На прошлой недели мы совместно с Министерством культуры возобновили  проект «ПроЧтение». В нем известные люди Ульяновска рассказывают о своей жизни с книгой, о том, что им дало чтение, что читают и рекомендуют читать сейчас.
Рублика стартовала с интервью с новым человеком в региональном правительстве — пресс-секретарей губернатора  Тимофеем Гончаруком. Материал вызвал серьезный резонанс – позицию Тимофея по отношению к Солженицыну, например, широко обсуждали в соцсетях. Сегодня мы беседуем с главным редактором муниципальной газеты “Управдом” Алексеем Николаевым. Большой специалист в вопросах ЖКХ, музыкант и заядлый книголюб –  в детстве был любителем сказок,  которые “были полны ужаса, мрака и человеческих жертв”.

– В каком возрасте Вы научились читать?
– По современным меркам очень поздно, в 1 классе. В мое время как-то не принято было готовить детей к школе и заранее учить их читать, считать и писать (предполагалось, что именно для этого и нужна школа).
Так как мама у меня работала учительницей в той же школе, после уроков меня не забирали как остальных детей домой, а я ждал в библиотеке пока у мамы закончится рабочий день. До сих пор помню первую книгу, которую удалось самостоятельно прочитать – «Курочка ряба». Собственно, помню не только книгу, но и картинки из нее, и запах в комнате, и вообще все из того момента, так как именно в тот миг мне открылся новый мир. От осознания, что теперь я могу складывать буквы в слова и понимать их смысл, меня охватил дикий восторг первооткрывателя, сравнимый с тем, когда расшифровал древнюю карту к сокровищам. Ну и понеслась!

– Что любили читать в детстве?
– Понятно, что перво-наперво были прочитаны все сказки, начиная от русских народных, затем чувашские (еще от туда из детства запомнилось, что пиво это народный чувашский напиток), затем сказки народов мира… Андерсен… и наконец братья Гримм, которые меня покорили. От дедушки осталась огромная (действительно бесценная по советским временам) библиотека с несколькими полками до потолка. И чем взрослее книги, тем выше они стояли (говорят, где-то там даже «Кама сутра» была, но я ее так и не нашел). Заветной мечтой было прочитать собрание сочинений Жюль Верна. Аж слюнки текли. Но бабушка не разрешала, говорила – рано. О, как я тогда, помню, томился! Ничего не поделаешь пришлось ждать несколько лет пока разрешат наконец прочитать про капитана Немо и путешествие к центру земли.

– А книги из школьной программы читали?
– Поначалу школьная программа меня вполне устраивала. Это был тот период, когда задавали «Незнайку» Носова, «Мюнхгаузена», «Волшебник Изумрудного города» и прочее такое фантастично мультяшное. Не надо забывать, что в то время мультики нельзя было посмотреть, как сейчас – в любой момент включив какой-нибудь круглосуточный канал или просто в интернете. Тогда их показывали в определенное время по телевизору и очень дозированно. Зато книгу можно было открыть в любой момент и тут же переместиться в волшебный мир грез. Тем и жили. Проблемы начались, когда стали пихать одобренных цензурой классиков. Заставляли заучивать Горького, который, на самом деле, недурно пишет, но сам факт навязывания вызывал отторжение.
«Война и Мир», «Овод» – до отвращения. Пушкин, Лермонтов, извините, тоже… Такими вещами в советской школе, на мой взгляд, сильно перекармливали, причем очень рано и рьяно. Однако, на удивление, зашли Достоевский, Чехов и Салтыков-Щедрин – читал даже шире и больше, чем задавали по программе. Просто нравилось. Тут еще добавляли интереса шикарные советские телеспектакли и экранизации.

– Какой жанр увлекал в детстве больше всего? 
– Как я уже говорил, в детстве потреблял много сказок. Ведьмы, русалки, черти, упыри, лешие, великаны-людоеды… Все это меня поглотило. У кого-то со словом «сказка» ассоциируется нечто светлое и радостное, но мои сказки были полны ужаса, мрака и человеческих жертв. Многие, наверное, и не подозревают какими страшными могут быть настоящие (не адаптированные) народные сказки. Затем в подростковом возрасте (рассвет видеосалонов в Ульяновске) это уже переросло в обожание фильмов про Фредди Крюгера и «Пятница 13».

– Где, в основном, в детстве вы доставали книги – в домашней библиотеке или в общественной?
– Это и большая дедушкина библиотека, и рядом с домом была детская библиотека, и в школе. В общем-то проблем с книгами никогда не было. Проблема была добыть ту, что хочется, а не ту, что рекомендуют взрослые. Тут, конечно, приходилось идти на ухищрения: вкладывать книгу в книгу и маскировать.

– А современных авторов читаете, любите, уважаете?
– Это прежде всего Стивен Кинг. По объему он, пожалуй, занимает самое значительное место во всем, мною прочитанном. Впрочем, это по сути те же мрачные сказки, которые мне так понравились с детства… Конечно же, большое уважение заслуживает Виктор Пелевин – респектую! Но на самом верху моего личного топ-3 современных авторов безоговорочно и бесспорно стоит певец поколения – Чак Паланик. Трижды перечитанный и дважды пересмотренный «Бойцовский клуб» – это бомба! Кстати, недавно опять пытался посмотреть фильм, но уже не получилось, видимо, время прошло. Но впечатление от разорвавшейся бомбы осталось.

– Люди часто говорят, что в определенные периоды жизни у них не было ни времени, ни сил, ни желания читать. Был ли такой период у вас?
– Очень надеюсь, что такой период наступит. Потому что именно он, судя по всему, называется счастьем, когда получаешь удовольствие от реальной жизни и не нужно обращаться к миру грез. Но так как мое обычное состояние – депрессия, то пока без книги никак…

– А какую книгу читаете в данный момент?
– Не поверите, отчего-то даже стыдно признаться… «Обыкновенная история» Гончарова. Это его первое произведение, которое раньше прошло мимо. А сейчас с удовольствием, еще и смеюсь местами. Такое наивное и легкое, какое-то очарование старины. А заинтересовало, ибо захотелось вдруг ощутить, как жили и что думали наши предки в 19 веке. Еще раз убедился, что люди не меняются.

– Как складываются Ваши отношения с поэзией?
– Ммм… Даже само слово коробит своим пафосом. То есть вот не просто стихи или рифма, а ПОЭЗИЯ! Как-то со школы не заладилось и потом не пошло совсем… Пожалуй, лишь Евтушенко действительно по-настоящему трогает. Но в массе своей лирику не жалую. Зато у меня есть любимый ульяновский автор. Обожаю его всей душой! Это Алексей Балаев, он же Пешков. Как человек, начисто лишенный пафоса, и, может от того настолько симпатичный, как поэт. Но глаголом может от мозгов до самого прожечь!

– Согласны ли вы с тем, что современная молодежь стала значительно меньше читать?
– Ой, вот повторюсь, но люди не меняются, на мой взгляд, и этот вечный разговор, что молодежь нынче не та… Молодежь все та же и все так же читают, причем, еще больше и глубже, так как открылся доступ к ранее запрещенной у нас в стране литературе.
Другое дело, что современные технологии предлагают нам сегодня чудный мир потребления, где от тебя вообще уже ничего не требуется. Не надо ничему учиться, ничего запоминать – можно просто погуглить. Стране сейчас не нужны инженеры или рабочие, ей нужны блогеры, которые будут делать обзоры на товары из Китая. Вместе с этим, параллельно существует целый пласт молодых людей, которые увлечены книгами.
Сами пишут, творят. И этих людей много, даже у нас в городе – они рядом с нами, просто мы их упорно не замечаем. Фокус общественного внимания сосредоточен где-то на донышке. Такое ощущение, что социальный прицел сбился и постоянно показывает чью-то задницу, а повернуть в сторону или выше не получается.

– Как Вы считаете, нужно ли приобщать людей к чтению, или каждый сам должен к этому прийти?
– Можно подумать, сейчас скажу, что нужно и все такие: ну, раз нужно, так нужно – и как давай приобщать! Тем не менее, скажу, хотя вопрос и риторический. Конечно, нужно! Это глубокое заблуждение, что человек может к чему-то сам прийти. Как-то вот Маугли не стремился в библиотеку и не засиживался за томиком Шопенгауэра. Просто он жил в лесу с животными. Среда определяет. Чтение должно быть востребовано, иначе деградация – лес и животные. Не буду вдаваться в детали (это очень долгий разговор), но, к сожалению, что сейчас происходит в системе как среднего, так и высшего образования у нас в стране – это чудовищно!
Если говорить коротко, его (наше образование) просто убили. А ведь культура, наравне с любовью к языку и чтению, прежде всего закладывается именно здесь. От преподавателей и учебной программы сегодня зависит какое поколение и какую страну мы получим завтра. Извините за пафос, но иначе не скажешь…

– Сейчас идет повальное увлечение электронными читалками. Как вы к этому
относитесь? Что выбираете сами?
– Для меня все же очень важны тактильные ощущения от общения с книгами. Поэтому если есть выбор, всегда предпочту бумажный вариант. Но они такие дорогие стали и сейчас, каюсь, грешу тем, что скачиваю какие-то вещи. Благо в телеграмме вот недавно нашел бот с поиском по казалось бы закрытой «Флибусте». В данный момент, например, если в туалете читаю бумажную «Обыкновенную историю», на диване с планшета – электронную «Батый» Алексея Карпова. Кстати, кто интересуется историей и в частности ордой, очень рекомендую, грандиозный труд.

– Что помимо наслаждения дала вам литература в профессиональном развитии?
– Практически все. Для журналиста и любого человека, работающего со словом, чтение литературы – в обязательном порядке. А по многим (не всем) молодым журналистам сейчас видно, что кроме хештегов они ничего не читают.

– Что для Вас значит именно художественная литература?
– Это наркотик, в том смысле, что расширяет сознание и ускоряет время, позволяя проживать больше, чем одна жизнь.

– Была ли книга, которую вы никому не посоветовали прочитать?
– Любое ограничение свободы распространения информации считаю аморальным. Какую книгу не рекомендую, это из разряда: “Мы тут “Матильду” посмотрели, но вам не надо, выж в отличии от нас просветленных не поймете своим умишком-то что к чему”. Идите к черту! Человек сам решит, что ему надо – его святое право выбора. А любое ограничение даже такое в виде рекомендации “лучше не читать” лишь вызывает нездоровый интерес (то есть имеет обратный эффект). Я за то, что надо читать все, быть в курсе разных точек зрения, иначе как можно вырастить в человеке критическое мышление! А без него нынче никак. Это словно иммунитет: чтобы приобрести, надо получить дозу яда и организм поймет как с ним бороться. Поэтому (приготовьтесь – сейчас будет лозунг!) не позволяйте никому решать за вас, читайте все, что хочется, а выводы делайте сами!

– У каждого любителя книг своя «метода» чтения… Какой у вас?
– Не знаю насколько это метода. Но как я уже немного раскололся, читаю одновременно несколько книг: одна в туалете (да, признайтесь, все так делают!), другая – у дивана, третья – в кровати перед сном.

– Есть желание, амбиции в будущем самого написать книгу? Если да, чему она будет посвящена и какое рабочее название планируется?
– В школе баловался. Были рассказы про вампиров и путешествия в другие миры. Затем постарше были пьесы (гротеск), которые давал избранным почитать в школьной голубой тетрадочке. С одним хорошим другом устраивали литературные батлы – читки вслух, соревнуясь в изобретательности и заковыристости сюжетов своих коротких рассказов. Затем в институте была мысль создать постапокалиптический роман о зомби, которые заселяют Ульяновск после ядерной катастрофы на димитровградском НИИАРе. Но один человек (не скажу кто) меня опередил, написал нечто подобное и факт того, что идея будет не оригинальная меня остановило. Сейчас амбиций нет. Раньше не понимал, но сейчас совершенно четко осознаю: чтобы написать книгу это надо иметь, что сказать людям. А писать просто для развлечения публики и заработка на этом, на мой взгляд, не считается. Как бы объяснить… Ну это как вот каждый день покупаешь молоко, но никто тебя не называет молочником. Понимаете? Далеко не всякое и не каждое скопище букв на бумаге можно считать книгой.