К середине мая рост цен на бензин всерьёз обеспокоил не только рядовых автомобилистов, но и профильные ассоциации. Российский топливный союз обвинил в сговоре оптовых продавцов топлива. Лайф разбирался, кто виноват в росте цен на бензин и когда это закончится.

Вторую неделю подряд цены на бензин в России увеличиваются на 1%. Такова нерадостная статистика Росстата. Так, с 7-го по 14 мая в среднем по стране стоимость топлива выросла на 46 копеек — до 41,28 руб. Сильнее всего бензин подорожал в Махачкале — на 4,8%, в Рязани — на 3,2% и Кирове — на 2,8%. В Москве цены выросли на 1,5%, в Санкт-Петербурге — на 0,8%. При этом с начала года в среднем по стране стоимость бензина увеличилась на 3,4%. И претензии топливного союза к оптовым продавцам небезосновательны.

— Темпы роста цен на бензин стали увеличиваться как раз в то время, когда на дорогах традиционно растёт поток машин, — отмечает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. — В России есть большая категория водителей, которые передвигаются на автомобиле только в тёплое время года. Соответственно, на всех автозаправках стали действовать по принципу “грех не воспользоваться”. Коммерческие затраты автоперевозчиков, вероятно, будут компенсироваться удорожанием их услуг. А вот рядовым автомобилистам придётся “проглотить пилюлю”.

Действительно, цены на бензин фактически предоставлены сами себе. Если цены на продукты питания контролируются Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой и прочими госструктурами, то бензин может расти в цене фактически бесконтрольно. О чём и заметили в отраслевом союзе. Объясняется это очень просто: топливо не считается продуктом первой необходимости.

Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

Цены на топливо фактически контролируются лишь в периоды посевных работ и работ по сбору урожая. Но и в этом случае реального снижения цен на бензин и дизтопливо не наблюдается. Вместо этого фермерам компенсируют расходы на бензин и солярку талонами — практика, оставшаяся у нас ещё со времён СССР.

— Если посмотреть на график цен на бензин еще с далёких 90-х, то нетрудно заметить, что бензин в России вообще никогда не дешевеет, даже когда снижается баррель нефти, — отмечает инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский. — Можно назвать это как угодно: “особенностями чего-то национального”, непомерной жадностью владельцев НПЗ, акцизами, постоянно меняющимся фискальным законодательством и так далее.

К тому же сейчас особенно благоприятный момент для повышения цен. Идёт формирование правительства. Все министры по-прежнему находятся в статусе исполняющих обязанности. По словам Владимира Рожанковского, понимая это, нефтяники не опасаются скорого возмездия и чувствуют себя весьма вольготно, переставляя ценники вверх.

— Бензин дорожает из-за растущей нефти, — считает старший аналитик Альпари Роман Ткачук. — Цены на нефть вернулись к уровням четырёхлетней давности. За два месяца рублёвая стоимость барреля выросла на 35% — до 4935 рублей. Это приводит к росту расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), закупающих подорожавшую нефть. Они вынуждены увеличивать отпускные цены на бензин, чтобы сохранить рентабельность. Тревожная для автолюбителей новость: нефть продолжает расти, поэтому бензин может ещё подорожать. Не исключено, что в ситуацию вмешается государство. Например, оно может обязать нефтедобывающие компании делиться своей выросшей прибылью с НПЗ. Тогда удорожание бензина приостановится.

В противном случае бензин продолжит дорожать на протяжении всего 2018 года. Вне зависимости от того, будет ли меняться стоимость нефти. Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров, даже при коррекции барреля Brent в мире в России бензин дешеветь не начнёт и передышки, коррекции ждать не стоит. По его прогнозам, до конца года цена поднимется как минимум до 45 рублей. Аналитик связывает рост цены с общими сложностями в экономике из-за неблагоприятной ситуации с санкциями и внешнеполитическим фоном.

Фото: © РИА Новости / Илья Питалев

Фото: © РИА Новости / Илья Питалев

Впрочем, топливные кризисы случались в нашей стране и раньше. Были ситуации значительно более неприятные для потребителя, чем просто рост цен. Кроме дефицита бензина в 90-е, был сбой в поставках авиационного топлива в начале 2000-х. Как вспоминает руководитель группы анализа и исследований ICBF Павел Щипанов, каждый раз после решения проблемы цены неизменно повышались и выяснялось, что кризис был искусственный, как раз с целью оправдания повышения цен. Торговцы топливом очень чувствительны к различным изменениям в экономических условиях их работы. А сейчас как раз произошли такие изменения.

— В 2018 году был отменён транспортный налог, о чём, кстати, говорилось давно, — отмечает Павел Щипанов. — Сбор денег будет перенесён на акциз на топливо. И в преддверии этих изменений цены сразу пошли вверх. Это явление очень негативно сказывается на экономике страны. Топливо составляет значительную долю затрат в аграрном секторе, в грузовых перевозках и в авиации. И если в сельском хозяйстве государство как-то пытается компенсировать аграрникам эти затраты, то в других секторах экономики рост цен на бензин постепенно тянет вверх и цены на авиабилеты, и тарифы на перевозки. Разгон общей инфляции девальвирует повышение цен на бензин, и всё повторяется по замкнутому кругу. В нынешнем году это стало особенно заметно, так как инфляция снизилась до рекордных 2,2%. Правительству и Центробанку стоит над этим задуматься, иначе рост цен на бензин может подорвать всю борьбу с инфляцией.