18 февраля транспортные полицейские России будут отмечать профессиональный праздник. В этом году он необычный – стражи железных магистралей и других видов транспорта России отпразднуют 99-летие. И начнется отсчет сотого года существования этого формирования в системе МВД РФ. В нашем регионе транспортную полицию представляет Ульяновский линейный отдел МВД России на транспорте. Накануне праздника мы пригласили в редакцию начальника отдела, подполковника полиции Павла Хоченкова и задали ему несколько вопросов о деятельности транспортных полицейских.
Павел Валерьевич, не все наши читатели знают, чем занимается транспортная полиция. Ее порой путают с ГИБДД. Объясните, чем занимается линейный отдел, какова его зона ответственности?
– Коллектив сотрудников Ульяновского линейного отдела обеспечивает общественный порядок и безопасность на объектах транспорта, связанных с пассажирскими перевозками. В нашей зоне ответственности находятся 584,8 км железной дороги, проходящей по территории Ульяновской области и Республики Татарстан, 150 км фарватера реки Волги, по которому ходят пассажирские и грузовые суда, два международных аэропорта – «Центральный» в Баратаевке и «Восточный» в Заволжском районе Ульяновска.
– Преступлений в стране совершается немало. Изменилась ли за последние годы ситуация в вашем ведомстве?
– Конечно, криминогенная обстановка остается напряженной как у нас, так и по всей России. Но мы анализируем и структуру преступности, и количественные показатели совершенных преступлений. В нашей зоне сохраняется та же тенденция, что и по России в целом. Транспортная полиция занимается преимущественно раскрытием преступлений, связанных с кражами на объектах транспорта и с пресечением фактов незаконного оборота наркотиков. В 2017 году мы выявили и поставили на учет 178 преступлений. Наиболее многочисленны преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков: их поставлено на учет 80, а закончено расследование 52. В количественном плане остаются значительными кражи всех форм собственности. За прошлый год на учет поставлено 42 преступления, закончено расследование 32. Раскрываемость краж достаточно высокая – составляет 75 процентов. Нам удалось, используя все оперативно-профилактические меры, не допустить роста краж на объектах обслуживания Ульяновского линейного отдела. Меняется ли это соотношение? Конечно. Я работаю в транспортной полиции более 20 лет и наблюдаю такие явления. В годы перестройки, вы помните, резко возросло количество экономических преступлений. Сотрудникам отдела по борьбе с экономическими преступлениями приходилось вникать в сложные схемы осуществления преступных замыслов. Чтобы раскрыть криминальный механизм, мы изучали не только УК РФ, но и финансовое законодательство, бухгалтерский учет и т.п.
Сегодня нам приходится сталкиваться с преступлениями, совершаемыми в интернет-пространстве, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. К примеру, было расследовано дело о незаконном снятии средств с украденной кредитной карты. В так называемом киберпространстве преступники создают как финансовые пирамиды, так и интернет-магазины для реализации наркотиков и иного имущества, приобретенного незаконным путем. Расследовать такие дела очень сложно, требуются знания интернет-технологий, умение анализировать факты, угадывать ход мысли преступников.
В 2017 году сотрудники уголовного розыска успешно расследовали преступление в сфере авиаперевозок. Пассажир, прилетевший в Ульяновск из «Внуково» (Москва), обнаружил пропажу ноутбука. Наши оперативники срочно вылетели в Москву и сумели обнаружить группу преступников, которые промышляли кражей вещей из сданных в багаж чемоданов. По фактам возбуждено уголовное дело.
– Насколько успешна такая работа?
– Скажу только, что сегодня раскрываемость преступлений по нашему отделу составляет 58 процентов.
– Павел Валерьевич, сегодня особое внимание уделяется борьбе с коррупцией и взяточничеством. Расскажите, как транспортные полицейские раскрывают такие дела?
– Вот цифры статистики. В 2017 году было зарегистрировано семь уголовных дел, связанных с взяточничеством. Они уже расследованы и отправлены в суд. Сложность таких расследований очевидна. Мы детально изучаем все финансовые документы, проверяем их подлинность и законность, опрашиваем свидетелей преступления. К слову сказать, это очень непросто. Взяточника чаще всего обнаружить трудно.
– Совсем недавно в региональной прессе появились материалы о подростковой преступности, правонарушениях на железной дороге. Отмечено, что в 2017 году в зоне ответственности отдела не было случаев травматизма подростков и преступлений, совершенных детьми. Что сделано транспортными полицейскими для достижения таких результатов?
– Мы считаем, что преступления можно и нужно предотвращать, а случаи детского травматизма особенно. В течение прошлого года сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) в целях предупреждения и пресечения совершения транспортных правонарушений провели 287 лекций и бесед в учебных заведениях. И это дает хорошие результаты. Инспекторы по делам несовершеннолетних постоянно проводят рейды по вокзалам, станциям, в местах наиболее частого скопления подростков. И частенько составляют протоколы о правонарушениях административного характера: проходу через железнодорожные пути в неположенном месте, курению и распитию алкоголя в общественных местах и т.д. Протокол составляется в отношении родителей, которые не воспитывают в детях уважения к закону, соблюдению правил поведения на объектах транспорта. В обязанности сотрудников ПДН также входит мониторинг сайтов для подростков в Интернете с целью выявления вредной для детей информации.
– В структуре линейного отдела есть подразделение, которое существует только в транспортной полиции. Оно занимается борьбой с преступными посягательствами на перевозимые грузы. Каковы итоги его работы?
– В течение 2017 года все зарегистрированные по этой линии преступления раскрыты. В основном мы сталкивались с хищениями из товарных вагонов различного лома черных и цветных металлов. Надо отметить, что грузооборот на станциях нашей зоны уменьшился в несколько раз, и поэтому преступлений стало меньше. Но все-таки они есть. Совершают их часто безработные жители Ульяновска, они проникают на территорию стоянки поездов и устраивают погрузку металла с полувагонов на грузовые автомобили. К сожалению, есть среди организаторов таких хищений и работники железной дороги.
– Какие задачи ставят перед собой транспортные полицейские в 2018 году?
– Кроме выполнения наших повседневных задач, мы вместе с коллегами из линейных отделов Приволжского федерального округа будем обеспечивать общественный правопорядок на предстоящем в июне-июле чемпионате мира по футболу, а также 18 марта, в день выборов Президента РФ.
Екатерина Орлова