Грандиозный международный музыкальный фестиваль «Мир. Эпоха. Имена» завершился событие не менее знаковым — концертом в честь юбилея Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». За полвека работы коллектив пережил немало. О том, каким оркестр был раньше, о работавших с ним дирижёрах, репертуарной политике и сотрудничестве с Мстиславом Ростроповичем рассказала заслуженный работник культуры РФ Ольга Нецветаева.
Ольга Нецветаева – ведущая заключительного концерта фестиваля

Ольга Ивановна была лектором-музыковедом Ульяновского государственного симфонического оркестра более трех десятков лет. На родину Ленина она приехала после окончания Казанской консерватории, в 1974 году. Ольга Ивановна признается: «Работать с таким профессиональным, опытным и постоянно развивающимся, живым, коллективом— настоящее счастье».

— Как состоялось ваше знакомство с оркестром?
— Впервые я услышала ульяновский симфонический в Казани, когда училась на 4-ом курсе консерватории. Казань всегда была городом высокой музыкальной культуры со своими традициями, с кипучей музыкальной жизнью, и нас, студентов консерватории, трудно было чем-то удивить. Ульяновский оркестр тогда был только создан, но уже прославился на всю страну, мы были о нём наслышаны. И не разочаровались: прекрасный уровень исполнения, вдохновение, артистизм, с которым играли молодые музыканты, великолепный Эдуард Афанасьевич Серов… Это был восторг!
Через год я закончила консерваторию, и у меня была возможность выбрать место работы. Увидела заявку из Ульяновска — лектором-музыковедом в симфонический оркестр. И, конечно же, с радостью её подписала.

— Как тогда работал оркестр?
— Каждую неделю оркестр готовил новую программу. В Ульяновск приезжали выдающиеся солисты, дирижеры: Кирилл Кондрашин, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Игорь Ойстрах, Даниил Шафран, молодые тогда Наталья Гутман, Олег Каган, Владимир Крайнев…
С Ульяновским оркестром дружил Мстислав Ростропович. Его последнее концертное турне, которое прошло перед тем, как он был изгнан из России, в 1973 году, он провел именно с ульяновским оркестром по приглашению Э. Серова. Я пришла в коллектив в 1974 году, через год после тех славных гастролей, но музыканты постоянно вспоминали Ростроповича: как он общался с оркестрантами, как играл, как дирижировал, какая была гениальная 6-я симфония Чайковского под его управлением! Общение с таким выдающимся музыкантом для молодых музыкантов осталось незабываемым.
Было просто удивительно, что в небольшом городе, каким был тогда Ульяновск, уровень оркестра, музыкальной жизни был далеко не провинциальным. Лишние билеты на концерт спрашивали уже возле дома Языковых. Зал всегда был полон вдохновленной публики. Именно в то «золотое» первое десятилетие наш оркестр обретал те качества, которые впитывались, передавались следующим поколениям музыкантов и стали традиционными, отличительными качествами исполнительского мастерства Ульяновского симфонического.
Одно из таких качеств восхищало меня всегда. Это способность музыкантов в очень важный, ответственный момент жизни оркестра мобилизовать все свои возможности, весь талант, опыт, какие-то внутренние дополнительные ресурсы – и играть на высочайшем уровне вдохновения и мастерства. Так было на концертах в Москве, на гастрольных концертах в других городах, и не однажды в Ульяновске, когда полон зал, когда за дирижёрским пультом талантливый лидер, за которым оркестр готов идти на любые высоты…
Из того, первого, состава несколько музыкантов и поныне играют в нынешнем оркестре. И это великое счастье. Их великолепная школа, их ценнейший опыт сохранён. Стоит за пульт встать харизматичному, талантливому дирижеру, как коллектив загорается!

— Вы работали со многими главными дирижерами УГАСО. Как менялся коллектив вместе с ними?
— Исполнительскую, оркестровую культуру, несомненно, заложил создатель оркестра, представитель ленинградской школы — Эдуард Афанасьевич Серов. Его сменил молодой и талантливый Николай Алексеев. Он поднял «вторую волну»: зажёг оркестр, пригласил молодых музыкантов. И коллектив снова достиг больших успехов и мастерства! При Николае Алексееве оркестр получил статус академического. Расширился состав оркестра, повысилось его мастерство, что позволило играть партитуры любой сложности — Малера, Брукнера, Стравинского, музыку современных композиторов. Николай Алексеев значительно расширил репертуар оркестра, а значит и поднял слушательскую аудиторию на более высокую планку музыкальной культуры. Он приглашал в оркестр талантливых дирижёров, великолепных солистов, многие из них были его друзьями и в те нелёгкие годы приезжали играть за символический гонорар. По приглашению Николая Геннадьевича в Ульяновск приехал Андрей Борейко, и музыкальная жизнь в Ульяновске ещё круче забурлила, закипела. Сколько новых программ, новым форм концертной жизни придумывал молодой, тогда только начинающий свою дирижёрскую деятельность Андрей Борейко. И ведь смотрите, какой прекрасный старт дал ему Ульяновский симфонический! Теперь он в числе мировых звёзд, один из самых востребованных дирижёров! (Сегодня Андрей Борейко – главный дирижер и художественный руководитель Naples Philharmonic Orchestra, главный приглашённый дирижёр Basque National Orchestra. Прим. ред.)

Когда приехал в оркестр Владимир Кудря, оркестр также обрёл новые грани своего творчества. Он ведь ещё и прекрасный флейтист, и благодаря этому оркестр переиграл весь флейтовый репертуар. А ещё с ним были интересные гастроли в Южную Корею. С Борисом Бенкогеновым было много интересных программ для юношеской аудитории, для детей, для курсантов военных училищ, студентов педагогического института. Пришел Константин Барков — молодой, талантливый виртуоз-тромбонист, и появилась джазовая нотка, оркестр стал играть и облегченный репертуар, и мюзиклы, и киномузыку.
Сергей Ферулёв обладал не только музыкантскими, но и недюжинными способностями организатора. Идея привлечь внимание губернатора к симфоническому оркестру принадлежит именно ему: оркестр получил статус «Губернаторского», появилось дополнительное финансирование, начали закупаться новые инструменты, расширился состав музыкантов. И это тоже был новый этап развития коллектива. Олег Зверев в последние шесть лет продолжил идею Ферулёва и сделал несколько успешных оперных постановок. С ним же состоялись последние успешные гастроли в Японию.

— Замена главного дирижера оркестра – почему она необходима?
— И в Европе, и во всем мире даже с выдающимися дирижерами подписывают контракт на определенное количество лет. Это – норма. И это важно для оркестра, которому всегда нужно обновление – в репертуарной стратегии, в дирижёрской школе. Вливание свежей крови в любой творческий коллектив просто необходимо, тем более когда не происходит активного участия талантливых приглашённых дирижёров в деятельности оркестра. Да, в нашей стране есть единичные примеры, когда сильный лидер возглавляет оркестр много лет. Это могучие личности — Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев. Но ведь они собой никогда не заслоняют полностью творческую жизнь оркестра. Они приглашают в свой оркестр выдающихся дирижеров — разных, талантливых и, конечно, влияющих своим могучим талантом на творческую жизнь коллектива. В этом случае ему никогда не грозит застой, монотонность, повторяемость… Да и сами главные лидеры оркестра в постоянном развитии, несмотря на, порой, преклонный возраст.
К сожалению, многие, кто следил в последнее время за работой ульяновского симфонического, сетовали на отсутствие серьёзных программ, событийных концертов с новыми приглашёнными талантливыми дирижёрами, с новыми интересными идеями программ и форм концерта. Оркестр, имеющий статус академического, должен держать соответствующую планку и нести просветительскую миссию, держать достойный уровень — играть симфонии Брамса, Бетховена, Моцарта, Малера, Брукнера, Шостаковича, Прокофьева, современную музыку. А сколько за последние годы было таких программ? Важно ведь, чтобы было стремление роста, развития, поиска новых идей, каких-то новых проектов. Слушатель этого ждёт, и музыканты тоже.

— С августа 2018 года УГАСО возглавит новый главный дирижер. Вы знакомы с Ильёй Дербиловым?


Дирижёр Илья Дербилов

— Илью Николаевича я знаю по Государственной академической капелле Санкт- Петербурга, с которой мне довелось неоднократно работать. У него прекрасное академическое образование — аспирантура симфонического дирижирования. Его учитель – выдающийся маэстро нашего времени Владислав Чернушенко, у которого он и учился и работает его вторым дирижёром уже много лет. Илья Николаевич ещё и пианист, также занимался вокалом, работает и с оркестром, и с хоровой капеллой – всё это замечательная школа. Кроме того у него есть уже большой опыт работы с оркестром и в качестве главного дирижёра в том числе, что тоже важно.
Но самое главное —Илья Николаевич любит и умеет работать. И как это ни странно звучит в разговоре о дирижёре, он любит музыку, а не себя в музыке (что часто бывает и у исполнителей, и у дирижеров). Он служит музыке, он предан ей. Это как раз именно то, что сейчас нужно Ульяновскому симфоническому оркестру — активно работать, развиваться. Вернётся большой репертуар, и слушатели вновь услышат великие симфонии Брамса, Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича —оркестр будет исполнять то, что уже давно не звучало в Ульяновске. А также я надеюсь, что оркестр будет ещё больше гастролировать — и не только по зарубежным странам, но и по России.

— Что бы вы сказали коллективу, который отмечает своё 50-летие?
— Юбилей оркестра — это, прежде всего, юбилей самих музыкантов, которым я хочу воздать честь и хвалу. Дирижер — лидер, который приходит и уходит, у него своя карьера, которую он без оркестра не сделает. Ульяновский симфонический сегодня – это, прежде всего, музыканты, которые сумели сохранить школу высочайшего уровня и продолжают великое служение музыке. Поэтому все аплодисменты — именно им.

Фото:

Ульяновский государственный академический симфонический оркестр “Губернаторский”, сезон 2017-2018

Борис Бенкогенов. Несколько слов для ульяновских слушателей

Дирижёр Андрей Борейко

Константин Барков с УГАСО

Михаил Плетнёв в Ульяновске

Репетиция УГАСО. Дирижер Дмитрий Руссу

Сергей Ферулёв дирижирует УГАСО на большом юбилейном вечере в Ульяновске

Фабио Мастранджело, Маюко Камио и УГАСО Губернаторский на 56-м фестивале “Мир, Эпоха, Имена…”.