Иван Сивопляс
Рис. автора
Еще свежа радость от победы наших хоккеистов на зимней Олимпиаде 2018 года в Пхенчхане, а Россия все больше живет ожиданием чемпионата мира по футболу-2018. «Можно ли к июню научить наших хоккеистов играть в футбол?» – вопрошает кто-то в Интернете. Шутя – но с серьезным подтекстом. Все-таки весомыми успехами на травяных газонах наши парни радуют пореже наших парней на ледяных полях. Хотя, что касается массовости и традиций, должно быть немножко наоборот.
Футбол – игра древняя и интернациональная. Мячи из кожи, набитые где шерстью, где перьями, гоняли при помощи рук и ног и в Древнем Египте, и в Древней Греции, в Древней Мексике, в Древнем Китае и в Древней Руси. В XIX веке в Англии были унифицированы правила игры, отменена игра руками и введено «смертельное наказание»: пенальти. В 1871 году, на следующий год после рождения в Симбирске В.И. Ульянова-Ленина, был основан Кубок Англии, старейший в мире официальный футбольный турнир.
В 1880-е годы, когда юный гимназист Володя Ульянов грыз гранит науки в Симбирской гимназии, футбол в его английском «изводе» триумфально распространялся по планете. В 1897 году уже зарекомендовавшего себя в революционных кругах социал-демократа В.И. Ульянова сослали из Санкт-Петербурга в сибирское село Шушенское – в тот самый год, когда в России, в ее Северной столице, была создана первая футбольная команда: «Клуб любителей спорта» (КЛС).
Впервые на официальную родину футбола, в Англию, В.И. Ульянов-Ленин попал в 1902 году. Весной 1905 года под руководством В.И. Ленина в Лондоне проходил III партийный съезд большевиков – и был основан футбольный клуб «Челси», почти родной россиянам благодаря своему нынешнему владельцу, олигарху Роману Абрамовичу. Но, по легенде, вождь пролетариата был неравнодушен к игре другого лондонского клуба, «Тоттенхэм», насколько, конечно, может быть неравнодушен пламенный большевик, всю свою жизнь посвятивший мировой революции. Хотя где еще встретишь сразу столько пролетариев, как не на стадионе, во время решающего матча?.. Будто всякий раз оказавшись в английской столице, Ильич непременно наведывался на стадион, чтобы поболеть за любимую команду.
Так было и в 1911 году, когда Ленин выступал в Лондоне с рефератом «Столыпин и революция». Именно в этот год кожаный мяч докатился до Симбирска.
Его на родину вождя мирового пролетариата привезли из Москвы братья Михаил Давыдович и Андрей Давыдович Дмитриевы, симбирские мещане, люди, заметные в экономической и общественной жизни города начала XX столетия. Братья занимались торговлей, владели собственным домом, помещавшимся в Мартыновой (ныне Радищева) улице, и частной типографией в самом центре города, в доме купца Загряцкова на Большой Саратовской (ныне Гончарова) улице. В типографии братьев Дмитриевых печатались труды симбирских садоводов: «Как я сажаю помидоры (томаты)», «Снаряд для истребления капустных блох», «Опрыскивание мышьяком плодовых деревьев из ручного спрыска выгоднее и удобнее опрыскивания парижской зеленью из «Вермореля».
В том же году некто Федор Сергиев, обитатель симбирского Подгорья (ныне затопленного водами Куйбышевского водохранилища), вернулся, одухотворенный футбольными идеями, из поездки в Таврическую губернию, в Крым. Энтузиазм первопроходцев захватывал окружающих. Лидерские качества – и наличие собственных мячей – сделали их капитанами первых симбирских футбольных команд.
В футбольном плане Симбирск поотстал от ближайших соседей. В Казани в футбол играли с 1907 года, в Самаре – с 1908 года. В 1911 году в обоих поволжских городах-соседях были проведены общегородские официальные соревнования.
По фамилиям капитанов две первые симбирские футбольные команды получили свои названия: «Дмитриевцы» и «Сергиевцы». Так родилась первая симбирская футбольная традиция. «Дмитриевцы» тренировались в конце Мартыновой улице, напротив городских казарм (училище связи), «Сергиевцы» – у подгорного Минаевского кладбища, ныне затопленного водохранилищем.
Новый вид спорта, «весьма доступный по дешевизне», захватывал городские окраины – так и должно было быть, на родине вождя пролетариата! В 1912 году на Тутях образовалась «Соловьевская» по капитану, она же – по месту тренировок против расположенного здесь народного училища, «Пушкинская» команда. В 1913 году от «Сергиевцев», которых становилось все больше, отпочковалась «Колосовская», или «Подгорная» команда.
В августе 1913 года в Симбирске состоялся первый в истории города официальный футбольный матч. Опытные «Дмитриевцы» разнесли с неуказанным счетом новичков «Колосовских». Горячие «Подгорные» требовали матча-реванша – и были разбиты еще два раза подряд! Удрученные таким оборотом дел, подгорные «Колосовские» переменили капитана и название, и стали «Синицинскими», или «Эсмеральдой».
Под предводительством энергичного присяжного поверенного (по-нашему адвоката) С.К. Синицина «Эсмеральда» в 1914 году выиграла подряд десять матчей! Так возникла еще одна традиция старого симбирского футбола суеверно менять имя «клуба» после каждого поражения.
Летом 1914 года началась Первая мировая война. Это драматическое событие, как ни странно, поначалу послужило самым весомым стимулом к развитию спорта в Российской империи: императорской армии требовались физически развитые молодые люди. А спорту нужны зрелище, соревнования, «звезды».
Первой такой звездой, озарившей небосвод спортивного Симбирска, стал Василий Николаевич Сивинцев, спортсмен из Самары, успевший зарекомендовать себя и в родном городе, и в целом Поволжье. В 1908 году, 15-летним юношей В.Н. Сивинцев стоял у истоков самарского футбола. «Хороший бегун, г. Сивинцев быстро опережает всех, как только к нему попадает мяч», – восторгались игрою форварда Сивинцева старинные самарские газеты. Прибыв в Симбирск осенью 1914 года, 21-летний В.Н. Сивинцев создает свою «Сборную команду Симбирского яхт-клубовского кружка». «Сборная…» вчистую переиграла «Пушкинских» – 5:0, и в борьбе уступила «Эсмеральде» – 2:3.
Благодаря связям и инициативе В.Н. Сивинцева, в мае 1915 года в Симбирске состоялись первые в истории нашего города междугородные футбольные матчи. В наш губернский город из Самары прибыла «Первая железнодорожная команда», та самая команда, которую формировал и в которой блистал симбирско-самарский самородок. На тот момент времени это была, пожалуй, одна из самых сильных и опытных футбольных команд во всем Поволжье. В Симбирске гостям противостояла «Сборная…» под водительством быстроного Василия Николаевича.
В.Н. Сивинцев желал выставить против гостей по-настоящему сборную команду, собрав на одном поле и в одной форме лучших симбирских футболистов. Но заносчивая «Эсмеральда», продолжая упиваться прошлогодней победой, отказала капитану «Сборной…» в своих игроках. Эх, как говорил товарищ Ленин: «Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут». Симбирская «Сборная…» была слаба, но не уклонилась от боя.
Матчи состоялись 22 и 23 мая 1915 года на Александровской площади, против Городской электростанции – на этом месте стоит теперь торговый центр «Спартак». Напрасно говорил Ильич, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Футбол на Александровской легко затмевал любой кинопоказ. Матчи собирали по три с лишним тысячи зрителей, готовых выложить по 10 копеек за «стоячий» входной билет и 50 копеек за билет с правом сидеть на скамейке.
Большинство из публики, да и многие из доморощенных симбирских футболистов впервые увидели футбольную форму. Самарские «железнодорожники» щеголяли оранжевыми футболками и «специальными ботинками», бутсами с кожаными шипами длиною в полдюйма (1,27 см), прибитыми к подошвам, отчего самарцы куда увереннее держались даже на гостевом поле.
Гости поразили техничной и «деликатной», без грубостей игрой, чем снискали симпатии и симбирских игроков, и симбирских зрителей, доказав, что футбол действительно искусство, и им можно наслаждаться, ему можно радоваться, вне зависимости от конкретики побед и поражений. А поражения были, можно сказать, жестокими, какая там «Аргентина – Ямайка 5:0»… В первом матче самарцы легко сделали симбирян со счетом 10:0, во втором – наклепали уже целых 13 безответных мячей!..
26 и 27 сентября 1915 года в Симбирске прошел уже целый турнир «Самара – Казань – Симбирск». Похвастать опять было нечем. Казань в Симбирске представляла команда Казанского яхт-клуба. Свой первый междугородный матч против хозяев, симбирян, казанцы уверенно выиграли – 4:1, второй – всухую проиграли освоившимся в Симбирске самарцам – 0:5. Сколько безответных «банок» проглотили на сей раз симбирцы, добрая история покрыла мраком… «Матчи прошли с огромным интересом и значением для Симбирска, подчеркнув, что у нас есть богатый материал, но очень мало организованности. Мы располагали серьезными силами, но не смогли раскачать наших футболистов и заставить их подготовиться к игре», – написал потом В.Н. Сивинцев. «Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение», – сказал как-то Ильич.
Кстати, в конце 1941 года в эвакуации на родине Ленина оказался живая легенда мирового и советского футбола, чемпион Европы и Олимпийских игр, лучший вратарь XX столетия Лев Иванович Яшин. Но все это было далеко впереди, а пока вратарю-легенде было 12 лет, и он жил типичной жизнью советского подростка военной поры: учеба до седьмого класса, потом – завод, станок, работа слесарем, без выходных, по 12 часов в день. В тринадцать лет в Ульяновске Лева закурил и так и не смог избавиться от этой неспортивной привычки. Но взыскательные тренеры прощали – многое прощается гениям!
Щавель не ем . Он невкусный .
Фунбол в Аул яновске как был г… , так г… и остался …..
Максим
И ты вместе с ним …
Эссер
Вроде и статья хорошая, но заголовком плюнули в рожу … А написать: “… на родине Гончарова” или “… на родине Карамзина” не, никак? Куда значимые фигуры в истории не только края, но и России. Зачем напоминать про кровавого диктатора? Давайте тогда и Гитлера везде вставлять …
Ленин
НЕ БОМБИ!))
Эссер
Ваш любимый …
Ленин
Не говорил я такого. Но вы,либерасты-дворянчики,любите передёргивать из контекста. Подите проспитесь,батенька!)
Водка по утрам-плохо!)
похоже на запоздалый агитпроп
Везде цитаты и ссылки на Ильича, будто он сам значимая фигура для футбола. Умаслили как в советские времена, когда в любой статье надо было его упомянуть, пусть даже он ничего об этом и не писал.
Ленин
Я-жил,жив и буду жить! А про вас,ваши родственнкии забудут после вашей смерти на радостях,что наконец квартирка освободилась!)
Пламенный привет рабам буржуазии!;)