Совместно с Министерством культуры мы возобновили  проект «ПроЧтение». В нем известные люди Ульяновска рассказывают о своей жизни с книгой, о том, что им дало чтение, что читают и рекомендуют читать сейчас.

Рубрика стартовала с интервью с новым человеком в региональном правительстве — пресс-секретарем губернатора  Тимофеем Гончаруком. Материал вызвал серьезный резонанс — позицию Тимофея по отношению к Солженицыну, например, широко обсуждали в соцсетях. Следом своими литературными предпочтениями с нами поделился главный редактор муниципальной газеты «Управдом» Алексей Николаев, специалист по связям с общественностью и пресс-секретарь «Управления спортивными сооружениями» Юлия Шулепова ; кандидат наук, член общественный палаты Дарья Корепова , руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия  Шарпудин Хаутиев и директор «Корпорации развития» Сергей Васин.

Сегодня мы беседуем с любимицей публики, актрисой ульяновского драматического театра Марией Прыскиной.

Марии 28 лет, она закончила Ульяновский государственный университет (курс К.И. Шадько).
С 2012 года работает в драматическом театре. Она играет не только в спектаклях, но и снимается в кино. В списке ее фильмографии четыре картины: “Эмергены” (роль матери), документальный фильм “Русь. От заката до рассвета” (рабыня), “Тайна для двоих” (Лиза / Тамара в юности) и главная роль в “901 километр”. Спектаклей, в которых была задействована Мария множество. Как она говорила в одном из интервью: «Театр – это моя жизнь»,  а благодаря, в том числе, книге она к этой жизни пришла.

Во сколько лет вы научились читать?
– Точный возраст не вспомню, но четко отложилось, что первой любимой книжкой была “Сказка о царе Салтане”.

Чем она так запомнилась?
– Я влюбилась там в белочку. Просила, чтобы мама мне вслух читала, а потом, когда уже сама научилась, всегда старалась начать с белочки, наверное, хотела быть на неё похожей.

А вообще, что любили читать в детстве?
– Агнию Барто “Зайку бросила хозяйка”, “У меня зазвонил телефон”, “Уронили мишку на пол”. Потом Андерсон “Гадкий утёнок”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”. Сейчас только понимаю, что никогда бы не подумала, что смогу сыграть Герду дважды. В театральном нашим выпускным спектаклем была постановка “Герда”, по мотивам “Снежной королевы”,  и в этом году у нас новогодняя кампания была “Снежная королева” – и там и там играла Герду. Читала стихи Михалкова, Пушкина. Когда читала сама или мне читали Маршака “Кошкин дом”, я всегда плакала. Вообще очень я впечатлительная, но всегда хотелось “Кошкин дом” ещё перечитывать, нравилось.

– Кто прививал любовь к чтению?
– Мама. Несмотря на то, что она работала на нескольких работах, и ей было очень сложно, к тому же родила она меня в 41 год, всегда мной занималась. Просто она заметила, что мне нравятся книжки, и поэтому покупала. Больше всего в детстве, конечно, меня привлекали картинки. Тётя Люба много книг дарили, даже в деревне, когда я приезжала на каникулы. Там мне, конечно, читать не хотелось, но была школьная программа. Помню “Войну и мир” силком меня читать заставляли, но в итоге я её прочитала, причём 3 раза.

– А школьную программу по принуждению читали или с удовольствием?
– Примерно до конца начальной школы читала с удовольствием. А потом, когда начался подростковый период, видимо, хотелось бегать, прыгать, играть с девочками. Потом уже, когда поступила на актёрское, читала постоянно, и сейчас без книг никуда.

– Какой жанр в детстве увлекал?
– Приключения. Любила “Незнайку”, “Буратино” и т.д.

– Где брали книги?
– Рядом с домом была библиотека, мама меня туда отводила и я сидела там, в читальном зале, делала там уроки и читала. Дома книг было немного, в основном брали всё из библиотеки, а сейчас у меня всё заставлено книгами.

– А давно были в общественной библиотеке?
– Не помню, наверное, на последнем курсе актёрского, около 6 лет назад, но сейчас проще всё – телефон. А когда я что-то себе выбираю то иду в магазин, электронные книги я не люблю, всё равно есть потребность в запахе книги, её страниц.

– Какую книгу в последний раз покупали?
– Есенина, исключительно из-за “Письма к женщине”.  Потому что у меня не было этого стихотворения в бумажном варианте. Вообще книги чаще покупаю по работе, если спектакль намечается, то я либо хочу что-то узнать об авторе произведения, либо о самом произведении.

– Кого из современных авторов читаете?
– Затрудняюсь ответить. Мне ближе классика, хотя в театре и приходится касаться современной драматургии, и находить в ней что-то для себя. Мне кажется, в любом произведении можно найти что-то своё. По крайней мере, я стараюсь каждую книгу и каждого автора оправдать.

– Люди говорят, что бывает такой период, когда читать нет ни сили, ни времени, ни желания – у вас такой период был в подростковом возрасте?
– Да, раньше, например, я ассоциировала чтение с уроками. Сейчас отношение совсем другое, опыт и возраст сыграли свою роль.

– Говорят, что в разные периоды жизни одна и та же книга может восприниматься человеком совершенно по-разному, у вас такие книги были?
– Конечно, та же “Война и мир”. Когда я читала её впервые, то это было очень скучно, несколько страниц я переворачивала, делала вид, перед тётей Любой, что читаю. Второй раз мне уже нужно было для себя что-то понять. Третий раз читала совсем недавно, тут уже был совсем другой подход, потому что в театре нас учили из каждой строчки вытаскивать самое главное и втягиваешься с каждой строчкой всё сильнее. Наверное, так с любой книгой. Недавно “Алые паруса” перечитала, по работе нужно было, и сейчас я монолог Асоль совершенно иначе вижу, чем я его видела на актёрском курсе. Мне кажется, вообще, в сравнении с подростковым возрастом, я стала читать более уверенно. Многого ведь не понимаешь, сначала, начиная со значения некоторых слов и заканчивая самими взаимоотношениями героев, с возрастом во всём начинаешь разбираться.

– Что сейчас читаете?
– “Дети Арбата”, но это уже для себя, не для работы. Сначала посмотрела одноимённый сериал и при просмотре поняла, что мне чего-то не хватает, решила прочитать. Поняла, что действительно многое убрали и сериал сухой. Поначалу затянуло, а потом я отложила книгу в долгий ящик, а потом купила ещё 2 тома и начала читать заново.

– А есть у вас какая-то своя методика чтения?
– Чего-то особенного нет, просто если у меня выходной и я провожу его дома, то могу весь день читать, с утра до вечера. Такое случается редко, конечно, в основном читаю на работе, в перерывах или перед сном. Многие говорят, что книга помогает им засыпать, у меня наоборот – я заставляю себя закрыть книгу и говорю: “Маша, хватит, тебе рано вставать”.

– Согласны ли вы, что современная молодёжь стала значительно меньше читать?
– Абсолютно, очень много примеров вокруг. Тут всё зависит от воспитания, сейчас все в телефонах, может быть и не абсолютно всех это коснулось, но в основном – да. Мне кажется, что в итоге это плачевно отразится на нынешнем поколении, я не знаю – чему они будут учить своих детей.

– Нужно ли детей заставлять читать, приобщать к чтению?
– Думаю, что да. Особенно в наше время. Сначала через игру к ребёнку найти подход для чтения, например, дать раскраску со стихами и сказать: пока не прочитаешь, раскрашивать не начнёшь. Если в раннем возрасте интерес не привить, то позже интерес может и не проявиться. Ну и всё равно не угадаешь – какого-то ребёнка нужно заставлять, а какого-то нет, если перестараться, то может вообще ампутироваться интерес к книгам.

– Как у вас складываются отношения с поэзией? 
– Лично у меня замечательные отношения с поэзией, я люблю её за Ахматову, за Пушкина. Она, конечно, может нравиться не вся. Например, у Ахматовой уже в первых 2 строчках столько образов, невозможно не дочитать, хочется эти образы развить в воображении, ну и опять же  – все зависит от человека. Нас профессия приучила читать всё.

– Что дали вам книги в профессиональном развитии?
– Я думаю, что вообще всё: воображение, словарный запас, информацию. Хотелось бы иметь круг общения, по литературным интересам, но, мне кажется, у нас литературных клубов в городе нет.

– Сами бы хотели написать книгу? Если да, то, что и под каким названием?
– Я пишу стихи, меня это спасает. Возможно, будет целый сборник, но это очень серьёзный труд, к которому нужен серьёзный, организованный подход. Нужно вырабатывать в себе стиль и т.д. А я пишу эмоциями, теми словами, которые крутятся в голове, это может не всем понравиться. Может быть, в более зрелом возрасте, возможно даже не буду брать псевдоним, пусть критикуют, я не боюсь. А ещё люблю сочинять маленькие детские рассказы, абсолютно импульсивно, под свободное время.