Эхо кемеровской трагедии не оставило равнодушными и ульяновцев. Город объявил траур по погибшим в огне торгового центра «Зимняя вишня». Не умаляя сочувствия к горю других, многие в Ульяновске задумались: а как у нас обстоит дело с безопасностью? На этот вопрос в ульяновских ТРЦ искал ответ наш корреспондент.

Кемеровский кошмар напомнил нам, что не только террористы опасны. Беда может подстерегать везде, даже там, где совсем не ждешь, и формы она может принимать любые.
Конечно, местные и региональные власти отреагировали на события, как и полагается, объявив проверку всех торговых и развлекательных комплексов. В «Фейсбуке» даже уже появилось сообщение, что на сегодняшний день «в результате проверок выявлено 65 объектов, которые эксплуатируются с нарушениями, а это в среднем – 200 нарушений противопожарной безопасности на один торговый комплекс. И лишь три из проверенных в городе соответствуют правилам эксплуатации» (цитата пользователя «Фейсбук» Вики Меметовой).

Тут же в «Фейсбуке» пользователь Александр Шиков обнародовал фото входной двери одного из торговых центров Ульяновска с подписью: «Скажите, а меня одного раздражает, когда двери в торговых центрах открыты только наполовину? Ладно, если ты, как слепой котенок, тыкаешься, пока из четырех-шести створок найдешь одну открытую… А вот при панике на выходе представляете, что происходит!».

Мы тоже решили убедиться на личном опыте, насколько гарантируют безопасность своим посетителям ульяновские бизнесмены, – и отправились на прогулку по городским торгово-развлекательным центрам.

Согласно нормам нашего законодательства, все кинозалы, игровые и развлекательные центры должны быть расположены не выше второго этажа здания. Негласно же весь этот комплекс удовольствий сегодня вытесняется на последние этажи: «Пушкаревское кольцо» – 4-й этаж, «Версаль» – 4-й этаж, ТЦ «Дарс» – 3-й этаж. Больше можно не перечислять – все то же самое.

– На самом деле, выносить игровые и развлекательные комплексы на последние этажи – это правило «западное», и для владельцев таких зданий всегда оправдано с точки зрения прибыли.

Первые этажи – с высокой стоимостью аренды, поскольку самые покупательские, поточные, – уверен предприниматель Сергей Кожухов. – Так что, возможно, в этом принципе размещения торговых и развлекательных площадей нет ничего предосудительного, если бы не одно «но»… Все мы знаем, как и из чего строят наши здания, знаем, как в погоне за той же прибылью застройщик зачастую экономит на материале. Потому на владельцев зданий ложится двойная ответственность в обеспечении безопасности своих клиентов, то есть нас с вами. Да только вот незадача: и для них есть лазейки в законодательстве. А если лазейки есть, то ими зачастую и пользуются.

Так, по мнению предпринимателя, есть такое понятие в нашем законодательстве, как «каникулы для бизнеса», а именно: при введении в эксплуатацию нового здания его владелец освобождается фактически от проверок на три года, потом он меняет форму собственности и еще три года чувствует себя свободно. Кроме того, как показывает практика, нагрянуть неожиданно и внепланово с проверками не могут ни пожарные, ни МЧС, ни вообще какие-либо другие контролирующие органы. В противном случае сразу начинаются вопли: «Кошмарят бизнес!».

Прогулявшись по ульяновским ТРЦ, с первого раза мы ни в одном не нашли «Плана эвакуации», для этого пришлось постараться. Поговорили с персоналом и продавцами в бутиках. Так, например, инструкцию по пожарной безопасности подписывают все исправно, а вот что в ней содержится и как вести себя в случае ЧП, не знает никто. Где запасные выходы у зданий, ульяновцы тоже затруднились ответить. Мы же на практике убедились: из тех, что нами были обнаружены в означенных торговых центрах, практически все были закрыты. Слава Богу, в наших кинотеатрах хоть двери не закрывают на замок… Как работает пожарная сигнализация, на практике уж проверять не стали…

Из самих посетителей наших торгово-развлекательных центров тоже мало кто пом нит уроки ОБЖ, а уж со значком ГТО и не, встретили никого вовсе.

– Я вот, на пример, знаю, что в московском ГУМе есть традиция – регулярно устраивать учения по эвакуации. Там вымуштрован весь персонал и даже постоянные покупатели, – говорит горожанка Татьяна Лосева. – В Ульяновске же я ни разу не слышала, чтобы хоть один торговый центр провел такие учения. Уж не знаю, за прибыль свою так беспокоятся или на русский авось надеются, да только никто ведь не застрахован.

В соцсетях после кемеровской трагедии был брошен клич: объявить бойкот сроком на один день всем торгово-развлекательным центрам 31 марта 2018 года.

– Я считаю, бойкот ничего не даст, – убежден наш земляк Владимир Истомин.

– Да и вряд ли кто подпишется под это. Люди все равно пойдут. Да и дело здесь в другом. Нужно в корне менять законодательство, чтобы научить наш бизнес ответственности.

Ответственности за жизнь нужно учить не только бизнес, к сожалению, но и нас самих. На самом деле многие из опрошенных нами ульяновцев понятия не имеют о правилах той же пожарной безопасности, а многие их и вовсе сознательно нарушали и нарушают. Возьмем хотя бы, для примера, незаконную перепланировку квартир и тамбуров.

Жаль, конечно, что в очередной раз трагедия заставила нас задуматься. И да, ответственности и соблюдению правил учиться надо нам всем: власти, бизнесу и простому обывателю. Без этого не будет порядка, а значит, и безопасной жизни!

Елена Капустина