Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области не может работать эффективно по причине своей зависимости от местных властей. Такой вывод содержится в докладе о деятельности федерального омбудсмена на 2017 год.

«Одной из важнейших гарантий независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации является наличие у них собственных рабочих аппаратов, – говорится в докладе. – Вместе с тем в ряде регионов организационное, информационно-аналитическое, справочное, правовое и иное обеспечение уполномоченного по правам человека возложено на органы исполнительной власти». Такая ситуация сложилась в нескольких российских регионах, в том числе и в Ульяновской области, где даже приемная уполномоченного Людмилы Крутилиной расположена в здании областного Законодательного Собрания.

Уполномоченный полагает, что такое положение недопустимо, оно не соответствует тому статусу и ответственности, которые определены законодательством для уполномоченных по правам человека. И в этой связи рекомендует руководителям законодательных (представительных) органов власти и главам проблемных субъектов в течение 2018 года решить эту проблему.

Зависимость областного омбудсмена вынуждает ульяновцев обращаться напрямую в Москву, как это сделали 479 работников ГУЗ «Новоульяновская городская больница имени А.Ф. Альберт». Авторы обращения пожаловались на несоблюдение работодателями условий труда и требований по охране труда. В частности, на регулярные переработки без должной оплаты, неполную укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом, незаконность начисления заработной платы, неурегулированность трудовых споров и тому подобное. При проверке претензии медработников были признаны обоснованными.
В адрес проблемных регионов федеральный уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова настоятельно рекомендовала осуществить комплекс мер, обеспечивающих независимость и эффективность деятельности института уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, в том числе обеспечить создание самостоятельных рабочих аппаратов уполномоченных по правам человека. Также она указала на необходимость разработки законодательных актов, направленных на регулирование вопросов, связанных с созданием приемных семей для людей пожилого возраста, в том числе рассмотреть вопрос о придании членам приемных семей статуса социального работника; принять меры к обеспечению повсеместной доступности детского дошкольного образования для детей от трех до семи лет, а также создать условия для максимального обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях детей в возрасте до трех лет (ясельные группы); исключить практику необоснованной отмены льгот пенсионерам и ветеранам, сокращение стандартного списка социальных льгот пенсионерам по старости, инвалидам по состоянию здоровья, ветеранам труда; расширить практику предоставления малообеспеченным пенсионерам предусмотренных законодательством субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе в случае возникновения задолженности по оплате ЖКХ.

Алексей КОВАЛЕВ