и задача там одна – заработать деньги.
– И с этим уже ничего не сделаешь?
– Ничего. Это прежде всего бизнес, а потом уже все остальное. Искусство там никого не интересует. Если на эту волну поднимается кто-то действительно талантливый – то это, конечно, замечательно. Такое тоже изредка бывает.
– А свои шансы вы как-нибудь оцениваете?
– У нас в свое время было эстрадное трио «Гранд», довольно популярное в стране, и если бы не кризис конца 90-х, то все было возможно. После этого я решил, что пытаться пробиться в шоу-бизнесе бессмысленно. Не потому, что мне было это неинтересно… Просто каждому возрасту свои пристрастия. Сейчас меня больше привлекает исполнение оперных арий и классического джаза.
– В Ульяновске вы впервые?
– Да.
– Тогда скажите несколько слов о своих впечатлениях.
– Мне повезло увидеть здесь пьяняще-голубое небо и феноменальный вид на Вогу из окна гостиницы.