В Ульяновской области ищут новые способы ведения борьбы с нелегальной алкогольной продукцией.

О наболевшей проблеме шла речь на аппаратном совещании у губернатора Сергея Морозова. Эксперты пришли к единому мнению: бороться с контрафактом можно, только объединив усилия и предпринимателей, и правоохранительных структур, и региональных властей.

О том, что проблема действительно масштабная, свидетельствуют цифры. В 2017 году из незаконного оборота в Ульяновской области было изъято более 91 тысячи литров алкогольной продукции. И здесь есть два важных аспекта: прежде всего, контрафакт может быть опасен для жизни и здоровья жителей региона, ведь производится он зачастую в подпольных цехах. А во-вторых, выведение реализуемого алкоголя в легальное поле напрямую влияет на пополнение бюджета. А значит, и на развитие региона в целом.

«В 2016 году акцизные платежи от производства крепкого алкоголя распределялись так: 40% – в региональный бюджет, 60% – в федеральный. В итоге Ульяновская область получила более 1,715 миллиарда рублей. С 2017 года действует новый порядок распределения доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию. В прошлом году в областной бюджет от крепкого спиртного поступило почти 1,553 миллиарда рублей. На 2018 год федеральный центр установил для нашего региона лимит от производства алкогольной продукции – 1,715 миллиарда рублей. И дополнительные поступления возможны только по новой методике: в зависимости от объемов легальной реализации алкогольной продукции в регионе, – пояснил министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Михаил Семёнкин.

Что это значит? Чем больше контрафакта, тем меньше поступлений в бюджет. Чем это грозит, известно всем. Эксперты отрасли отмечают, что наиболее остро эта проблема стоит в районах области – в частности, Барышском, Сенгипеевском, Тереньгульском, Кузоватовском районах, а также в самом Ульяновске.

Приведем только один пример. В регионе есть обширная сеть сбыта алкогольной продукции, организованная ульяновским ЛВЗ (ООО «Алкогольная производственная компания»). Фирменная сеть состоит из 12 юридических лиц, включает 750 магазинов, работает под брендом «Градус» и входит в группу компаний «АПК». В ее составе, помимо розничной сети, также есть две производственные площадки в Чердаклах и Ульяновске, оптовые компании «ПАК» и «Винсент».

Сеть гарантирует и качество реализуемого спиртного, и поступление акцизов в бюджет. Предприятие перечислило в региональную казну около 1,5 миллиарда рублей, а в общей сложности в бюджеты разных уровней – 3,2 миллиарда рублей акцизов, налогов и взносов. Компания создала 12 юридических лиц для организации системы торговли своей продукцией.

Но в последнее время мелкие предприниматели, торгующие алкоголем, хотят выйти из-под лицензий дочерних компаний этой сети. Суть этого желания проста – получить больше доходов, в том числе и за счет реализации контрафакта (который продавать через сеть невозможно). Ради наживы некоторые бизнесмены готовы и подвергнуть риску здоровье покупателей, и лишить бюджет дополнительных поступлений (которые, уточним еще раз, теперь идут и от продажи алкоголя в регионе, вне зависимости от того, где он был произведен).

«Мы выступаем за максимальную прозрачность и законность. Для этого нужна консолидированная взаимосвязь между производителем и лицензиатом. Чем меньше контрафакта будет попадать в магазины, тем больше будет пополняться казна. А это скажется и на развитии территорий, где работают сами предприниматели», – считает председатель совета директоров группы компаний «АПК» Игорь Певко.

Работа по выявлению контрафакта, конечно, ведется. Функцией по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, лицензионному контролю над его реализацией, контролю за представлением деклараций об объемах розничной продажи алкоголя занимается аграрное министерство. Сетевые компании проводят добровольную сертификацию, включающую лабораторные исследования каждой партии реализуемой алкогольной продукции и ее маркировку Знаком добровольного контроля качества Ульяновской области. Этот знак является не только гарантом качества и безопасности, но и подтверждением того, что продукция находится в законном обороте.

Но этого недостаточно: губернатор Сергей Морозов поручил активизировать работу по выявлению фальсифицированной спиртосодержащей продукции. Для этого в первую очередь нужно работать на местах. К примеру, главы сельских районов совместно с поставщиками могут наладить контроль и заняться регулированием оборота алкоголя на своем уровне.

Как это может быть организовано на деле? Представители власти собирают предпринимателей, которые реализуют алкоголь, приглашают проверенных поставщиков, совместно обсуждают, какие проблемы есть у бизнеса, как улучшить взаимодействие, вопросы по ассортименту, ценам, условиям работы. Вырабатываются шаги для решения основных проблем, договоренности фиксируются в совместном соглашении. Важно показать заинтересованность в решении проблемы, выстроить диалог, который поможет определить главные болевые точки и нейтрализовать их.

Далее чиновники следят за тем, как это соглашение соблюдается. И если предприниматель «дает слабину» и пытается снова продавать контрафакт, сообщается об этом в полицию.

Эта работа очень важна. По информации Роспотребнадзора, в результате проводимых мероприятий по борьбе с контрафактом в прошлом году снизилось количество отравлений, связанных с употреблением алкоголя. В том числе и с летальным исходом.