Магазины товаров для ремонта и мебельные супермаркеты, впервые за последние годы, переживают покупательский бум. По данным крупнейших ритейлеров отрасли, люди заказывают и покупают все необходимое, чтобы справить новоселье: обои и краску, ламинат и светильники, унитазы и ванны, мебельные гарнитуры и ковры.

Как и прогнозировали специалисты федерального Агентства жилищного кредитования, в 2017 г. резко вырос объем ипотечных программ, и запланированный 1 млн займов будет по итогам года заметно превышен. Уже с марта 15 ведущих банков РФ увеличили доступность кредитов на недвижимость, и это сразу стимулировало спрос – за месяц размер кредитования достиг докризисной цифры в 150 млрд рублей, а за квартал рост составил 25% к 2016 г.

Только каждый 5-й объект продается с полной оплатой, половина покупок – по ипотеке. Поменялись и цели: инвесторы ушли в кризис, остался частный запрос. Практика такова, что количество новоселий примерно соответствует числу выданных кредитов на приобретение жилья: примерно миллион граждан страны не только делают крупные вложения, но и сразу обустраивают квартиры для проживания. И это заметно повлияло на строительный рынок в текущем году.

Нарастание потребительского спроса на ассортимент строительных прилавков продавцы отмечают с лета, а ближе к новогодним праздникам интерес стал ажиотажным. Оптовикам пришлось вспомнить рекордные продажи в декабре 2013 г. – ряд товаров снова попал в список дефицитных с отложенным приобретением: 70% покупателей выбирают экономичные артикулы, но возвращается спрос и на импортное качество.

Так, при выборе оборудования для санузлов клиенты магазинов все чаще спрашивают решения, позволяющие максимально использовать пространство туалетных комнат – как правило, небольших. Покупатели оценили преимущества подвесных европейских унитазов: например, инсталляции Геберит (посмотреть можно здесь) можно укрыть в кирпичной и даже гипсокартонной стене, а любые запчасти к ним легко найти в продаже.

Следуя новому тренду на установку отдельно стоящих ванн, раскупаются чугунные или высококачественные акриловые образцы известных брендов. Представители торговых предприятий отмечают – заказчики уже привыкли к новым ценам, и в свои новые квартиры все чаще предпочитают брать краны и комплекты для душа от ведущих производителей. Фаянс, удобная ванна и смесители – лидеры продаж с осени.

Кафель, обои в торговой предновогодней статистике занимают прочное место в середине списка: россияне традиционно обновляют домашние интерьеры накануне главного праздника года, а не только в ожидании переезда на большую жилплощадь. Мебель тоже раскупается, и, по мнению, торговых представителей, этому способствуют распродажи и возможности рассрочки от производителей.

Эксперты относят оживившуюся торговлю в строительной и смежных областях к пока незначительным, но перспективным переменам в отечественной экономике. Новостройки сумели снова привлечь инвестиции, с учетом изменений в составе целевых покупателей – и тем самым отрасль стимулировала общий потребительский спрос.