Анастасия Дмитриева
Жители региона пожаловались на проблемы с получением услуг через Интернет.
Многие ульяновцы столкнулись с неожиданной проблемой: неудобством либо невозможностью записаться к врачу онлайн или проверить оценки в электронном дневнике ребенка-шкошльника. Наш регион, как известно, во многих инициативах “впереди планеты всей”, а потому и в технологическом плане вроде бы должно было обойтись без проблем.
Однако на деле все вышло иначе. С порталом государственных услуг РФ, который теперь является основным сервисным ресурсом для жителей страны, ульяновцы оказались «на вы».

«ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ»
О проблеме, которая заставила вспомнить известное выражение «как снег на голову», ульяновцы рассказали в соцсетях.

«Начинаю регистрироваться -сайт виснет. Потом выясняется, что СНИЛС моего ребенка уже внесен в базу, но это делали не мы! Что делать? К кому обращаться?».

«Еще совсем недавно жена могла на сайте doctor73.ru записывать детей на прием к врачам. А уже сегодня не может, потому что доступ сделали через госуслуги, наверное, аккаунты разные, детей нет. Похоже, в поликлинику нужно топать, доказывать, что она мать».

«Сегодня через госуслуги вошли на «Доктор73». Данных нет, совсем никаких, все стерлось. У нас 7 человек в аккаунте было: наша семья и родители».

«Мы раньше с одного кабинета на «Доктор73» записывали всех. Родители многие не в состоянии разобраться с такой сложной системой. Есть инвалиды, малообеспеченные, не у всех компьютеры вообще есть».

«С «Доктор.73» еще худо-бедно разобрались, а вот с «Сетевым городом» беда. При наличии в доме четырех школьников при входе на сайт через госуслуги вылезает штук десять учеток. Нужно методом тыка искать, какая из них какому ребенку соответствует. До этого было намного удобнее, когда каждый ребенок знал свой логин-пароль и самостоятельно мог зайти в свой дневник».

И АПОФЕОЗ:
«Как выглядит запись ребенка в первый класс? Раньше пришел родитель, законный представитель, написал заявление, зарегистрировали заявление, приняли ученика.

Теперь, если у родителя, законного представителя, нет Интернета и нет учетной записи на сайте гослуслуг, езжай в райцентр в МФЦ, регистрируйся на сайте, подтверждай аккаунт, пиши заявление. В е-услугах регистрируют заявление.

Родитель, законный представитель приходит в школу приносит, заявление, ксерокопии паспортов, СНИЛС, свидетельства о рождении… До школы 300 метров, а до МФЦ – 26 километров…

А с 5 февраля закрывают парольный доступ к электронному дневнику, тоже только через госуслуги… Для города, может, и актуально, но для сельской местности госуслуги пока как чемодан без ручки – и нести неудобно и выбросить жалко.».

ВОПРОС, КАК ДЕЛАТЬ
Разъяснения по поводу нововведений дала директор ОГКУ «Правительство для граждан» Светлана Опенышева.

«Зарегистрироваться на портале госуслуг можно в любом Центре обслуживания (они есть и в школах), все дети появятся в «Личном кабинете». О том, что «Доктор73» будет связан с порталом, говорилось еще год назад. Необходимость перехода связана с выполнением действующего законодательства. Это прежде всего Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», в соответствии с п. 2 которого «доступ с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предоставляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ информации, прошедшим авторизацию в федеральной государственной информационной системе ЕСИА. А портал «Доктор73», как и «Сетевой город», являются модулями этих государственных информационных систем».

Таким образом, чтобы посмотреть электронный дневник и записаться к врачу онлайн, нужно быть пользователем портала госуслуг – так решили на федеральном уровне. И, как пояснила Светлана Опенышева, оказывается, об этом заявили еще год назад!

«Во время переходного периода я ходила на радио и ТВ, рассказывала. В регистратурах видели объявления. На сайте объявление было выделено красным цветом. У нас же всегда «пока гром не грянет…» – прокомментировала проблему в «Фейсбуке» руководитель ОГКУ «Правительство для граждан».

На это пользователи ответили вполне логично:

«Делать это было нужно. Вопрос лишь в том, как это было нужно сделать. Раз поднялась волна, то, наверное, переход на новую систему аутентификации был сделан не лучшим образом. Например, у меня жена даже не знала, что «Док-тор73» переходит на госуслуги, хотя сайт и поликлиники периодически посещала. Наверняка, таких больших переходов в истории этого сервиса еще не было, этим можно объяснить промахи со стороны разработчиков. Но и те, кто «купил» этот сервис со стороны нашей области, тоже должен был подумать о возможных проблемах. И хотя бы прописать это на уровне контракта (о продолжительности переходного периода)».

ОКАЗАЛИСЬ В ВАКУУМЕ
Ульяновцы оказались в информационном вакууме – такой вывод сделали на обсуждении горячего вопроса в Общественной палате Ульяновской области. На традиционную «Тему недели» пригласили активистов, представителей сообщества родителей, ОГКУ «Правительство для граждан» и чиновников.

Увы: несмотря на то, что ответственные за переход лица утверждали, что информации было много, она была везде, ее все равно не хватило. Поэтому люди оказались не готовы к переменам. Как оказалось, у всех есть выбор – пользоваться порталом госуслуг или совершать все манипуляции по получению услуг лично, во время визита в различные ведомства.

«Но мы видели только красивые билборды: «Госуслуги – это удобно». А разъяснений, что, когда и как – не было», – пожаловались участницы обсуждения.

«Получается, инициатива хорошая, нужная, система вполне доступная и удобная. Но все это повторило историю с картофелем, который привезли в Россию 300 лет назад. И поначалу все им травились, так как не знали, что есть нужно клубни», – отметил руководитель региональной Общественной палаты Александр Чепухин.

По итогам обсуждения были сделаны важные выводы:

Запись ребенка в первый класс возможна не только в электронном виде, но и по бумажному заявлению в школе. Отказать не имеют права. Но, понятно, что делать это удобнее через портал госуслуг.

Сайт «Доктор73» будет работать до конца февраля и напрямую, и через госуслуги. Этот переходный период дается для регистрации всех желающих.

Записаться в поликлинику по-прежнему можно не только онлайн, но и через регистратуру, придя или позвонив. Отказать не имеют права!

Чтобы восполнить дефицит информации для ульяновцев, предложено создать канал в «Телеграме» для оперативных ответов. Это должно быть сделано в ближайшее время.

Будут написаны и опубликованы ответы на самые распространенные вопросы и разобраны проблемы, с которыми столкнулись ульяновцы. Информация будет опубликована в соцсетях, в том числе и в группе Общественной палаты Ульяновской области.

В регионе работают 250 пунктов, где всем желающим помогут зарегистрировать «Личный кабинет» на сайте госуслуг. В частности, это МФЦ, которые есть во всех районах – как области, так и Ульяновска.

Если вы не можете зарегистрироваться самостоятельно, идите в ближайшую школу. Во второй половине дня после 14.00 можно обратиться к учителю информатики: он поможет вам зарегистрироваться и заполнить все что нужно. Не забудьте взять с собой документы.

Дети, пожилые люди могут зарегистрироваться в упрощенной версии, для этого не нужно никуда ходить. Подтверждать аккаунт нужно только родителям, у которых есть дети.

Если у вас остались вопросы, касающиеся регистрации и использования портала госуслуг, звоните по тел.: 8-800-200-73-07 с 8.00 до 17.00. 8 (8422) 27-78-05 с 8.00 до 17.00 – технический специалист при министерстве образования Ульяновской области, который поможет попасть в электронный дневник и записаться в школу.

Также все вопросы можно задавать на странице Общественной палаты Ульяновской области в «Фейсбуке».