Многим, наверное, памятен огромный портрет Ленина, который более десятилетия вывешивался по праздникам на здании гостиницы «Венец». Уже сам его масштаб – да и художественный уровень (явно не типовая наглядная агитация) – вызвали желание узнать об истории и авторах портрета. Получилось не вполне…
«Ульяновская правда» 8 ноября 1981 г. писала: «Гостиницу «Венец» вновь украсил необычный портрет Ильича. Впервые он появился на призме гостиницы в дни празднования 110-летия со дня рождения В.И.Ленина [апрель 1980-го], и газета уже рассказывала о его создателях – художниках Л.Воронове, В.Матвееве и В.Кудрине…». Разумеется, захотелось найти эту более раннюю статью об авторах. Добросовестно пролистал подшивки областной газеты за два года – с начала 80-го, и… не нашел. Странно, но так. Смотрел внимательно, затратив немало времени, и вряд ли пропустил. Хотя, конечно, если неизвестно точно, что и когда было напечатано – все может быть… Что ж, воспользуемся информацией из других источников. Но, поскольку эти сведения весьма отрывочны и, более того, противоречивы – заранее прошу прощения за неточности и пробелы. Возможно, кто-то сможет поправить и дополнить. Сомнений добавляет и тот факт, что на снимках разных лет запечатлены разные портреты. Понятно, что изображение недолговечно (солнце, дожди, ветер), но ситуация еще более усложняется. Вернемся к началу: авторы – художники, названные «Ульяновской правдой».
***
Лев Анатольевич Воронов. Родился в 1933 г. в Костромской области, детство прошло в послевоенном Ленинграде. Окончил Ленинградское художественное училище, Высшее училище им. В.И.Мухиной, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В 60-х работал в Братске, Ангарске. Огромное панно его работы украсило в 1961 г. плотину Братской ГЭС. В 1967 г. переехал в Ульяновск. Член Союза художников. Оформлял интерьеры Ивановского детского дома (1971-1972), железнодорожного вокзала (1974, диплом ВДНХ). Работы Л.А.Воронова хранятся в музеях Ульяновска, частных коллекциях.
Еще одна странность, но, по словам Льва Анатольевича (неверное изложение?), портрет Ильича он рисовал один, без соавторов. 15 января 1999 г. газета «Симбирские губернские ведомости» опубликовала заметку о художнике:
«…Самым крупным из заказов Воронова в ту пору был гигантский 60-метровый портрет Ленина на гостинице «Венец» [явная неточность: высота 24-этажной гостиницы 76 м., а портрет занимает 10 этажей]. Причем, рассказал Лев Анатольевич, помощников в живописном деле у него не было. А вот на полотно для будущего портрета работали два цеха швейной фабрики им. Горького. Затем холст расстелили на полу в спортивном зале Дворца профсоюзов. Лев Анатольевич с бидоном краски ходил по этому полотну и писал вождя с помощью обычной швабры. Так как кистью нарисовать глаз Ленина шириной три метра было просто нереально…
– …Чтобы установить готовый портрет, с торца гостиницы специально был смонтирован грузовой лифт… – вспоминает Воронов. – Переносили портрет из зала два взвода курсантов танкового училища. Когда они несли свернутый в рулон портрет по ул. Советской, ГАИ перекрыло движение. А на 110-летие Ленина портрет ветром сорвало с гостиницы и здорово потрепало. В срочном порядке собрали бригаду скалолазов, которые установили запасной (на всякий случай я сработал и копию). За две недели работы мне заплатили 1,5 тысячи рублей и еще 150 за эскиз. По тем временам это были большие деньги.
…Когда я работал в Братске, мне заказали большое панно высотой 30 метров. Его нужно было выполнить к открытию ГЭС. Я на кране поднимался и рисовал. Потом просил переместить меня на некоторое расстояние, чтобы мог посмотреть, как получилось. На открытие электростанции приехал Н.С.Хрущев. Он похвалил работу и распорядился не скупиться на гонорар для художника. Заплатили мне 15 тысяч рублей…».
***
Валентин Александрович Матвеев (будем все же придерживаться версии областной газеты). Родился в 1937 г. в Ногинске. Окончил художественное училище им. 1905 года, Художественный институт им. В.И.Сурикова. 8 лет работал главным художником Красной площади в Москве. А потом волею судеб стал жителем Ульяновска, работал в художественном фонде. Он оказался наделен не только художественным, но и литературным даром. Его перу принадлежат прекрасные стихи, а в журнале «Литературный Ульяновск» №2 за 2009 г. напечатаны страницы воспоминаний В.А.Матвеева «Годы и люди». Вот небольшие отрывки:
«…Мечта осталась одна – стать художником. Отец всячески поощрял мои художества – сам в молодости рисовал… Увлекался поэзией. …Отец привозил из Москвы краски, кисточки, флакончики разбавителя, льняное масло. Картонки для этюдников делал из продуктовых коробок. Грунт варил из столярного клея с мелом…
…Не знаю точно, сколько человек на место, но конкурс был большой. …Был 1951 год. Участники войны, рабочие заводов (всё для фронта) шли вне конкурса. Наконец, кончились экзамены, и я… уехал в Ногинск, домой, чтобы там уже ждать решения моей судьбы. Лето догорало, а с ним и мои надежды. И вдруг – как взрыв в ночи – …открытка: «Вы приняты на 1 курс худ. пед. училища» [училище им. 1905 года]…
…Эскиз: …ребята на дворовом тротуаре играют в городки. За этот холст я получил диплом с отличием…
Мое будущее было определено – Суриковский институт. Я, с красным дипломом, шел вне конкурса, по трем обязательным экзаменам – живопись, рисунок, композиция – были пятерки…
Первый курс Суриковки. Все новое: свободный выбор педагогов, живопись, графика, скульптура, театральная группа – все рядом, все интересно. Новые, известнейшие имена. Директором института был Модоров – …друг Ворошилова, суровый на вид, но, как говорится, «родной отец студентам». Студенты были со всего Союза – интернационал. Был такой Виктор Астальцев – воевал на Дальнем Востоке с японцами [заслуженный художник РСФСР, Москва, известен его вид Ульяновска «Набережная» (1969)]…
…После защиты диплома от распределения… я отказался – вот-вот жена должна была родить. Дали вольный диплом… Мотаться по редакциям надоело, в Союзе художников делать нечего – я же не член. А вот как-то встретил однокурсника – тоже вольный. «Да иди к нам, в «Мосгороформление», там свобода». …Главный художник города Калайда посмотрел на эскизы – а почему бы нет? …Диплом? Зачем? Лучше посмотрите вот эти заказы… Лично я предлагаю Вам вот этот…
Повседневная работа – это городская реклама, оформление магистралей, выставок… Основной, почетной работой считалось оформление Красной площади. Но это доверялось только заслуженным старожилам-большевикам… Главный приемщик-то – Гришин В.В., ответственный за пропаганду. …Ну, а нам не нравились их стереотипы. …Как-то мелко, немасштабно смотрелись маленькие плакаты, перегруженные текстом, на фасаде ГУМа, Исторического музея… И мы решили рискнуть. Заказали большие планшеты… и начали у меня дома творить. Сделали ночной вид оформления с человеческой толпой – эффектно получилось… Размер-то – 32 м. на 14. С некоторым волнением принесли на художественный совет. И, под скромные его аплодисменты, утвердились. Это была и победа, и признание, и, конечно, очень даже неплохие деньги…».
Конечно, учитывая опыт Валентина Александровича в городском оформлении, привлечь его к созданию огромного портрета было вполне логично. Но, кроме названной выше заметки в «Ульяновской правде», других свидетельств его участия в этой работе не встречалось, как и собственных упоминаний В.А.Матвеева об этом.
Позже в его жизнь пришла беда. Из-за болезни кровеносных сосудов ампутировали правую руку и левую ногу. Он научился рисовать левой рукой. Но… «Его конек – портреты. Но писать маслом одной рукой физически невозможно – процесс трудоемкий, нужна вторая рука. Он не спит ночами, водит, водит мысленно кистью по холсту, накладывает одну краску на другую…» («Мономах», 2008, №1).
***
Третьим автором портрета «Ульяновская правда» назвала В.Кудрина. И тут тоже, честно говоря, в сомнении. Возможно, речь идет о московском живописце Викторе Петровиче Кудрине (1925-1999). С учетом ответственности работы привлечение столичных сил было бы вполне объяснимо. Но это лишь предположение, пусть знающие люди поправят.
***
Если в вопросе авторства портрета Ленина на гостинице «Венец» так и остались неясности, то о других участниках его создания и можно говорить вполне определенно. Вернемся к заметке «Ульяновской правды» от 8 ноября 1981 года, с которой и начат был этот материал.
И ВНОВЬ ПОРТРЕТ УКРАСИЛ ГОРОД
…Редакция получила письмо: «Хотелось бы, чтобы газета написала и о других мастерах, причастных к созданию самого большого ленинского портрета. Они достойны того, чтобы их имена знал наш город. Старший инструктор Ульяновского швейного завода В.А.Смолькина».
Портрет был написан на сплошных полотнищах, которые затем разрезались на полосы с выборкой через одну. Полосы подшивались к прочной капроновой сетке, которая прикреплена на каркас из стальных тросов. Все швейные работы – а они требовали филигранного мастерства – были поручены Ульяновскому швейному заводу. Непосредственное руководство осуществляли главный инженер Евдокия Андреевна Фролова и инженер-технолог Зинаида Трофимовна Томинова. А исполнителями стали учащиеся двух групп Ульяновского технического училища №6 вместе с наиболее опытными труженицами Ульяновской швейной фабрики имени Горького В.И.Шигаевой, Н.Н.Староверовой, А.И.Новиковой, Г.А.Вагиной.
В течение месяца в две смены этот коллектив был занят выполнением почетного заказа. Его рабочим местом на это время стали спортивные залы педагогического института и Дворца культуры профсоюзов.
З.Т.Томинова рассказывает: «Работа была очень сложна и ответственна. Несмотря на то, что она была доверена молодежи, выполнена работа безукоризненно. Отличной оценки заслуживают комсомолки Алла Алеева, Лена Лобанова, Лена Герасимова и многие другие девушки».
Сегодня, в праздник Октября, портрет Ленина снова украшает наш город. Он создан не только художниками, но и руками простых тружениц, отнесшихся к порученному делу с душой и любовью.
Н.Таранов.
***
Использованы материалы:
1. Н.Таранов «И вновь портрет украсил город» («Ульяновская правда» от 8 ноября 1981 г.).
2. И.В.Лежнин «Служение людям» Творческий портрет Л.А.Воронова («Ульяновская правда» от 13 октября 1983 г.).
3. «Раньше он рисовал гигантского Ильича…» («СГВ» от 15 января 1999 г.).
4. И.А.Воронова «Творчество ульяновского графика Л.А.Воронова» (Материалы I Поливановских чтений (2001), Ульяновск, 2002).
5. «Каждый шаг означает и взлет, и паденье» (о В.А.Матвееве, «Мономах», 2008, №1).
6. В.Матвеев «Годы и люди. Страницы жизни» («Литературный Ульяновск», 2009, №2).

Фото И.П.Иноземцева. ok.ru/profile/537592749599 – Людмила Дягилева.
Дата не указана, но, вероятно, самый ранний снимок.

В.И.Саблин. «Праздник на улице Ульяновска». 1984.
Портрет на гостинице отличается от обоих оригиналов и обликом, и размерами. Видение художника?

1987 год. vk.com/club140363533 – Ретроспектива / Ульяновск.
Здесь не тот портрет, что на первом снимке. «Запасной», о котором упоминает Л.А.Воронов (но он говорил о копии), или совсем другой?

1 мая 1991 года.
Г.А.Демочкин «Антология жизни. 1991-1996» (Ульяновск, 2004).

С.В.Захаров. Портрет художника Л.А.Воронова.