Совместно с Министерством культуры стартуем целую серию рубрик, направленных на знакомство с творческими личностями, самим процессом «культурного производства». В рубрике «Лица» мы сегодня поговорим с человеком с редкой профессией — дирижер. Илья Дербилов приглашен на фестиваль «Мир. Эпоха. Имена» в качестве дирижера оркестра «Губернаторский» и выступит с ним 3 марта на открытии в Димитровграде (программа фестиваля по ссылке). В нашем разговоре мы разобрались, кто же такой дирижер, поговорили о зарплатах музыкантов и узнали, как сам Илья пришел в эту профессию.


Прочитав вашу биографию в интернете перед интервью осталось много вопросов. Один из них — как Вы пришли к этой профессии?

— Действительно, биография скудна. Получилось так, что в эту профессию я пришёл ещё когда попал на подготовительное обучение музыкальной школы. Мать закончила музучилище и хотела, чтобы и её сын занимался музыкой. Когда мы, в связи Чернобыльской аварией, переехали в Ленинград, встал вопрос о том – куда мне поступать в первый класс. Поступил я в хоровое училище, при хоровой капелле. Это спецзаведение для мальчиков, которых готовят стать дирижёрами. Обучался я 11 лет. Всё было совмещено, и музыкальные дисциплины и общеобразовательная программа. С 1-го же класса идёт усиленное фортепиано, сольфеджио, постановка голоса, гармония и хор. После окончания я не допускал и мысли о выборе какой-то иной стези, кроме как музыкальной. На последних курсах к нам пригласили сильного преподавателя, сильного певца и я занимался с ним ещё и как вокалист. После обучения поступил на факультет хорового дирижирования и параллельно занимался вокалом. Года 3 передо мной стоял выбор – чем заниматься дальше. Но дирижированием я занимался с самого начала, а вокалист непрактичен стой точки зрения, что целиком зависит от состояния своего здоровья. Пел я хорошо, но стабильности в пении не было. Поэтому я выбрал дирижирование и не жалею об этом. Сейчас работаю дирижёром в академической капелле и иногда исполняю сольные произведения с оркестром.

Дирижёр, для многих, профессия не совсем понятная, можете описать – что делает дирижёр, кто он?

— Дирижёр это тот, кто формирует и формулирует музыкальную мысль, которой, затем, следует весь оркестр. Оркестровая партитура состоит из множества голосов. Каждый артист играет свою определённую партию, перед дирижёром же все они сведены воедино и он видит – кто, что и в какой момент играет. И задача дирижёра пояснить музыкантам – что имел в виду автор, потому что каждый из них видит только свою роль и считает её главной, а дирижёр распределяет функции каждой группы инструментов. Дирижёр должен расставить приоритеты между разными частями для музыкантов, чтобы они могли понять, что необходимо играть каждому из них. Только так получается симфоническое оркестровое сочинение. Дирижёр должен прочитать авторский замысел. Верно и грамотно истолковать его музыкантам оркестра, чтобы они увидели и сыграли целостную картину.

Сейчас Вы работаете с оркестром Губернаторский?

— Да, у нас было 3 репетиции.

Вы работали уже со многими оркестрами, что на фоне прошлых репетиций Вы можете сказать о нашем оркестре?

— Оркестр приятно удивил. Играют сильные музыканты и это я говорю без преувеличения. Дело в том, что сейчас очень мало людей идёт в консерваторию — профессия не прибыльная, поэтому в стране наблюдается музыкально-кадровый голод. Губернаторскому с музыкантами явно повезло, особенно с духовыми. Духовые вообще всегда на вес золота, не зря их называют «духовенство». Если группа первых скрипок 10-12 человек, все играют одну и ту же партию. У каждого же духовика своя отдельная партия и малейшая его ошибка сразу же отразится на звучании всего оркестра. И для меня ульяновские музыканты, в частности духовики, это большая радость. Оркестр опытный, играл со многими дирижёрами и у нас могли возникнуть разногласия, но этого не было, ко мне очень хорошо отнеслись. Абсолютно конструктивная работа на репетициях. Я бывал на многих гастролях и работал со множеством оркестров, в частности в Поволжье и с уверенностью могу сказать, что Губернаторский – один из лучших оркестров, особенно для города в котором нет консерватории, института искусств. Привлекать такого уровня музыкантов – большая работа.

Недавно, на ульяновском сайте вакансий я видел зарплату предлагаемую дирижёру, музыкантам – 60-70 000 р. Это высокая зарплата?

— У музыкантов – да, зарплата очень высокая, но она такая ни у каждого оркестрового музыканта. Такую зарплату предлагают первым голосам, например – первая флейта, первый гобой, кларнет, фагот. Голоса — формирующие группу инструментов. Концертмейстер скрипок отвечает за каждого из 10-12 человек своей группы, каждого он должен знать и как профессионала и как человека. Группа кларнетов – 4 человека, первый кларнетист не только исполняет все соло и постоянно находится на виду, он так же отвечает за всю свою группу. Разрыв между обычной зарплатой и большой зарплатой должен постепенно преодолеваться. Но это превосходное начинание, когда директор так беспокоится о привлечении и подпитке артистов, потому что 60-70 00 получают в московских оркестрах. Бывают конечно и в 100-200 000 зарплаты, но это уже другая жизнь — репетиции с утра до вечера, а после них ещё и концерт. Такая насыщенность может быть интересна пока ты молод, но через 3 года такой насыщенности она уже будет поперёк горла, потому что даже в отпуске будут гастроли. В этом деле за деньгами гнаться не нужно, иначе работа начнёт тебя разрушать. В оркестре должны быть сильные лидеры, стремясь к которым ты и сам будешь становиться сильнее. Со временем дорастёшь до такого уровня, что и у тебя будет вполне приличная зарплата. Выделение и материальное поощрение лидера это стандартная практика, на него должны равняться.

Откуда Вы узнали о фестивале, как Вас пригласили и каково Ваше мнение о фестивале «Мир, Эпоха, Имена»

— Получилось всё достаточно спонтанно. На фестиваль меня пригласила Ларина Лидия Геннадьевна. Связано было с тем, что такой масштабный проект решили открыть в Ульяновске и параллельно провести концерт в Димитровграде. Мне эта идея очень понравилась, кроме того, есть возможность сыграть очень интересную программу. В этом году исполняется 115 лет со дня рождения великого советского композитора Хачатуряна. Многие о нём забыли, потому что он армянин и в его музыке часто прослеживается национальный колорит. Но это великий композитор, которого можно смело поставить на одну ступень с Прокофьевым и Шостаковичем. На закрытии программы будет исполняться сюита из его балета «Спартак». В первом отделении мы играем несколько фрагментов Хачатуряна, а во втором отделении пятую симфонию Чайковского.

По городу уже гуляли?
— Гулял по набережной, по улице Гончарова. Город понравился, понравилась атмосфера. Я живу в гостинице Венец на 15 этаже – роскошный вид на город, на Волгу. Единственное что раздражает – это рекламные баннеры кричащие своей пестротой со старинных деревянных домов.

Если речь зайдёт об Ульяновске – что вы вспомните, в первую очередь?

— Видел галерею Пластова, куда очень хочу попасть, дом Гончарова, педуниверситет Ильи Ульянова. Запомню волжские просторы. Ни в Казани, ни в Самаре такой ширины я не видел. Бескрайние поля и степи из самолёта производят впечатление атмосферы доброты и сердечности этих мест. Какие-то особнячки в стиле модерн, которые летом выглядят ещё более нарядно. Хотелось бы побывать здесь в это время.

Когда Вы заработали первые деньги своей профессией?
— Думаю, лет в 10. В 91 году открылся железный занавес и наш хор мальчиков стали приглашать за рубеж. Мы много ездили в Германию, жили в семьях. Мальчиков из советского союза все очень любили. Кто-то из семьи, где мы жили, давал 50 марок, кто-то 100. Таких денег даже наши родители не получали. Из таких поездок мы привозили по 500-600 марок, при этом ещё и училищу платили за такие наши поездки и училище выдавало часть этих денег и нам. Практически мы привозили годовые зарплаты наших семей, покупали себе геймбои, модельки, коробками покупали жвачки. А в 21 год я уже устроился дирижёром в капеллу и там начал получать официальную зарплату.

Какими качествами должен обладать дирижёр?
— Дирижёр должен быть музыкантом с теоритической и мануальной базой. Должно быть большое внутренне желание сделать то, что ты слышишь, когда берёшь в руки партитуру. На репетиции каждый начинает тянуть в свою сторону, дирижёр не должен в определённый момент сломаться, потому что перед ним сидит 80 человек и каждый из которых старается сделать так, как ему будет легче, просто подсознательно. Дирижёр должен просьбами, аргументами или какой-то внутренней силой убеждения заставить всех сработать так, как это нужно ему. Нужно быть профессионалом и иметь колоссальное желание донести своё слышание до слушателя, любыми путями ты должен вытянуть это из оркестра.

Для справки:
Илья Дербилов окончил факультет хорового дирижирования и факультет оперного симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории. В 2007 году выиграл конкурс на должность художественного руководителя и главного дирижера Дальневосточного академического симфонического оркестра (Хабаровск), который возглавлял в течение пяти лет. За время работы в Хабаровске дал свыше 300 концертов с Дальневосточным оркестром, выступал на Сахалине, в Амурской и Еврейской областях, а также в Китае.

Дирижировал Симфоническим оркестром Капеллы Санкт-Петербурга, Омским, Красноярским, Тамбовским, Карельским симфоническими оркестрами. С 2009 по 2011 год являлся приглашённым дирижером Guri Philharmonic Orchestra (Сеул, Южная Корея).

В 2012 году вернулся в Капеллу Санкт-Петербурга в качестве второго дирижера хора и симфонического оркестра.