В администрации Ульяновска появится новая структура – управление по развитию исторической части города. Станет ли она полезной или просто будет дублировать другие – неработающие – структуры?
На заседании Гордумы Ульяновска было принято решение об изменении структуры горадминистрации, в котором прописано создание управления по развитию исторической части города. Структура войдет в блок городского хозяйства, а курировать его должен заместитель главы администрации. Управление с 1 августа будет заниматься вопросами сохранения и развития исторических объектов в центре города.

За создание нового управления в СМИ уже высказались директор заповедника «Родина Ленина» Ирина Котова, гендиректор архитектурной мастерской «Симбирскпроект» Александр Капитонов, краевед и научный сотрудник заповедника Иван Сивопляс и другие.

Котова, например, заявила, что рядом с историческими зданиями часто стоят объекты, которые «портят внешний вид улицы» и не представляют при этом культурной ценности.

Впрочем, судя по комментариям общественников и краеведов, никому толком не ясно, чем конкретно будет заниматься новая структура.

И.о. руководителя администрации Ульяновска Вадим Андреев пояснил в СМИ, что управление займется «благоустройством и идеологическими вопросами, связанными с сохранением памяти наших великих земляков».

Глава управления по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области Шарпудин Хаутиев сообщил, что идея о создании такой структуры появилась давно. По его словам, в Ульяновске «отсутствует концепция развития центральных частей муниципалитетов, их исторического ядра», а создание управления «позволит вплотную заняться проблемой развития территорий», сохраняя при этом культурное наследие.

Хаутиев, заметим, сообщил также, что в зоне охраны возводятся здания «без единой архитектурно-исторической связи» и «попросту без вкуса». Новая структура, считает он, поможет устранить эти проблемы.

Никто из экспертов «тактично» не стал вспоминать, что ни управление по охране культурного наследия, ни администрация города, ни дирекция заповедника не смогли помешать бизнесу начать строительство на территории музея «Родина Ленина». Речь идет о застройке улицы Льва Толстого, где сначала просто снесли дом, по выражению Котовой, «вписанный в историческую строку», а теперь построили здание, окончательный проект которого СМИ в итоге пришлось клещами вытаскивать наружу. Теперь вместо маленького домика, который стоял напротив детской больницы, появится здание «побольше». Котова была против, а Хаутиев так ничего определенного на этот счет и не сказал. Власти не стали обращать внимание на застройку исторической части города – несмотря на неоднократные призывы со стороны СМИ и общественников.

Пресечь застройку в том же заповеднике можно было бы, пусть для этого и пришлось бы потрудиться: законодательно установить жесткие границы «Родины Ленина», где просто запрещено строительство новых зданий. Это бы действительно защитило заповедник.

Прочие ограничения в этой зоне – по высотности застройки, материалам, которые можно использовать, – бизнес умеет ловко обходить при попустительстве чиновников.

При этом защищать и развивать те дома, которые в этом нуждаются, тоже не особенно удается – то ли нет законных инструментов, то ли нет желания.

Ярчайшей иллюстрацией является дом на улице Ленина, 138, он же – «магазин Юргенса». Он находится рядом с домом Гончарова и уже долгое время закрыт грязной занавеской. Под занавеской – разваливающийся фасад красивого дома. Этот объект не смог отремонтировать собственник. Управление по охране культурного наследия вышло в суд, изъяло его, чтобы передать новым частным лицам, но снова столкнулось с трудностями: на здание, как выяснилось, претендует банк – объект был заложен. Теперь, сообщает Хаутиев, управление планирует на законодательном уровне запретить отдавать памятники архитектуры в залог в банки и прочие заемные инстанции. Даже если это решение удастся продавить, то потом все равно будет крайне сложно продать кому-то здание -запущенное, старое, дорогое в обслуживании и требующее крайне дорогого ремонта.

В этом вся проблема – государство готово изымать, продавать, следить за выполнением законодательства, запрещая использование определенных материалов при ремонте зданий и т.д. Вкладывать деньги в сохранение культурного наследия государство не готово – и пока так будет продолжаться, вероятно, все останется по-прежнему. С управлением по развитию исторической части города или без него.

Степан ГОРИН