Недавно в Ульяновске с гастролями побывал народный артист РСФСР Александр Михайлов. Зрителям он запомнился по главным ролям в фильмах “Любовь и голуби”, “Мужики!..”, “Змеелов”, “Отряд специального назначения” и другим. Корреспондент “Молодежки” встретился с Александром Михайловым и побеседовал с ним о жизни и творчестве.
– Александр Яковлевич, Вы сыграли более 75 ролей в кино. Расскажите, какая роль для Вас самая любимая?
– Все роли проходят через тебя, все оставляют след в сердце и влияют на характер. Не задумываясь могу сказать, что моя любимая роль, которая мне особенно дорога, – это роль в “Очарованном страннике” по потрясающему произведению Николая Лескова. Над этой ролью мне было очень интересно работать. Картине более тридцати лет, она была для меня самой сложной, трудной. Но “Очарованный странник” мне действительно дорог. Там есть что вспомнить. Во-первых, ценность придаёт роли то, что она выросла из классического литературного произведения. Это не современный пиф-паф, не море трупов и крови, не бандиты, а глубокая история.
Там есть правда – показана судьба всей России через одного человека.
– Какую свою работу Вы считаете самой “звёздной”?
– Наверное, знаменитым я себя почувствовал после фильма “Мужики!..”, потом уже после выхода картины “Любовь и голуби”. Я очень благодарен режиссерам за то, что мне удалось поработать над этими ролями. И ещё хочу отметить роль в фильме “Отряд специального назначения”, где я прикоснулся к судьбе великого и гениального разведчика Николая Кузнецова.
– Кем Вы мечтали стать в детстве?
– Я мечтал быть моряком и реализовал свою мечту. Уже в 17 лет после ремесленого училища я попал на корабль, был рыбаком, бороздил Японское, Охотское, Берингово моря. Два года я отдал Тихому океану, и это были самые хорошие дни в моей жизни. А выбор актерской профессии стал для меня случайностью. Во Владивостоке я встретился со студенческим театром. В моём сознании многое перевернулось, и с тех пор, с 1965 года, я служу сцене и не жалею об этом. Но всё-таки память возвращает меня к морю, без которого не могу жить.
– Вы привезли в Ульяновск, на мой взгляд, интересный, но лёгкий спектакль “Невеста напрокат”. Расскажите о своей работе в этой постановке.
– Во-первых, этот спектакль не настолько лёгкий, как кажется. Любую вещь можно сделать легко, а можно “утяжелить”, придать глубокий смысл. Это американская пьеса. Изначально я не очень хорошо её принял и сопротивлялся этой роли, а потом осознал, что она очень глубокая. Там описываются общечеловеческие проблемы отцов и детей. Зрители очень хорошо принимают эту пьесу, поэтому играю в этом спектакле с удовольствием.
– Как Вы относитесь к современному кинематографу?
– Отношусь своеобразно и очень непросто. Я благодарен современному кино за такие фильмы, как “Легенда номер 17”, “Движение вверх”. Там есть сюжеты, есть характеры. А все эти шоу, стрелялки, сериалы у меня, кроме амнезии, ничего не вызывают.
– Кроме актёрского творчества, Вы ещё и поёте.
– Нет, я не пою. Я не знаю нотной грамоты. Можно сказать, что я прикасаюсь к этому жанру искусства с детских лет. Принимаю всё на слух. Никогда не претендовал ни на какие лавры. У меня есть музыкальный альбом, но это не моё желание или прихоть, а прихоть людей, которые реализовали данный проект.
– Можете рассказать, от чего больше получаете удовольствие – когда выходите на сцену драматическим актёром или вокалистом?
– Всё зависит от того, какая драматургия. Это очень важно как в кино, так и в театре. Как сказал великий французский актёр Жан Габен, в основе кинематографа лежат три фактора – во-первых, сценарий, во-вторых, сценарий и, в-третьих, сценарий. Это для меня принципиально важно. Также в драматургии важны пьеса, пьеса, ещё раз пьеса и её автор, а потом уже режиссёр, партнёры, атмосфера и всё остальное. Это что касается театра и кино. Что касается моих индивидуальных выступлений, мне очень нравится быть один на один со зрителем. Опыта в этом я могу поделиться тем, что есть во мне – добрым, тёплым и светлым.
– Что для Вас главное в жизни и в творчестве?
– Главное – это любовь. Любовь к детям, любовь к природе, к окружающим. Вот этого сегодня не хватает. Если благодаря фильму “Мужики!..” соединились сотни семей, это показатель того, что мы работаем не зря. Конечно, кино – это не врачеватель. Кино ставит диагноз – что сегодня происходит с обществом, больно оно или здорово, а в целом, мне не стыдно смотреть людям в глаза, потому что за плечами более 70 хороших и добрых картин.
– Есть ли у Вас роли, за которые Вам стыдно?
– Есть одна такая роль, но я не буду её называть. Независимо от меня произошла казуистика, меня подставила Людмила Марковна Гурченко, настояв на том, чтобы я сыграл в этом фильме. Вот снимись – и всё, всего три эпизода и три съемочных дня. Я снялся, не читая сценарий. В итоге я попал в такое кино, что до сих пор не могу “отмолить свой грех”. Получилось так, что я сыграл детоубийцу.
– Сегодня Вы – один из главных “мужиков” нашего кино.
– Я поспорю с этим. Мне не надо этих регалий. Никакой я не главный, может, был момент во времена выхода фильма “Змеелов”, когда я был дважды номинирован в журнале “Советский экран” и признан лучшим актёром. А сейчас я даю дорогу молодым и умею радоваться победам своих коллег по сцене и кино.
– Играете ли Вы сегодня роль Ивана Грозного в театре?
– Я внутренне проигрываю эту роль и не расстаюсь с ней. Это один из моих любимых царей. Работая над этой ролью, я прикасаюсь к истории 16-го века, и я готов утверждать свою позицию любому образованному человеку в этой области. Но я этого не делаю, мне это не интересно, потому что в споре не постигается истина. Считаю, что время царствования Ивана Грозного -один из самых потрясающих периодов в истории России.
Иван Грозный “вернул меня с того света”. В период работы над этим спектаклем чуть не умер, но этому не суждено было произойти. А ведь пять актёров погибли, исполняя эту роль. Например, Евстигнеев, который 3-4 дня не доснялся в роли Ивана Грозного, у него остановилось сердце… Прикосновение к Ивану Грозному часто фатально. Но я побывал там во время работы над ролью и вернулся назад. В тот момент я пережил реанимацию, две комы, потерял два литра крови, пережил две полостные операции, потерял 23 килограмма веса. Но всё же Иван Грозный вернул меня в этот мир, чтобы я закончил работу над ролью. Об этом гениально сказал Свиридов, который писал музыку к этому спектаклю. Когда после операции он впервые увидел меня похудевшего, он подбежал ко мне, обнял меня и сказал: “Сынок, я молился за тебя и знал, что ты обязательно вернёшься! Ты знаешь, почему Иван Грозный вернул тебя? Потому что ты не ёрничал и не издевался над ним. Ты жил его судьбой и страдал за Россию”.
Записала Валентина НИКОНОВА