Грандиозный международный музыкальный фестиваль «Мир. Эпоха. Имена» завершился событие не менее знаковым — концертом в честь юбилея Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». За полвека работы коллектив пережил немало. О том, каким оркестр был раньше, о работавших с ним дирижёрах, репертуарной политике и сотрудничестве с Мстиславом Ростроповичем рассказала заслуженный работник культуры РФ Ольга Нецветаева.
Ольга Нецветаева – ведущая заключительного концерта фестиваля
Ольга Ивановна была лектором-музыковедом Ульяновского государственного симфонического оркестра более трех десятков лет. На родину Ленина она приехала после окончания Казанской консерватории, в 1974 году. Ольга Ивановна признается: «Работать с таким профессиональным, опытным и постоянно развивающимся, живым, коллективом— настоящее счастье».
— Как состоялось ваше знакомство с оркестром?
— Впервые я услышала ульяновский симфонический в Казани, когда училась на 4-ом курсе консерватории. Казань всегда была городом высокой музыкальной культуры со своими традициями, с кипучей музыкальной жизнью, и нас, студентов консерватории, трудно было чем-то удивить. Ульяновский оркестр тогда был только создан, но уже прославился на всю страну, мы были о нём наслышаны. И не разочаровались: прекрасный уровень исполнения, вдохновение, артистизм, с которым играли молодые музыканты, великолепный Эдуард Афанасьевич Серов… Это был восторг!
Через год я закончила консерваторию, и у меня была возможность выбрать место работы. Увидела заявку из Ульяновска — лектором-музыковедом в симфонический оркестр. И, конечно же, с радостью её подписала.
— Как тогда работал оркестр?
— Каждую неделю оркестр готовил новую программу. В Ульяновск приезжали выдающиеся солисты, дирижеры: Кирилл Кондрашин, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Игорь Ойстрах, Даниил Шафран, молодые тогда Наталья Гутман, Олег Каган, Владимир Крайнев…
С Ульяновским оркестром дружил Мстислав Ростропович. Его последнее концертное турне, которое прошло перед тем, как он был изгнан из России, в 1973 году, он провел именно с ульяновским оркестром по приглашению Э. Серова. Я пришла в коллектив в 1974 году, через год после тех славных гастролей, но музыканты постоянно вспоминали Ростроповича: как он общался с оркестрантами, как играл, как дирижировал, какая была гениальная 6-я симфония Чайковского под его управлением! Общение с таким выдающимся музыкантом для молодых музыкантов осталось незабываемым.
Было просто удивительно, что в небольшом городе, каким был тогда Ульяновск, уровень оркестра, музыкальной жизни был далеко не провинциальным. Лишние билеты на концерт спрашивали уже возле дома Языковых. Зал всегда был полон вдохновленной публики. Именно в то «золотое» первое десятилетие наш оркестр обретал те качества, которые впитывались, передавались следующим поколениям музыкантов и стали традиционными, отличительными качествами исполнительского мастерства Ульяновского симфонического.
Одно из таких качеств восхищало меня всегда. Это способность музыкантов в очень важный, ответственный момент жизни оркестра мобилизовать все свои возможности, весь талант, опыт, какие-то внутренние дополнительные ресурсы – и играть на высочайшем уровне вдохновения и мастерства. Так было на концертах в Москве, на гастрольных концертах в других городах, и не однажды в Ульяновске, когда полон зал, когда за дирижёрским пультом талантливый лидер, за которым оркестр готов идти на любые высоты…
Из того, первого, состава несколько музыкантов и поныне играют в нынешнем оркестре. И это великое счастье. Их великолепная школа, их ценнейший опыт сохранён. Стоит за пульт встать харизматичному, талантливому дирижеру, как коллектив загорается!
— Вы работали со многими главными дирижерами УГАСО. Как менялся коллектив вместе с ними?
— Исполнительскую, оркестровую культуру, несомненно, заложил создатель оркестра, представитель ленинградской школы — Эдуард Афанасьевич Серов. Его сменил молодой и талантливый Николай Алексеев. Он поднял «вторую волну»: зажёг оркестр, пригласил молодых музыкантов. И коллектив снова достиг больших успехов и мастерства! При Николае Алексееве оркестр получил статус академического. Расширился состав оркестра, повысилось его мастерство, что позволило играть партитуры любой сложности — Малера, Брукнера, Стравинского, музыку современных композиторов. Николай Алексеев значительно расширил репертуар оркестра, а значит и поднял слушательскую аудиторию на более высокую планку музыкальной культуры. Он приглашал в оркестр талантливых дирижёров, великолепных солистов, многие из них были его друзьями и в те нелёгкие годы приезжали играть за символический гонорар. По приглашению Николая Геннадьевича в Ульяновск приехал Андрей Борейко, и музыкальная жизнь в Ульяновске ещё круче забурлила, закипела. Сколько новых программ, новым форм концертной жизни придумывал молодой, тогда только начинающий свою дирижёрскую деятельность Андрей Борейко. И ведь смотрите, какой прекрасный старт дал ему Ульяновский симфонический! Теперь он в числе мировых звёзд, один из самых востребованных дирижёров! (Сегодня Андрей Борейко – главный дирижер и художественный руководитель Naples Philharmonic Orchestra, главный приглашённый дирижёр Basque National Orchestra. Прим. ред.)
Когда приехал в оркестр Владимир Кудря, оркестр также обрёл новые грани своего творчества. Он ведь ещё и прекрасный флейтист, и благодаря этому оркестр переиграл весь флейтовый репертуар. А ещё с ним были интересные гастроли в Южную Корею. С Борисом Бенкогеновым было много интересных программ для юношеской аудитории, для детей, для курсантов военных училищ, студентов педагогического института. Пришел Константин Барков — молодой, талантливый виртуоз-тромбонист, и появилась джазовая нотка, оркестр стал играть и облегченный репертуар, и мюзиклы, и киномузыку.
Сергей Ферулёв обладал не только музыкантскими, но и недюжинными способностями организатора. Идея привлечь внимание губернатора к симфоническому оркестру принадлежит именно ему: оркестр получил статус «Губернаторского», появилось дополнительное финансирование, начали закупаться новые инструменты, расширился состав музыкантов. И это тоже был новый этап развития коллектива. Олег Зверев в последние шесть лет продолжил идею Ферулёва и сделал несколько успешных оперных постановок. С ним же состоялись последние успешные гастроли в Японию.
— Замена главного дирижера оркестра – почему она необходима?
— И в Европе, и во всем мире даже с выдающимися дирижерами подписывают контракт на определенное количество лет. Это – норма. И это важно для оркестра, которому всегда нужно обновление – в репертуарной стратегии, в дирижёрской школе. Вливание свежей крови в любой творческий коллектив просто необходимо, тем более когда не происходит активного участия талантливых приглашённых дирижёров в деятельности оркестра. Да, в нашей стране есть единичные примеры, когда сильный лидер возглавляет оркестр много лет. Это могучие личности — Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев. Но ведь они собой никогда не заслоняют полностью творческую жизнь оркестра. Они приглашают в свой оркестр выдающихся дирижеров — разных, талантливых и, конечно, влияющих своим могучим талантом на творческую жизнь коллектива. В этом случае ему никогда не грозит застой, монотонность, повторяемость… Да и сами главные лидеры оркестра в постоянном развитии, несмотря на, порой, преклонный возраст.
К сожалению, многие, кто следил в последнее время за работой ульяновского симфонического, сетовали на отсутствие серьёзных программ, событийных концертов с новыми приглашёнными талантливыми дирижёрами, с новыми интересными идеями программ и форм концерта. Оркестр, имеющий статус академического, должен держать соответствующую планку и нести просветительскую миссию, держать достойный уровень — играть симфонии Брамса, Бетховена, Моцарта, Малера, Брукнера, Шостаковича, Прокофьева, современную музыку. А сколько за последние годы было таких программ? Важно ведь, чтобы было стремление роста, развития, поиска новых идей, каких-то новых проектов. Слушатель этого ждёт, и музыканты тоже.
— С августа 2018 года УГАСО возглавит новый главный дирижер. Вы знакомы с Ильёй Дербиловым?
Дирижёр Илья Дербилов
— Илью Николаевича я знаю по Государственной академической капелле Санкт- Петербурга, с которой мне довелось неоднократно работать. У него прекрасное академическое образование — аспирантура симфонического дирижирования. Его учитель – выдающийся маэстро нашего времени Владислав Чернушенко, у которого он и учился и работает его вторым дирижёром уже много лет. Илья Николаевич ещё и пианист, также занимался вокалом, работает и с оркестром, и с хоровой капеллой – всё это замечательная школа. Кроме того у него есть уже большой опыт работы с оркестром и в качестве главного дирижёра в том числе, что тоже важно.
Но самое главное —Илья Николаевич любит и умеет работать. И как это ни странно звучит в разговоре о дирижёре, он любит музыку, а не себя в музыке (что часто бывает и у исполнителей, и у дирижеров). Он служит музыке, он предан ей. Это как раз именно то, что сейчас нужно Ульяновскому симфоническому оркестру — активно работать, развиваться. Вернётся большой репертуар, и слушатели вновь услышат великие симфонии Брамса, Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича —оркестр будет исполнять то, что уже давно не звучало в Ульяновске. А также я надеюсь, что оркестр будет ещё больше гастролировать — и не только по зарубежным странам, но и по России.
— Что бы вы сказали коллективу, который отмечает своё 50-летие?
— Юбилей оркестра — это, прежде всего, юбилей самих музыкантов, которым я хочу воздать честь и хвалу. Дирижер — лидер, который приходит и уходит, у него своя карьера, которую он без оркестра не сделает. Ульяновский симфонический сегодня – это, прежде всего, музыканты, которые сумели сохранить школу высочайшего уровня и продолжают великое служение музыке. Поэтому все аплодисменты — именно им.
Фото:
Ульяновский государственный академический симфонический оркестр “Губернаторский”, сезон 2017-2018
Борис Бенкогенов. Несколько слов для ульяновских слушателей
Дирижёр Андрей Борейко
Константин Барков с УГАСО
Михаил Плетнёв в Ульяновске
Репетиция УГАСО. Дирижер Дмитрий Руссу
Сергей Ферулёв дирижирует УГАСО на большом юбилейном вечере в Ульяновске
Фабио Мастранджело, Маюко Камио и УГАСО Губернаторский на 56-м фестивале “Мир, Эпоха, Имена…”.
председатель совета дома Марата 8а
Ульяновский государственный академический симфонический оркестр, конечно, наша гордость!!! Но почему «Губернаторский»? Уже это слово становится ругательным! Любители всё переименовывать – вас это не смущает? Выйдите с инициативой о возврате исторического названия без приставки “губернаторский”.
Китайский 800 421-й экскурсант пионер
Когда, примерно месяца полтора назад появился ваш ник про Марата,как то подумалось что длинновато не очень звучит. Вот если бы Совета дома Мао! Совсем другой колер тогда бы был! И цветовая гамма мощи духа в нике по иному заиграла бы! А читаешь когда,что совета Марата… то представляется постоянный актив 3-х, протоколы, перекуры и шиш-беш в подвале.
Ирина
Жаль, что Вы не понимаете, что это повышает статус оркестра. Другие регионы нам завидуют.
Ye-Ye
Каким боком повышает?
Андрей Робертович И.
Ольга Нецветаева…
Сколько себя помню, еще ребенком, при анонсировании в СМИ Ульяновска мероприятий Филармонии, звучало это волшебное , загадочное неосязаемое, воздушное, ласкающее слух, нетленное словосочетание – Ольга Нецветаева…
kiril
Ура! Наконец то я нашёл способ зарабатывать очень хорошие деньги! Учитесь друзья! http://clickbillings.ru/public/7726713741447522
Семеновы
Олечка, лапушка, как же радостно Вас видеть! Приезжайте почаще!
Ctv
Борейко великолепен!!!!!!
Ольга
Очень жалко расставаться с дирижёром Олегом Зверевым!С большим удовольствием посещала концерты симфонического оркестра под его управлением!
Света
С Новым дирижером удовольствия будет больше!!!!