Когда-то участки под дачи выделялись без задней мысли о чьей-то наживе на этом деле, а как часть социального пакета, говоря по-современному. Сегодня социальная составляющая функционирования садово-дачных объединений практически упразднена и на первый план вышло благополучие управленцев, для которого, похоже, в садах все теперь и делается.

В облправительство обратились члены СНТ «Оазис-1» с письмом, в котором рассказывают о, в общем-то, печальной судьбе своего садового товарищества. Организовано оно было в 1990 году распоряжением Юрия Горячева. Участки предназначались для социально слабозащищенных людей, в числе которых были и семьи с детьми-инвалидами. Позже влились работники автозавода, учителя, медики. УАЗ на первых порах принял участие и в организации деятельности товарищества, предоставив, в частности, шесть 60-ку-бометровых цистерн для воды. Шло оформление участков. Потом – их передача в собственность. Но вскоре, как говорится в письме, пропали цистерны, объяснений, куда они делись, никто садоводам так и не дал.

Дальше начались и вовсе непонятные и, скорее всего, незаконные действия управленцев. Без собраний членов СНТ «Оазис-1» и «Здоровье» и без документального оформления эти два товарищества были объединены в одно – СНТ «Здоровье», хотя без малого у тысячи садоводов в бумагах, в том числе кадастровых, по-прежнему значится СНТ «Оазис-1». К этим двум точно таким же образом присоединили еще два СНТ – «Черничку» и «Динамо». Сделано это было, как подозревают в «Оазисе», вероятно, с целью увеличить количество членов товарищества и соответственно собираемых с них денег. Сейчас каждый садовод должен внести по 3500 рублей в год. Всего набирается порядка четырех миллионов рублей, львиная доля которых идет на зарплаты правлению. Контроль за расходом членских взносов отсутствует, говорится в письме, «бессменный председатель ревизионной комиссии, видимо, составляет фиктивный отчет. Все собрания садоводов за истекший период практически неправомочны из-за малочисленности. Журнал учета присутствующих на собраниях отсутствует, регистрация не производится».

«Электросеть с/о (садовое общество. – «СК») в очень плохом состоянии, так как принадлежит четырем «организаторам» – частным лицам, -говорится далее. – Низкое напряжение, даже электрический чайник удается согреть с трудом. Столбы деревянные, б/у, на пасынках, качаются, бывали случаи падения, что опасно для жизни. Провода в большинстве оголенные, присоединенные к домикам без каких-либо правил эксплуатации. Кроме того, необходим трансформатор нужной мощности. Своими силами наладить нормальное электроснабжение не представляется возможным из-за значительных финансовых затрат. Энергетикам срочно необходимо произвести ревизию, оплату за электроэнергию производить по индивидуальным счетчикам, заключив договор с каждым садоводом. В с/о наблюдаются случаи воровства, так как практически отсутствует охрана. Доступ любого «горожанина» в с/о возможен со всех четырех сторон».

Садоводы просят руководство региона вмешаться и помочь наведению порядка в СНТ. Это: оказать содействие в проведении собрания членов общества по избранию нового правления, более достойного, как они выражаются; восстановить ранее существовавшее СНТ «Оазис-1», которое состоит на кадастровом учете; обязать правление открыть расчетный счет СНТ и уйти от «налички», которую невозможно контролировать; оказать помощь в осуществлении проекта установки приборов учета электроэнергии и т.д.

Ответил на письмо министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов области Михаил Семенкин, сообщив садоводам, что по закону органы власти не могут вмешиваться в деятельность СНТ. Председателя переизбрать может собрание, участие в котором готовы принять работники министерства. Электросетевое хозяйство передается на баланс поставщика в соответствии с постановлениями правительства России (названия и номера документов указаны). Расчетный же счет в СНТ «Здоровье» открыт, но он арестован приставами.

В принципе ответ по существу, но воспользоваться данными в нем рекомендациями садоводы, в большинстве своем люди пожилые, вряд ли смогут. Те, кто им противостоит из правления и живет на их взносы, люди куда более ушлые, знают все ходы и даже лазейки в законах и всегда рядовых садоводов объегорят. Если власть не вмешается более плотно, эту сферу, как и гаражные кооперативы, ждет, вероятно, деградация, хотя вдохнуть в нее жизнь все еще возможно. Дело-то в принципе хорошее, хоть и стало для садоводов экономически совсем невыгодным. И в качестве первого шага нужно обуздание аппетитов руководства СНТ -возможно, через обращение не столько в облправительство, сколько в прокуратуру, в сферу надзора которой входит и закон о садоводческих обществах.

Артур ТАНИЕВ