16 апреля нынешнего года Герою Советского Союза, нашему земляку Егору Терентьевичу Воробьеву исполнилось бы 100 лет. Но последний из наших ульяновских Героев не дожил до своего юбилея, покинув мир в 2011 году.
Родился Егор Терентьевич в 1918 году в селе Средние Тимерсяны Цильнинского района Ульяновской области. Обычная, ничем не примечательная биография -учеба, работа, армия. В Красную армию Егор был призван в 1938 году. Время для службы выпало неспокойное: полыхал пожаром Дальний Восток. В те годы эта территория была окутана необыкновенной военной романтикой. Молодые люди – солдаты-срочники, курсанты военных училищ мечтали оказаться в гуще происходящих на Дальнем Востоке настоящих боевых действий, не осознавая в силу азарта и юношеского запала, что война – это не только героизм, но, прежде всего, боль, кровь, смерть.
Егора Воробьева для прохождения военной службы направили в Забайкальский военный округ, в 276-й отдельный автотранспортный батальон, расположенный на территории Монгольской Народной Республики. С 8 июня по 12 августа 1939 года Егор Терентьевич сражался в боях на реке Халхин-Гол. Эти бои стали для него настоящим боевым крещением, началом долгой военной дороги.
С 1 февраля по 12 марта 1939 года уже понюхавший пороху солдат оказался на другой войне – Советско-финской. Весной 1941 года его демобилизовали, и он вернулся в родное село. Но после небольшой передышки пришлось окунуться в горнило самой страшной войны – Великой Отечественной, прошагав по ее дорогам до Победы.
Практически в первый же день пребывания на фронте Воробьев был ранен и оказался в госпитале. После выздоровления – вновь в боевом строю. Воевал на Воронежском, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Был назначен шофером дорожно-эксплуатационной части. А вот на передовую солдат попал не сразу. Долго просился. Замучился командиру рапорты писать. Но своего добился-таки! Взяли Егора Воробьева в 23-й гвардейский воздушно-стрелковый полк автоматчиком, да еще и политруком роты назначили.
Рота Воробьева, выполняя боевые задачи, сражалась на самых сложных участках и проявила высокий героизм. Не отставал от своих подчиненных и молодой командир. В одном из боев, когда много его товарищей погибло, Егор схватил ручной пулемет и уложил 44 фашиста. Видя такое дело, оставшиеся девять врагов подняли руки. Вот так «запросто» наш земляк и привел их в часть, сдав особистам.
И таких эпизодов в военной биографии Егора Терентьевича было немало. Смерть ходила за гвардейцем буквально по пятам. Он уже имел ранение и контузию, а 25 апреля 1945 года фашистская пуля в грудь в третий раз остановила его на бегу. Помните, как у Александра Твардовского в поэме «Василий Теркин»: «два ранения имею и контузию одну…»?
В госпитале он узнал, что «за отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом героизм и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Позже Егор Терентьевич вспоминал: «Лежу в госпитале, и тут в Москву приглашают. Сам Сталин принимал нас в Кремле. Налил всем по 100 граммов фронтовых, поздравил, сам пригубил: «Вы отмечайте, а я пойду». Отметили мы, как положено, и всех нас с почетом отправили по местам службы». А еще, вспоминал гвардеец, был в его жизни эпизод, когда сам знаменитый Жуков как-то предложил ему закурить папиросу, протянув свой «Казбек».
После войны Егор Терентьевич вернулся в родное село, где работал и водителем, и бригадиром строительной бригады. Как полагается, женился, один за другим пошли дети: двое сыновей и четыре дочери. В колхозе он тоже всегда был на «передовой», поэтому немного погодя стал заместителем председателя колхоза.
Воспитал шестерых детей, потом появились тринадцать внуков, а затем и 13 правнуков. Жили дружно, небогато, но весело и с открытой душой. В положенный срок вышел Егор Терентьевич на пенсию. Но дома со своим неугомонным характером не усидел. Занялся лошадьми, которых всегда любил. Последняя из них, кобылка Солнышко, понимала его с полуслова, разве что говорить не умела. Ульев у него было около двух десятков, а еще три десятка кур, индюки…
И все было бы хорошо, но 20 лет назад пришла в их дом беда: в автокатастрофе погиб сын Геннадий. Скрутило тогда старого солдата, от горя почернел весь, но выстоял фронтовик, не сдался. А вот супругу его, Евдокию Аркадьевну, смерть сына надломила, да так, что выпрямиться она уже не смогла и через пять лет ее не стало.
К тому времени дети обзавелись своими семьями. Звали все по очереди отца переселиться к кому-то из них. Не захотел. Так и остался жить один: один, но не одинокий. Дети у него бывали постоянно, заботились, помогали по нехитрому хозяйству. Внуки и правнуки гурьбой тянулись.
Начальство и односельчане вниманием не обходили. Ни один праздник без него не начинался, приглашали, сажали в президиум. Школьники просили побывать у них, поделиться воспоминаниями о войне. Опять же дом и хозяйство присмотра требовали. Всегда ветеран был весел и приветлив. Политикой интересовался. Ни одно мало-мальское событие мимо него не проходило, будь в мире, стране или в родном районе.
Очень он любил жизнь и искренно, честно старался сделать ее лучше. Деда Егора в деревне знали все. На его доме даже красовалась табличка: «Здесь живет Герой Советского Союза Воробьев Егор Терентьевич».
Среди боевых и трудовых наград Егора Воробьева – орден Ленина, медаль «За победу над Германией», медаль Жукова, медаль за Халхин-Гол, медаль «Золотая Звезда», орден Отечественной войны I степени, юбилейные медали.
Уже седьмую весну не будет с нами Егора Терентьевича – последнего из проживавших в Ульяновской области Героев Советского Союза, участника трех войн, замечательного человека и гражданина своего Отечества.
Галина Величкина, заведующая сектором музейных образовательных программ Ульяновского областного краеведческого музея