Депутаты Заксобрания Ульяновской области подготовили обращение на имя председателя правительства Дмитрия Медведева с просьбой рассмотреть вопрос о пересмотре концепции государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Депутаты, во-первых, предлагают положить в её основу региональные информационные системы, во-вторых, перенести сроки наступления административной ответственности за нарушение порядка размещения информации на 1 января 2020 года.

В тексте обращения депутаты указывают на отсутствие прозрачности информации в ЖКХ и повышение расходов граждан за коммунальные услуги.

Цитируем текст, подписанный председателем ЗСО Анатолием Бакаевым:

“Депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области выражают обеспокоенность процессом и последствиями ввода в эксплуатацию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ). Через три с половиной года со дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» ГИС ЖКХ так и не позволила обеспечить декларировавшуюся прозрачность информации о жилищно-коммунальном хозяйстве, не создала основ для обеспечения граждан данной информацией. Несмотря на то, что в настоящее время ГИС ЖКХ по-прежнему не готова к функционированию в полном объёме, её эксплуатация уже привела к дополнительным расходам граждан, поскольку размещение в ГИС ЖКХ соответствующей информации повлекло возникновение у управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов новых затрат, источник покрытия которых единственный – платежи граждан. Поддерживая необходимость повышения прозрачности информации о жилищно-коммунальном хозяйстве, тем не менее считаем, что оно не должно приводить к увеличению (тем более существенному) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Размещение управляющими организациями информации в ГИС ЖКХ уже привело к дополнительным расходам всех жителей многоквартирных домов. Совершенно очевидно, что размещение в ГИС ЖКХ информации ресурсоснабжающими организациями также будет оплачиваться за счёт граждан. Предпосылки к этому возникли летом 2017 года, когда в Минкомсвязи России предложили Федеральной антимонопольной службе включить в расчёт тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций издержки, связанные с размещением ими информации в ГИС ЖКХ.

По подсчётам экспертов (не связанных друг с другом, сделанных в разное время и в разных регионах России), объём расходов управляющих организаций на размещение информации в ГИС ЖКХ оценивается в диапазоне от 0,5 руб. до 1,6 руб. в месяц с квадратного метра жилой площади. В отношении каждого многоквартирного дома все управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы в соответствии с законодательством обязаны разместить в ГИС ЖКХ около 700 видов различной информации и документов. Причём некоторые разделы необходимо обновлять ежеквартально или ежемесячно. Особенно ощутимы расходы на размещение информации в ГИС ЖКХ для товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, управляющих одним или несколькими небольшими многоквартирными домами.

Поскольку единственным источником финансового обеспечения деятельности по размещению информации в ГИС ЖКХ указанными организациями являются платежи граждан, считаем необходимым обратить внимание на явную несправедливость: оплачивать размещение информации в ГИС ЖКХ будут все граждане, а пользоваться ей будет лишь небольшая доля жителей, имеющих доступ к сети Интернет, зарегистрированных на едином портале государственных и муниципальных услуг и испытывающих потребность именно в информации ГИС ЖКХ. Отметим, что задолго до появления ГИС ЖКХ потребители коммунальных услуг могли найти и успешно находят сегодня необходимую информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве в региональных информационных системах или на специальных сайтах в сети Интернет. Жители уже много лет вносят в «личных кабинетах» региональных платёжных агентов показания приборов учёта, получают платёжные документы и оплачивают коммунальные услуги (и даже без комиссии).

Ульяновские специалисты и эксперты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, постоянно анализируя процесс реализации законодательства о ГИС ЖКХ, неоднократно приходили к одному и тому же выводу – данная система технологически не отработана, поставщики информации не могут разместить информацию в ней в полном объёме не по своей вине, уровень потребности в информации ГИС ЖКХ у потенциальных пользователей этой информации чрезвычайно низкий.

Качество ГИС ЖКХ не соответствует требованиям закона.

На сегодняшний день ГИС ЖКХ не обеспечивает:

открытость, прозрачность и общедоступность информации о жилищно-коммунальном хозяйстве;

непрерывность и бесперебойность своего функционирования;

полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность её размещения.

Программные и технические средства ГИС ЖКХ часто дают сбои.

Таким образом, до настоящего времени оператор ГИС ЖКХ так и не обеспечил требуемое законодательством бесперебойное функционирование данной системы, возможность её интеграции и взаимодействия с иными информационными системами. При этом ответственность за неразмещение информации, размещение информации не в полном объёме или её недостоверность с 1 января 2018 года возложена на поставщиков информации. Считаем несправедливым наказывать поставщиков информации за невозможность исполнить требования законодательства по вине оператора ГИС ЖКХ.

По причине недоработок в ГИС ЖКХ срок ввода её в эксплуатацию откладывался на один год. Также на один год откладывалась и дата, с которой поставщики информации могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ. Считаем, что такое ускоренное, за два чтения в Государственной Думе в конце декабря 2017 года, кратное снижение размеров административных штрафов за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ с 1 января 2018 года подтверждает, что данная система по-прежнему не готова к функционированию в полном объёме, но ответственные за её внедрение лица просто побоялись переносить второй раз дату, с которой поставщики информации могут быть привлечены к административной ответственности. Ведь повторный её перенос означал бы публичное признание несоответствия ГИС ЖКХ требованиям законодательства.

Наши доводы подтверждаются и материалами недавней проверки, проведённой Счётной палатой Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что ГИС ЖКХ в настоящее время не  готова к полноценному функционированию: низкая доля заполняемости данной системы необходимой информацией не позволяет в полной мере использовать её потенциал для представления гражданам информации о жилищно-коммунальном хозяйстве и обеспечения возможности оплаты коммунальных услуг.

Дмитрий Анатольевич, хотим обратить Ваше внимание на явные преимущества региональных информационных систем. Системы, построенные на региональных принципах, создадут для жителей и органов государственной власти субъектов Российской Федерации несомненные преимущества: реальную доступность информации для жителей и органов государственной власти, повышение открытости деятельности органов государственной власти, возможность ведения рейтинга управляющих организаций, снижение нагрузки на поставщиков информации, уменьшение количества ошибок при размещении в указанных системах информации и её анализе, возможность доработки систем с учётом предложений субъектов жилищно-коммунального комплекса. Таким образом, региональные системы действительно повысят прозрачность отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В связи с изложенным выше предлагаем в ближайшее время пересмотреть концепцию ГИС ЖКХ, положив в её основу региональные информационные системы, и перенести дату, с которой поставщики информации могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ, на 1 января 2020 года.

Уверены, что сначала нужно доработать ГИС ЖКХ, протестировать её, убедиться, что она функционирует без сбоев, и только после этого вводить ГИС ЖКХ в эксплуатацию и размещать в ней информацию”.