Многие молодые люди уезжают из Ульяновска в другие города.
Кто – в поисках лучшей жизни, кто – просто на заработки. Но зачастую они сталкиваются с большими трудностями. Так, 18-летний Николай Дедок, выпускник гимназии №1 им. В.И. Ленина, решил попытать счастье в столице. Что из этого получилось – он рассказал корреспонденту “МГ”.
– Николай, почему выбор пал на Москву?
– Так случилось, что родственники уезжали на полгода и не хотели оставлять квартиру пустующей. И я отправился в столицу, следить за жильём, работать и разбираться в себе.
– И окунулся в столичную жизнь сразу с головой?
– Да, с поезда поехал прямо на работу, договорился заранее о пяти днях работы на складе грузчиком. Это называется разовая работа. Тебе ставят задачу, ты её делаешь, получаешь деньги и уходишь.
После этого я пошёл в сеть распространённых кофеен. Девиз бариста (это тот, кто посетителям делает кофе – прим, авт.): ни на секунду не останавливаться и всегда улыбаться. Довольно сложно это делать, если тебе, например, хамят. Но клиент ведь всегда прав. А если задерживаешься на одном месте хоть на мгновение, к тебе сразу бежит менеджер с претензией. Нужно постоянно до блеска протирать столы, баночки, чашки… На третий день я уволился, ещё три дня пришлось дорабатывать по договору. Вот так на шестой день моя карьера бариста закончилась. Думаю, в таких местах должен работать тот, кто действительно большой фанат кофе, Основные причины моего ухода из этой сферы: отношение начальства к персоналу кофейни и режим рабочего дня.'”
– Многие считают, что без высшего образования найти работу в столице сложно.
– Конечно, работа без образования – сомнительное удовольствие. К девятичасовому рабочему дню надо прибавлять минимум часа полтора на дорогу. Зарплата в кофейне была небольшая, учитывая московские цены. Но для некоторых людей, может, это и выход.
– Кем ты работал потом?
– Решил устроиться по объявлению сборщиком мебели. “Ну а что, подумал я, весь день возишься с деревяшками, думаешь о своём. Вроде как интересно, особенно для тех, кто любит подобные занятия”. Зарплата была повыше, чем в кофейнях, условия подходили. Прошел в фирме три собеседования. Все офисы выглядели одинаково: окраина города, съемная двухкомнатная квартира, два стола, за одним из них сидит дяденька в костюме. Он начинает втирать тебе, что “есть две категории людей: те, которые не хотят карьерного роста, и те, кто…” и дальше по плану. И поскольку я сказал, что хочу карьерного роста, меня направили не на склад. Мол, “если ты инициативный, будешь ходить по подъездам и рекламировать окна. Зарплату мы будем выдавать нефиксированную”. Короче говоря, я получал деньги, только если купят окно, официального трудоустройства не было. Нет там и никакого карьерного роста, не верьте этому.
Особенно меня поразило то безобразие, что происходит в конторе по утрам. Тот самый дяденька, который проводил собеседование, собирает вокруг себя рабочих и начинает рассказывать им вдохновляющие истории. Больше всего это походило на речи главнокомандующего для своих солдат перед боем. После промывки мозгов ребята неслись скорее выполнять свою “великую” миссию, разве что не выкрикивая при этом “ура!”.
– А подрабатывать не пробовал?
– Я пытался играть в метро на гитаре. Первые несколько дней набирал часа за два больше тысячи рублей. Времени тратишь мало, поёшь, тебе здорово, у тебя есть деньги.
Но потом появились полицейские. Сначала попался довольно невежливый, разговаривал в стиле наших ульяновских гопников. Чудом он погнался за каким-то кавказцем, а я побежал в другую сторону, прихватив чехол от гитары с деньгами.
Несколько дней туда больше не совался. Почитал в интернете: оказывается, есть специальные участки, на которых можно играть. Но при моей следующей попытке доказать стражу порядка, что я имею право тут находиться, снова столкнулся с непониманием. Когда полицейский вёл диалог, то люди останавливались и наблюдали, что будет дальше. Наверное, это единственное моё тёплое впечатление о Москве, что полицейский не мог навредить при людях. Самое интересное в этой истории то, что рядом, в пределах видимости, играл на баяне дед. С ним никаких проблем не было. Видимо, он уже “отдал дань прекрасному”.
– Приходилось экономить?
– Да, особенно на интернете. Забавная история вышла. Есть некая сеть на всю Москву, которая дает на пробный период бесплатный интернет. Однажды он закончился, я решил заплатить не выходя из дома. И каждый раз, когда пытался пополнить счёт, почему-то происходил сбой, мне давался интернет ещё на час. Так я прожил в Москве, ни разу не заплатив за интернет.
– Какие эмоции испытывал, когда вернулся домой?
– Я готов был целовать землю на Железнодорожном вокзале в Киндяковке. Приехал домой, не торопясь прогулялся по улицам… Прошло уже два месяца и я до сих пор не хочу никуда отсюда уезжать. Возвращаясь, смотришь на вещи немного под другим углом, начинаешь ценить то, что раньше казалось естественным.
– Какие сделал для себя выводы?
– Каким бы ты себя крутым не чувствовал в 11 классе, поживешь в таких условиях – и станешь другим. Без заботы родителей, которые постоянно опекают, иногда даже слишком, взглянул на жизнь под другим углом. Я вернулся с четким осознанием того, чего хочу, что мне нужно делать сейчас.
Записала Дарья ТАБАКОВА