Ведущий Клуба – Жан Миндубаев. Как-то так сложилось, что произведения ульяновских литераторов (выражусь так) «…пролетают над регионом, как фанера над Череповцом…». НАВСКИДКУ СКАЖУ КОЕ-ЧТО. Вот публиковали мы в «Глаголе» великолепную, до колик смешную стихотворную поэму Николая Марянина под веселым названием «Шумодырская бодяга». Ну, просто сама просится на театральную или киношную сцену! И зритель будет, и касса пополнится… И вроде театров у нас почти три целых штуки. Почему бы не повеселить публику – тем более на местном сюжете? Но – тишина… Немало и поэтических произведений, которые тоже сами просятся к музыкантам, желают перевоплотиться в вальсы, романсы, популярные шлягеры. И вроде музыканты в регионе имеются, могли бы соорудить нечто популярное, в народе принятое, звучащее и со сцены, и по радио, и в «телике»…И могло бы это «нечто» стать (как ныне «по-русски “калякуют”) неким “брендом” нашей губернии.. Но в ответ-опять ни звука.. В чем тут дело? Ведь есть же и всякого рода «культучреждения», ансамбли, певцы и гитаристы.. И региональное радио как бы существует..Отчего же «звука нет»? Хотелось бы , конечно, услышать на сей счет хоть какие-то соображения местного Минкульта. А вот и случай очередной подвернулся. Прислал известный и профессионально крепкий писатель и поэт Николай Полотнянко свое новое творение. И любопытное предисловие к нему… Почитайте-ка! И что ответит госпожа министерша культуры на сей счет? Итак… Жан Миндубаев.
*****
Творческое предложение министру искусств и культурной политики УО от писателя Николая Полотнянко в связи с 370-летием Симбирска-Ульяновска
Уважаемая Ольга Николаевна! У нас сложилась парадоксальная ситуация: много разговоров о развитии культуры, а самих произведений культуры создаётся очень и очень мало. В 2018 году исполняется 370 лет с основания Симбирска-Ульяновска. Возможно, вам известно, что я написал роман о Богдане Хитрово, он есть во всех библиотеках нашего города, но до сих пор его не используют в историческом воспитании молодёжи, как и три других моих роман, поэзию и пьесы. Причина подобной холодности не во мне, а в том, что ваши культурные кадры не в состоянии оценить и творчески использовать мои произведения в том же праздновании юбилея. Предлагаю им в помощь небольшую постановку(пьесу), для юбилея, из которой можно сделать мобильный спектакль, и показывать его по всему городу и области в любых помещениях.
***
Слово о начале града славного и похвального СИНБИРСКА
Стихи и проза Николай Полотнянко. Постановка
Действующие лица: Царь Алексей Михайлович Богдан Хитрово – окольничий, Синбирский воевода.
Поэтическое вступление:
ххх Пусть прошлое туманно и не близко, Печаль о нём торжественно светла. На площадях и улицах Симбирска, (начинают звучать колокола) Прислушайся, – звонят колокола.
Прислушайся! Восходит звон из глуби. Что ни удар, то отзовётся год. И от волненья пересохнут губы. И память горькой скорбью обожжёт.
Мы часто на решенья были скоры, Беспамятны… Но ты нас не кори, Былой Симбирск. Звонят твои соборы, И тенями встают монастыри.
И кладбища, что скрыты под бетоном Дорог и зданий, явственно видны. Симбирск! К твоим истокам и иконам, Настанет час, и припадут сыны.
Московский Кремль. Комната царя. Алексей Михайлович сидит в кресле и пальцами правой руки постукивает по столу.
Ц а р ь: Нет, рано нам начинать войну с поляками из-за Смоленска. Надо сначала сделать неприступной Степную границу. Без нее Русь похожа на избу, у которой всего три стены, а четвертой стены, обращенной на Дикое поле, нет, и через него постоянно вторгаются крымцы и ногаи, уволакивая людей в рабство. А тут еще новая напасть – калмыки. Постоянно нападают на русские поселения. Сейчас с башкирами сцепились, воюют друг друга. Черта нам поможет отгородиться от них. Хоть она безмерно дорога и людей много забирает, но без нее невозможно начать заселение Поволжья…
( входит Хитрово, опускается на колени и касается лбом в пола)
Х и т р о в о: Желаю здравствовать, великий государь! Ц а р ь: Поднимись, Богдан. Я рад тебя видеть. Подойди ближе.
(Хитрово поднялся с колен, сделал шаг вперёд и остановился.)
Ты слышал, наверно, про весть от воеводы пограничного Путивля, что запорожские казаки у Жёлтых Вод, сложась вместе с татары, всех ляхов побили, а и иных и в полон поймали, а гетманского сына Потоцкого взяли в полон жива… Все наши беды от поляков, терзавших Русь во времена смуты. От их козней и нестроение на Руси началось. Слава Богу, мы сейчас не те, что были тридцать лет назад. Казацкий бунтишка на Украине – это знак того, что пришла ляхам пора рассчитаться за смуту, за издевательства над православной верой. (пауза) Бояре советуют собрать Земский собор, как это бывало при моём родителе великом государе Михаиле Федоровиче, и взять воинских людей и деньги со всей земли. Как мыслишь, воевода? Х и т р о в о: Не надо торопиться, государь. Мы станем воевать Смоленск, а хан из Крыма ударит нам в спину. Если воевать с ляхами, то на черте должна стоять рать, способная дать отпор татарам. Нужно помедлить, выждать. Казачишки сегодня с ляхами воюют, а завтра, куда их занесёт?.. Киевский староста Иеремия Вишневецкий бывалый воин. Казакам супротив него не устоять. Прошлым летом Кураш-мурза набежал на Белгород, отбили его с великим для татар уроном, потому что там Большой полк стоял и стоит. А если он будет под Смоленском? Что тогда?.. Татары прорвут черту и через день будут на Оке. (пауза) Ц а р ь: До такой беды дело не дойдет. Зачем же тогда мы построили десять новых городов и возобновили город Орёл, разрушенный в Смуту ляхами и их подручниками казаками?.. На Белгородской границе построили ещё восемнадцать городов и завершили строительство Белгородской черты от реки Ворсклы до Тамбова на Цне, а теперь замыслили продолжить её дальше на восток – до Симбирска. Тебе сие ведомо лучше, чем мне, как пограничному воеводе. Говори. Х и т р о в о: Тебе ведомо, великий государь, что прошлым летом твои люди поставили град Карсун и разметили черту для начала работ вплоть до Симбирска. Это будет гораздо более мощная, чем прежде, засечная черта: валы, рвы, надолбы, острожки и города составят уже сплошную линию обороны. Укреплённую границу надо заселить свободными от податей крестьянами, которые станут отличными солдатами и драгунами создаваемых полков иноземного строя. Ц а р ь: Ты всегда дельно мыслишь, Богдан. Я уже не раз пожалел, что отпустил тебя на границу. Мысль у меня была поставить тебя на приказ здесь, в Москве. Но мне насоветовали другое – как де он проявит себя на службе на границе. Х и т р о в о: Я весь в твоей воле, великий государь… Ц а р ь: Мне край как нужны грамотеи и книжники. А ты, Богдан и латынь, и польский языки ведаешь… (пауза) Мыслю я учредить школу, в которой бы наши братья, учёные монахи из Киева, обучали языкам, греческому, наукам словесным до риторики и философии. Наши епископы, не говорю о простых попах, плохо образованы. А Русь в настоящее время – последний оплот православия, наши угнетенные турками братья с надеждой взирают на Москву, ожидая, если не скорого освобождения от ига, то духовной поддержки. (пауза) Однако нашему единству с славянскими братьями крепко мешает то, что в нашем богослужении имеются серьёзные расхождения с тем, как понимают православие греки, сербы, болгары. Все это необходимо устранить, а для этой работы нужны образованные правщики книг, просвещённые иерархи, способные проводить политику Москвы в зарубежье. Открываю тебе свои замыслы и Ближней думы, в коей тебе самое место. Х и т р о в о: Я не достоин такой чести, великий государь. Я всего лишь полковой воевода со Степной границы. Ц а р ь: (усмехаясь, подает ему свиток) Прочти вслух, и я за одним послушаю, что утвердил, не читая. Вдруг дьяк Волюшанинов что-нибудь наврал. Читай, читай… Х и т р о в о: (читает крепнущим голосом) Божьей милостью Царь и Великий Князь, Алексей Михайлович, всея России Самодержец, Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондинский и Государь и Обладатель повелел за многия труды, за Керенскую службу, за городовое и засечное строительство, да за Карсунскую службу и засечное строительство пожаловать полкового воеводу и стольника Богдана Матвеевича Хитрово в окольничие и дать ему восемьдесят рублей и триста четей земли в каждом поле в Царевом Сенчурске! (совершает земной поклон) Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Надежда
Хорошая рубрика, Жан Бареевич.
Знакомимся с местными писателями их произведениями. Недавно Вами были представлены стихи местного поэта, редактора Николая Ларионова-хороший человек, интересный творец и редактор. Но, жаль , что на него нападки со стороны не далеких людей, которые хотят, за 2 года до пенсии, сместить его с должности редактора газеты “Канаш”.
Удачи “Улпрессе” и Вам!
Диана
Абсолютно не сомневаюсь в таланте Николая Полотнянко, а данная пьеса представляет несомненный интерес, поскольку мы должны интересоваться своей историей и знать ее.Но, как бывший режиссер, понимаю отсутствие энтузиазма у театра.В пьесе мало действия, а театр – это то, что надо смотреть. Тем не менее,пьеса эта требует немалых затрат, как все исторические пьесы (костюмы, декорации и другие атрибуты того времени. Их нужно шить и изготавливать специально)Вот для радио-театра – это бы подошло, но наше ульяновское радио не располагает такими средствами и не создает спектакли. Я вижу единственный выход – привлечь энтузиастов.На базе Министерства образования Ульяновска найти деньги, спонсоров( для оплаты этой постановки) и записать этот спектакль на диск. Распространить этот диск, в обязательном порядке по школам, институтам, музеям и прочим образовательным учреждением с указанием обязательного включения сего в программу лекций, уроков, экскурсий, конференций,клубов с историческим уклоном. Может так, ульяновцы и познакомятся со своей историей в интересном и достоверном варианте. Если Министерство образования читает что-то на сайте, то есть надежда у Полотнянко осуществить свою мечту. Мы, его верные читатели, только – за.
Диана
Абсолютно не сомневаюсь в таланте Николая Полотнянко Пьеса нужная, интересная и доступная. Она должна увидеть свет, поскольку нам необходимо знать свою историю. Но, как бывший режиссер, понимаю холодность театра. Действия мало, а театр – это то, что нужно смотреть. Тем не менее, пьса требует больших затрат, как любая историческая тема (костюмы,декорации и прочие атрибуты нужно специально изготавливать, что очень дорого). Вот радио-театр был бы приемлем, но наше ульяновское радио не занимается такими большими проектами, в силу отсутствия средств. Вот, если бы Министерство образования Ульяновска взяло на себя – найти средства, группу энтузиастов, а они появятся, если им оплатят их труд,поставить радио-пьесу и записать на диск. Распространить эти диски по школам, музеям, универам, клубам и конференциям,с обязательным просмотром, как интересный исторический урок в доступном виде, то может мы бы и услышали, наконец, правдивую историю о нашем крае.Могу, только взывать к Министерству образования, поскольку делать подобные акции их прямая обязанность. Не забывая, конечно, и об авторе, который достоин и внимания, и гонорара за труды.
Не член клуба
Автор везде оплевывает власть,в том числе и губернатора.И везде просит деньги.Кто же ему даст? За тщеславие у нас не платят.
кстати
Он говорит правду, господин лакей.
Однако
когда ему выгодно, он превозносит тех, кого до сего времени крыл матом
Диана
Странная у мужчин особенность наблюдается. Вас просят высказать мнение о пьесе, но уважаемые комментаторы говорят о чем угодно, только не о деле. Где же ваша хваленая мужская логика? И все под псевдонимами. Личико -то откройте.
мелекессец
Не член клуба-значит. член правительства?
гость
“я не член правительства,я-его мозг”
мелекессец
За такие вещи минкульт должен хвататься зубами, чтобы не только популяризировать собственную историю, но и
продвигать её в других регионах через театр или каким-то другим способом. И дело-то не только в неугодном властям Полотнянко. Вот господин (или госпожа?) некто-нечто пишет: “И везде просит деньги.Кто же ему даст? За тщеславие у нас не платят”. Он (она) не понимает, что это не тщеславие, а здоровое самолюбие, требующее признания. “Кто ж ему даст?” А кому же ещё и давать эти деньги, как не творцам от культуры, от литературы. Для кого же все эти бюджеты принимают? Или самим, любимым, на зарплаты не хватает? С этим беда не только у Полотнянко. Я давно написал песнь о Симбирске, ещё к 350-летию, отослал в управление культуры города, позвонили, похвалили, предложили приехать, самому саккомпанировать и спеть. Разве не смешно? В городе десятки певческих коллективов, хоров, а спеть предлагали самому автору. Так и валяется Песнь, никому не нужная.
Не член клуба
Признания не требуют,а завоёвывают. У читателя. А не у Минкульта. Он вас признавать не обязан.
мелекессец
Боже, какое убожество, какой апломб у того “не члена”!
кстати
Министерство искусств и культурной политики. От их культурной политики у людей души вянут. Вот искусство: автор бесплатно отдает им вещь — просвещайте народ, Не возьмут, отвернутся.
П
Честное слово: задрал, как тузик грелку, господин Полотнянко с пиаром своей нетленки через улпрессу и комменты на оном ресурсе, через какое, простите, политпопрошайничество).
Поймите, если у вас хорошо написано – заметят сами читатели. Сколько можно уже повторять, что вы издали свои книги на свои же деньги. И что с того? Почему театры должны бросаться на ваши пиесы – лишь потому, что на “Симбирскую тему”, что ли? Дело не в том, о чем произведение, а в том, как оно написано…
Мелисса
У стариков обычно происходит сдвиг по фазе. Брежнев вон стал маршалом.А Полотнянко требует у власти признания его маршалом Ульяновской литературы.
Диана
Очнитесь, уважаемые! Хоть кто-то скажите слово о самой пьесе! Что за свару вы затеяли? Стыдно, ей богу, читать. Если вы хоть что-то понимаете в пьесах, разберите ее, скажите в чем огрехи и наоборот. Разговор, как я понимаю затеяли для этого.
Однако
Диана, милая Диана… Вы же сами вынесли смертельный приговор этой пьесе, цитирую: “В пьесе мало действия, а театр — это то, что надо смотреть. Тем не менее,пьеса эта требует немалых затрат, как все исторические пьесы (костюмы, декорации и другие атрибуты того времени. Их нужно шить и изготавливать специально)Вот для радио-театра — это бы подошло, но наше ульяновское радио не располагает такими средствами и не создает спектакли”.
Автор же этого не понимает и в который уже раз пытается заставить власть, чтобы она приказала театру поставить его пьесу… Живёт по советским представлениям, когда коммунистическая власть указывала, что ставить театру. Застрял человек в прошлой эпохе.
кстати
никто не прочитал 10 стр текста, это полчаса, это не пьеса, а постановка сцены из романа “Государев наместник”. Её уже ставил покойный режиссер Александров, на презентации романа в 2007. И она имела успех. Два кафтана и две шапки найдутся в драмтеатре. В 370 — летия города эта постановка познакомила бы ульяновцев с историей родного города. Это и есть настоящая цель автора. А насчет реального положения культуры в нашем крае пусть судят наши потомки, в том числе и потомки балбесов, которые усиленно “развивают культуру” и пишут хамские комментарии.
Тоже кстати
Что это за пьеса такая? Два мужика на сцене целый час лясы точат. Хоть бы ввёл ещё несколько персонажей, чтобы движуха какая-то была. Уснут ведь зрители через 15 минут.
Владимир Филимонов
Есть замечательная площадка для демонстрации творений в стихах и прозе – сайт СП Стихи.ру. Его преимущество перед “Симбирским глаголом” – в предельной объективности. Там нет дяденьки, который выполняет функции “Ведущего Клубом”, следовательно нет конъюктурного подхода к темам и авторам, никто своим презренным именем не портит авторскую индивидуальность. У нас же здесь. если не Маринин, то Миндубаев, если не Миндубаев, то Полотнянко. И все представлены как гении, и всех представляет Миндубаев. Заглаголил ты, Жан хорошую идею, замылил, заканючил, заклянчил.
Стихи.ру – вот формат подходящий и гениальность показать и “Алло, мы ищем таланты” сделать доступным шансом. Опубликуйте там “Слово о начале…”, посмотрите отклики, рецензии, а потом уже изображайте из себя непризнанных гениев на фоне тупого минкульта.
Тоже кстати
Да-а-а-а… страшно далеки вы от народа. На сайте Стихи.ру столько грязи на иных пиитов вывалено, что симбирским ботам и не снилось, до инфарктов друг друга доводят. Там около миллиона поэтов зарегистрировано, и 99% из них откровенные графоманы. Ну пусть ещё один опубликуется…
Темник
Вот тут предложили обсудить пьесу.А какая это пьеса? Выписки автора из исторических книг, в форме надуманного диалога.Как на этом можно воспитать патриотизм?
Миндубаев Жан
Ну, Филя-монов, тебя руководящие должности в провинциальных газетах совсем уж развратили… ты поосторожнее с “презренными именами”, с “заканючил, заклянчил, заканючил”… А то ведь кто-нибудь с “защитой Чести и Достоинства” в судах тебя напрочь разорит.. Я-то, конечно, ни с кем не судился- и не собираюсь. Но не все такие великодушные…