Двенадцатого апреля областное УМВД заявило об окончании следствия по целой череде уголовных дел имущественного характера. Все преступления были зафиксированы в стенах одного из главных символов Ульяновска — Ленинского мемориального центра. При этом в эпицентре скандала оказались: наш известный земляк — художник Никас Сафронов —, экс-директр мемцентра Эдуард Шабалин, а также несколько миллионов рублей и тринадцать таинственных картин.

По официальной информации следствия, которую опубликовало УМВД по Ульяновской области, следует, что некто из руководителей Ленинского мемориала создал фирму, которая была призвана организовывать всевозможные культурные мероприятия. Являясь частной коммерческой структурой, она официально участвовала в различных торгах и выигрывала тендеры на проведение различных мероприятий, которые финансировались федеральным и региональным бюджетами.
Казалось бы, всё законно. В 2012 году фирма получила из казны 1 500 000 рублей за проведение Международного форума социальных работников Поволжья, а в 2013 году — 1 600 000 рублей за организацию Международного музейного фестиваля передвижных выставок на Волге. Мероприятия провели и деньги уплатили.
Но, по версии следствия, оказалось не всё так просто. В ходе проверки расходования бюджетных средств в 2015 году полиция установила, что при проведении этих мероприятий частная фирма ни рубля не потратила!

Якобы и форум соцработников, и музейный фестиваль были проведены за счет ресурсов государственного учреждения — Ленинского мемориала —, а вот миллионы прибыли ушли в карман учредителя этой фирмы.
Следствие усмотрело как минимум два факта мошеннических действий, а также превышение служебных полномочий со стороны руководства Ленинского мемориала, которое богатело, используя подведомственное учреждение. После проверок в 2015 году были возбуждены три уголовных дела, которые потом были объединены в единый материал.
Таинственные картины
Отметим, что в 2016 году в полицию поступило заявление от известного художника Никаса Сафронова, который утверждал, что во время проведения выставки всё в том же Ленинском мемориале у него были украдены таинственные четыре картины.

Таинственными произведения мы назвали не просто так. Во первых, сложно понять, кому понадобилось похищать картины, с учетом того что продать краденные невозможно. А во-вторых, заявитель не смог приложить к заявлению точное описание пропавших произведений, была указана лишь их стоимость — более 9 000 000 рублей. Интересно и другое: во время поиска исчезнувших картин полиция начала обыски в мемцентре и других принадлежащих возможным фигурантам дела помещениях — и обнаружила не четыре, а 13 картин Никаса Сафронова. Причем все они хранились у директора Ленинского мемориала Эдуарда Шабалина. Также во время обысков у Шабалина был обнаружен револьвер иностранного производства калибра семь миллиметров, изготовленный по заводской технологии XIX века. Его Шабалин назвал неким сувениром, однако предмет был признан незаконно хранившимся огнестрельным оружием.
Шабалин всё отрицает
Отметим, что, публикуя разоблачительную информацию и о мошенничестве, и о краже картин, и даже о револьвере, полиция оставила релиз без имен. Хотя ни для кого не секрет, что Ленинским мемориалом с 2008-го по 2016 год руководил именно Эдуард Шабалин. А значит, именно его следствие считает основным и единственным подозреваемым. Интересно, что именно в 2016 году, когда еще не была поднята вся эта уголовная история, в политических и культурных кругах Ульяновска имя Шабалина начало обрастать слухами. Тогда же его, уважаемого деятеля культуры, с руганью уволили с должности и отправили руководить вновь построенным ледовым спортивным комплексом «Волга-Спорт-Арена», где он работает до сих пор.
Кстати, и слухи вокруг своей персоны, и уголовное преследование Эдуард Шабалин активно комментирует, полностью отрицая свою вину. Все выдвинутые обвинения Шабалин считает выдумкой врагов и спектаклем срежиссированным никем иным, как самим Никасом Сафроновым, который якобы имеет зуб на Шабалина за давние обиды.

Никас Сафронов комментировать ситуацию отказался. На данный момент обнаруженные во время обысков картины ему возвращены.

Светлана МОРОЗОВА