Меняются времена и идеалы. Немного можно назвать имен и событий, объединенных отношением к ним симбирян 19 века и нынешних ульяновцев. Но есть то, что остается неизменным…
В 1899 году Симбирск отмечал 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина (26 мая / 6 июня по н.с). Юбилей праздновала вся Россия, а у города, который поэт посетил в 1833 году, были особые причины помнить эту дату. 18 марта 1899 г. Е.С.Котовщиков – гласный городской думы, директор классической гимназии, член Архивной комиссии и комитета Карамзинской библиотеки – предложил «внести в ближайшее заседание думы вопрос о способе чествования знаменитого во всей русской жизни юбилея». Предлагалось многое: создание пушкинского сквера на Покровской пощади, установка бюста, постройка училища имени Пушкина… Утвержденный в начале апреля план празднования, по причине нехватки средств, оказался скромнее.
С начала мая в учебных заведениях города проводились пушкинские чтения с показом «туманных картин». 25 мая, накануне юбилея, состоялось общее собрание учащихся с лекцией и концертом.
Главные события происходили 26-го. Утром во всех храмах прошли молебны. Потом в актовом зале гимназии, украшенном бюстом Пушкина, флагами и «экзотическими растениями», состоялся литературный утренник. Совместное заседание провели ученая архивная комиссия и комитет Карамзинской библиотеки. После докладов выступил архиерейский хор с кантатой, посвященной юбилею. Около полудня, при большом стечении народа, в поселке Туть состоялась закладка городского училища им. А.С.Пушкина. В 14 часов в городском театре, в присутствии губернатора и городской власти, прошло торжественное собрание и концерт. Все присутствующие получили портреты Пушкина и брошюры о нем.
27 мая в театре состоялся литературный вечер-концерт с чтением стихов и прозы Пушкина, отрывками из опер. Во все юбилейные дни проходили пушкинские чтения и спектакли для народа на открытых сценах. Правда, «СГВ» от 29 мая 1899 г., в заметке о торжествах, упомянули лишь о торжественой панихиде в кафедральном соборе и «литературном утре» в Доме дворянского собрания.
Примерно так же юбилей отмечался в уездных городах. «СГВ» от 26 мая описали празднование в Алатыре: литературные чтения в городском училище, спектакль, поставленный коммерческим клубом (сцены из «Бориса Годунова» и картина «У колыбели Пушкина»); общественное собрание приобрело издание сочинений Пушкина.
***
И.А.Гончаров в «Автобиографии» (1859), говоря о себе в третьем лице, писал: «Живее и глубже всех поэтов поражен был Гончаров поэзиею Пушкина в самую свежую и блистательную пору силы и развития великого поэта и в поклонении своем остался верен ему навсегда». Иван Александрович высоко ценил деятельность симбирянина Павла Васильевича Анненкова – литератора, издателя, первого ученого-пушкиниста: «…Так он издает Пушкина! Как я рад, я, жаркий и неизменый поклонник Александра Сергеевича. Он с детства был моим идолом, и только он один». Сам же Анненков написал о Пушкине в 1880 году: «Он всегда останется… представителем типа гуманного развития в свою эпоху, примером человека, который… сохранял живое гражданское чувство и всю жизнь обнаруживал неустанную энергию в проповеди справедливых, честных отношений между людьми…».
Д.Д.Минаев, не раз признававшийся в преклонении перед Пушкиным, в 1860 г. писал: «Самая приятная и отрадная новость, которую мы слышали…, есть та, что уже разрешено поставить памятник нашему дорогому поэту А.С.Пушкину. Памятник этот, говорят, будет поставлен в саду бывшего Александровского лицея в Царском Селе, где прошла первая юность и пропеты первые песни Александра Сергеевича». Сбор средств на памятник затянулся, и открыт он был лишь 26 мая 1880 г. в Москве. И.А.Гончаров из-за болезни был вынужден отказаться от предложения председательствовать на торжественном обеде в честь открытия памятника. Не смог приехать из Симбирска Д.Н.Садовников. Его стихотворение «На открытие памятника Пушкину», зачитанное в зале Московского дворянского собрания, «произвело впечатление, и чтец был осыпан рукоплесканиями битком набитой громадной залы»:
…Теперь мы все сошлись на праздник Мая –
Твой первый день приветствовать, певец,
И в честь тебя, поэта-чародея,
Певца святой любви и красоты,
Весна, как встарь, кидает, не жалея,
К твоим ногам душистые цветы!
***
Александр Возняк
ПУШКИН НА ВОЛГЕ (к 150-летию А.С.Пушкина)
…Симбирск! Весь город на виду,
За Волгой лес рыжеволосый
Стучат по шаткому мосту
В грязи по ступицу колеса.
Дождем промытая – светла,
Виднее даль на перекатах.
Церквей старинных купола
Сияют золотом заката.
Казалось, город нем и глух,
Живет, заглядывая в святцы.
Салопы синие старух,
Фуражки важных домочадцев…

Торопит Пушкин ямщика:
– Гони, служивый! Дело к свету!
Гостиница. Бежит слуга.
– Чиновник питерский приехал!
«Что ж, за чиновника сойдем…».
Немало колесил по свету.
Симбирский неуютный дом,
Как пристань – на пути поэта…
(«Литературный Ульяновск», №3, 1949)
***
Лев Нецветаев (к 180-летию А.С.Пушкина)
ГОРА
«Просыпаюсь утром – что же? Не отъехал я и пяти верст. Гора – лошади не везут…» (из письма Пушкина жене 14 сентября 1833 г.)
Тучи серые стелются низко.
Начал дождь заунывные пляски.
Не доедет никак до Симбирска
Господин, задремавший в коляске.
Он чудной: не шумит, не буянит,
Ямщика за волосья не треплет.
За окошко рассеяно глянет,
Усмехнется и снова задремлет.
А дорога все круче и круче,
И ездок пригорюнился странно:
– Неприступны симбирские кручи
Для Степана и для Емельяна…

Слава Богу! Теперь уже близко.
Одолели проклятую гору.
Вот и первые крыши Симбирска,
Колокольни, сады и заборы…
(«Ульяновская правда» от 6 июня 1979 г.)
***
В 1999 году Ульяновск отмечал 200-летие поэта. Были стихи, речи, поздравления… Самым значимым событием юбилея стало открытие литературного музея «Дом Языковых». Разумется, не могли остаться в стороне от события местные СМИ. Публиковались статьи историков, литераторов, воспоминания современников… Очень интересным оказался опыт «Народной газеты». Еще за год до юбилея она открыла рубрику «Мой Пушкин». О своем постижении поэта, о той роли, которую сыграл Пушкин в их жизни, рассказывали известные ульяновцы и обычные горожане. Издать бы это сборником! Вот несколько фрагментов.
***
А.И.УСТЮЖАНИНОВ, народный артист России:
Как хорошо, что в нашем доме был этот большой, предвоенного издания том Пушкина. С тех пор, как в 6 лет научился читать, я в эту книжищу, главную в доме, заглядывал. Не все понимал, но искорками нет-нет, да проникало в тебя поэтическое восприятие мира, возвышенно-романтическое состояние души…
Стою в очереди в строгом заведении, сейчас мне вручат паспорт. В руках – сборничек Пушкина. Читаю:
Пустое «вы» сердечным «ты»
Она, обмолвясь, заменила.
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила…
Так, именно так со мной и было в ту весну! И когда ты с Поэтом, он задает тебе духовную высоту и чистоту. Точность попадания слова в мысль и реальность так велика, так абсолютна…
Внучка Настя живет ожиданием дня рождения. Я предлагаю ей просыпаться с Пушкиным:
Уж девять лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня?..
В.Н.ФИЛИМОНОВ, архитектор, краевед:
Я как-то задумался: когда впервые Пушкин вошел в мое сознание? И память унесла меня в послевоенный 1946 год. …Дядя взял меня погостить к себе в Пушкин (тогда Детское село). …Именно из этой поездки… осталось во мне еще не совсем осознанное, но уже чувство приобщения к Пушкину. Там я соприкоснулся с созданной руками великих зодчих дворцово-парковой средой, окружавшей юного лицеиста…
Выбирая при распределении после института Ульяновск, я не предполагал, что здесь снова встречусь с Пушкиным. Первым таким поводом оказалась работа над проектом реконструкции помещений и садового участка… в одном из красивейших старинных особняков Симбирска. Он известен в городе как дом купца Сачкова. Как оказалось, это было одно из трех зданий, которые посетил Пушкин во время пребывания в нашем городе в 1833 году…
…В 70-ые гг. я занимался проектированием музея А.А.Пластова в селе Прислониха. …Побывал в рабочем поселке Языково,в бывшем имении друга Пушкина Н.М.Языкова. …В 70-ые был жив старинный, с прудами и вековыми вязами парк. Мы постояли у вековой ели, посаженной, по преданию, самим Пушкиным. С 1969 г. в парке ежегодно в день рождения поэта проводились пушкинские праздники. И в этом огромная заслуга… А.Н.Блохинцева. Им впервые было изучено пребывание Пушкина на Симбирской земле в книге «И жизни след оставили своей…»…
Е.СТУДНИКОВ, водитель:
Когда машину купили, жена запилила: поедем в Михайловское, всю жизнь мечтала… Ну, я подумал – машину обкатаем, да и дочка поглядит, какой там дуб у Лукоморья. Приехали на рассвете, никого еще нет, только мужичок какой-то перед домиком метлой ширк, ширк. «Здорово, – говорит, – к Александру Сергеичу приехали? Так рано еще, спят все». И я – поверите? – аж похолодел. Вроде как, приди попозже – он из домишка-то в халате и выйдет. А места там какие! Жить в такой красоте и стихов не писать – невозможно…
А.Е.ЕГУТКИН, художник (народный художник России, 2011):
…Я долго не прикасался к пушкинской теме. Вынашивал идею, делал наброски, почеркушки. Мне кажется, к Пушкину можно только прикоснуться, выразить свои чувства, может быть, и родившиеся сиюмиутно…
– Для Вас Пушкин..?
– …явление великое, знаковое. Это трагический образ, с постоянной внутренней всполохностью, неоднозначностью, с массой потрясающих черт человека, мужчины…, с неуживчивостью, сиюминутной несправедливостью по отношению к близким и одновеменно невероятной им преданностью. …Такая личность всегда интересна для художника…
М.ЧЕРЕДНИКОВА, доктор филологических наук, профессор УГПУ:
Пушкин для меня – почти ежедневное чтение, почти ежедневный разговор. Одна моя бывшая студентка хорошо сказала: «Капитанская дочка» проходит через всю жизнь не потому, что ее в школе «проходят», а потому, что на ней осознаешь, насколько меньше понимал в жизни еще вчера. За невероятной простотой сюжета – бездна смыслов, которые можно постигать всю жизнь…
ГЕОРГИЙ Б., грузчик:
Пушкин – пример для меня и в жизни, и в любви. Когда я первый раз влюбился, стал представлять себя Пушкиным, даже подражать ему. Для своей прекраснойдамы сочинял стихи… Был готов драться на дуэли с любым ее обидчиком. И дрался. Не на шпагах, правда, на кулаках. Рука-то у меня тяжелая! А по натуре я романтик. Люблю мечтать. Как и Александр Сергеевич…
В.А.СУКАЙЛО, краевед, писатель (автор книги «Симбиряне в жизни и творчестве А.С.Пушкина», 2001):
…Мой Пушкин – Пушкин 1836 года. Это его последний, очень трагический год. …Здесь было все. Радостей – мало. Печалей и горестей – больше: смерть матери, поездка в Святые Горы, куда через год привезут Александра Сергеевича. 1836-й – время,когда с поразительной остротой обнаружилось одиночество Пушкина. Не будет преувеличением, если скажу, что Поэта съел быт: большая семья, где кроме жены и детей живут две сестры Гончаровы, требовала невероятных расходов. Мало кому известно, что Пушкин бедствовал…
Но 1836-й – это и год невероятного творческого подъема. Лгут те, кто говорит, что Пушкин искал смерти потому, что исписался. 23 июля он заканчивает «Капитанскую дочку»… И вдруг находит вдохновение! За 1,5 летних месяца создан… величайший в русской поэзии «Каменноостровский цикл», где поэт, как нигде, обозначил свое одиночество. Эти стихи, возможно, не понятны молодым. Но я глубоко убежден: они созвучны тем, у кого сердце обожжено личной трагедией…
Е.АНИСИМОВА, портниха:
Пушкинские стихи мою семью спасли. После свадьбы года два прошло, а у нас все наперекосяк. Женились-то вроде по любви, но так уж вышло… Не выдержала я, от мужа уехала к маме. Через два месяца он пришел. Идем по улице, молчим. Вдруг он остановился, вздохнул глубоко, да и говорит: «Я вас любил, любовь еще быть может…». Господи! Шофер он у меня, какие стихи, двух слов не вытянешь… А у меня слезы, говорю ему: и я ж тебя люблю! Так вот и прожили двенадцать лет…
А.М.ПОЛЕЖАЕВ, писатель:
Память уносит меня в далекую пору моего детства. Год 1956-й. Село Елшанка в 35 км от Ульяновска. Сельчане жили тогда не очень шикарно. Избы освещались керосиновыми лампами, репродуторы-тарелки – и то были не у всех. Но люди все равно стремились к культуре. Мой дед, Михаил Кузьмич, искусный мастер столярных и плотницких дел, был заядлым книгочеем…
Помню – зима, вечер. Окончив работу…, дед не спеша садится за стол. А я лежу на горячей русской печке и наблюдаю…, как он наливает из медного пыхтящего самовара чай и нетропливо пьет. Затем снимает с лампы закоптелое стекло, протирает его и ставит обратно. В избе сразу становится светлее. Дед, нацепив очки, берет в руки толстую книгу и чуть глуховатым голосом читает:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
И мне слышно, как и в самом деле в печной трубе завывает ветер, скрипит калитка, и где-то далеко лают собаки. Так состоялось мое первое знакомство с Пушкиным.
Л.Ю.ЕРШОВА, заведующая музеем «Дом Языковых»:
…Каждый шаг и жест Александра Сергеевича достоин внимания и изучения. Пребывание поэта в Симбирске – самый загадочный, самый непроработанный факт его биографии… Например, пребывание Пушкина в Казани рассчитано по минутам: что делал, с кем встречался… Потому что сохранилось много документов. А у нас, можно сказать, ничего не осталось…
– В начале беседы Вы сказали: «Пушкин – мой кумир»…
– Я очень завидую женщинам, которые любили Пушкина и которых он любил. Читаю его письма – это восторг! Язык совершенно современный. Сколько там иронии, сарказма, подтекста! Можно и плакать и смеяться. …Современники поэта вспоминают, что он был очень разным, мог и обидеть человека. Но я прощаю ему все недостатки. Ведь он – Пушкин…

А.А.Пластов.
1) «А.С.Пушкин в Болдино». 1949.
2) Иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1949.

А.А.Пластов. Иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1949.
«А.А.Пластов», альбом репродукций, М.-Л., «Советский художник», 1950.

А.А.Пластов. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина «Полтава». 1949.
«А.А.Пластов», альбом репродукций, М.-Л., «Советский художник», 1950.

Л.Н.Нецветаев.
1) «Брожу ли я вдоль улиц шумных».
2) «Мой Пушкин»

Лев Нецветаев
НАЧАЛО ИЮНЯ
Что за время! Чистота и свежесть.
Буйство трав, небес голубизна…
Вся в цвету, блаженствуя и нежась,
С летом обручается весна.
Время юной, удивленной силы,
Полное любовью до краев,
Подарило Пушкина России –
Под распев счастливый соловьев.
1979

Л.Н.Нецветаев.
1) «Теплый вечер».
2) «Медный всадник».

А.И.Дягилев. «А.С.Пушкин». 1975.

А.Е.Егуткин. «Пушкин и Языков».

Светлана Матлина
ПУШКИН И ЯЗЫКОВ
В шумящем языковском парке
Стоит золотая пора.
И небо в чернильных помарках,
И стаи, как брызги с пера!
Гляди: подкатила коляска.
Языков, певец удалой,
Пред негром, восторжен и ласков,
Встречая, стоит с епанчой.
Он с гостем – среди купидонов,
Прудов, как у Музы в раю.
В обнимку бегут они к дому,
А дождь чистит клюв о траву…
Как углем, их профилей тени
В глубоком оконном стекле.
Гляди же! – так кратко явленье,
И мало волшебных углей!

А.Павленко. «Пушкин в Симбирске».

А.И.Зыков. «Безмятежно расцветал (И праздномыслить было мне отрада)». Литография из цикла «Сквозь штормы судьбы. Пушкин»
«Пушкиниана Анатолия Зыкова в музеях Ульяновска» (Ульяновск, 2002).

«…Над неохватной ширью Волги и заволжских пространств непрекращаемо кипят облака, и тугие ветры неостановимо ерошат листву деревьев на могучем горбу Венца… И вдруг в мозгу сверкает мысль: да ведь это все было предопределено! Пушкин не мог не появиться здесь, на высоком берегу главной реки России!..
Вручение в дар моих пушкинских работ состоялось в зале Дома Языковых, стены которого помнят Пушкина. Для меня это событие волнующее, важное».
А.И.Зыков, народный художник России.

Б.Н.Склярук. Портрет Елизаветы Александровны Загряжской.

Приехав в 1833 г. в Симбирск, Пушкин навестил губернатора Александра Михайловича Загряжского и случайно попал на урок танцев. Он не смог отказать Лизе Загряжской и ее подругам и протанцевал с девочками по несколько туров вальса. Через 10 лет Елизавета Александровна стала женой родного брата поэта – Льва Сергеевича Пушкина.